Конспект урока: Цвет. Основы цветоведения. 6 класс

Работа сопровождается презентацией.

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения;

Дать понятие цветового круга, основных и составных цветов; холодные и теплые оттенки

Развивать творческую фантазию

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока.

Важным моментом в живописи является изучение цвета в пространстве.

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве. Например, красный цвет – это символ солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, теплом; но он же означает тревогу, опасность. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой и безжизненность. Черный цвет – отсутствие света, недоброе, горе, смерть.

У цвета есть много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

3. Работа по теме урока.

Обычно, если мы вглядимся в картину, то заметим определенную закономерность в ее цветовом строе. Взаимоотношения цветов в пределах одной картины и будут тем, что мы называем колоритом.

Цветоведение – наука о цвете – изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник.

Итак, белый солнечный свет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя спектр, то есть беспрерывный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый и т.д. Последовательность цветов спектра легко запомнить в поговорке. Слайд 2

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном соотношении.

Слайд 3. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА — желтый, синий, красный. Их невозможно получить смешением красок, но из этих цветов можно получить всю спектральную цветовую палитру.

Слайд 4. Цвета, составленные из составных, называются составные.

Слайд 5, 6. Для удобства все цвета размещают по кругу, исключая голубой (смесь синего с белым)

Слайд 7. Цветовой круг можно расширить, добавляя в него цвета, полученные смешением основных и составных цветов

Слайд 8. Полный цветовой круг  включает  хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные или все видимые в природе белые, серые и черные цвета.) цвета. Смешение хроматического цвета с белым увеличивает его СВЕТЛОТУ

Смешение хроматического цвета с чёрным увеличивает его насыщенность

Слайд 9. Итак, живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль

Слайд 10. Выделяют основные характеристики цвета: светлота, цветовой тон и насыщенность.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку – по светлоте (светло-серый или темно-серый)

Хроматические цвета еще выделяются цветовым тоном и насыщенностью.

Цветовой тон – это и есть цвет (красный, зеленый и т. д.) А вот насыщенность — близость или удаленность от спектрального цвета.

Слайд 11, 12, 13. Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. Свое название эти группы получили – одни по ассоциации с цветом неба, воды и льда, другие – с цветом солнца и огня. В цветовом круге хроматические цвета расположены в определенном порядке.

Рассмотрим для примера 2 картины написанные в теплых и холодных оттенках.

Слайд 14. Остроухов «Золотая осень»

Слайд 15. К. Моне. «Скалы в Бель-Иль»

4. Актуализация знаний.

Многие из вас не раз прочитали сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и помните описание этого фантастического мира: «…путники подошли к высокой каменной стене ярко-зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами. … У эти ворот кончалась дорога, выложенная желтым кирпичом… Блеск Изумрудного города ослепил путников… По бокам улицы возвышались великолепные дома из зеленого мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды… Жители города были в зеленой одежде. И кожа их тоже отливала смугло-зеленоватым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами».

Как много разных зеленых оттенков и их нужно уметь подобрать на рисунке.

5. Практическая работа.

Выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета.

1. Составить гармонию тёплых пятен «В солнечном городе»

2. Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной королевы»

6. Итог.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, ИЗО, 6 класс