Конспект урока: Эскиз русского народного костюма.

Цели урока: Познакомить с особенностями русской народной праздничной одеждой.

Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.

Закрепить понятие “орнамент”, его виды.

Совершенствовать изобразительные навыки, умение работать с гуашью.

Воспитывать художественный вкус, интерес к народному искусству и бережному отношению к предметам старины.

Оборудование: для учителя: слайды изображения русских народных костюмов, таблица орнаментов, иллюстрации с изображением одежды, её элементов и примеры украшения костюма;

Для учащихся: альбом, карандаш, любые живописные материалы.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.

Как вы думаете, когда появилась одежда?

Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте?

От чего зависит тот или иной характер одежды разных народов?

Итак, одежда - предмет первой необходимости. Полезные функции: укрывать тело от непогоды, палящего солнца. Эстетические: подчёркивает красоту фигуры человека.

А как вы думаете, каким был идеал женской красоты на Руси? Представление о женщине у наших предков существовало нераздельно с образом птицы, древним священным символом добра, и благополучия. "Лебёдушка", "Лебедь белая", "Утушка", "Павушка" - вот эпитеты, которыми русский народ в поэзии награждал женщин. На Руси женщина должна иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем, соболиные брови.)

Именно поэтому А. С. Пушкин писал “А сама – то величава, выступает, будто пава….

Все русские одежды были подчинены этому идеалу; зрительно создавая прекрасный величественный образ.

Красочна и нарядна русская народная одежда. Как она называлась, чем украшалась, как и когда в нее наряжались, можно ли расшифровать узоры на вышивках одежды – обо всем этом вы узнаете сегодня на уроке.

3. Знакомство с новым материалом.

Ребята, представьте себе такую картину. Долгий зимний вечер. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено и снова тихо.

В этой комнате находится бабушка и ее внучка Катюша. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах.

А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила.

А внучка Катюша, как бы ни была интересна сказка, а краем глаза примечала как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет.

Рисунок Прошло время. Вот уже к повзрослевшей Катюше пришли женихи свататься. Вышла к ним Катюша в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки. 

Все было именно так. Но где и когда – никто не знает. Потому как велика Россия, и сколько на её просторах городов, сел, деревень. И жили в них такие вот бабушки и Катюши. Да и почему только Катюши? В России много красивых женских имен.

Какие простые русские имена вы можете назвать? (Машенька, Дуняша, Аленушка…)

И у каждой из них был огромный сундук, где хранились сокровища – праздничные одежды. И все они были сшиты, связаны, украшены вручную. А еще бывало – съедется простой народ на ярмарку. А ярмарка в те времена была большим праздником. И одеты были все по-праздничному, во все самое лучшее. По одежде, по узорам, по платью, по головному убору и обуви можно было узнать – откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.

Ребята, а кто может сказать – как выглядит русский костюм? (Сарафан, передник, пояс…).

С первого взгляда наряды – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть – какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.

Традиционный женский праздничный наряд часто называли “Сарафанным комплексом”, так как основные его части - рубаха и сарафан. До XVII века называлась мужская длинная верхняя распашная одежда. На женское платье это слово перешло потом.

Шили сарафаны из домотканых тканей и из покупных. Популярен был кумач, но для очень нарядной одежды брали атлас, а в зажиточных семьях – парчу. Рубаха – рубаху наши предки носили с незапамятных времён. Это подтверждается множеством поверий. Собственную сорочку не продавали: считалось, что заодно продаёшь своё счастье. В народе ценились люди готовые отдать нуждающемуся последнюю рубашку.

Рубахи шили из домотканых тканей, украшали яркой вышивкой. В вышивках запечатлены образы народного творчества – конь, птицы, дерево жизни.

На Руси никогда не ходили распояской, и первой “одеждой”, которую получал новорождённый, был именно пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканевые, вязанные, плетёные. Многие были со словесами – искусно вытканной строкой молитвы или посвящения. А то просто имена или надписи “Кого люблю, того дарю”.

Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьян просто немыслим.

Легко было в древности определить по наряду девушки ее возраст - совершеннолетняя или нет - об этом говорил в первую очередь головной убор. До замужества головной убор не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Взрослея, вместе с поневой они получали "красу" - девичий венец. Еще его называли "увяслом" - "повязкой". Ее расшивали как можно нарядней, иногда даже золотом.

Другой славянской разновидностью "красы" был венчик из тонкой металлической ленты. Делали такие венчики из серебра, реже из бронзы, на концах устраивали крючки для шнурка, который завязывали на затылке.

Головной убор "мужатой" женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. Жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался, таким образом, ее мужем и господином.

Другая разновидность убора замужней - кика. Отличительной приметой кики были рога, торчавшие вверх надо лбом. Дело в том, что согласно верованиям славян, рога обладали огромной оберегающей силой. Женщине, особенно молодой матери, это было жизненно необходимо. Другой идеей, "заложенной" в эти рога (и тоже связанной с быками и коровами), была идея плодородия, продолжения рода. С древнейших времен существовал как бы промежуточный между девичьим и женским головной убор: его надевали просватанные девушки перед свадьбой. Он носил название "плачея".

Головные уборы связаны с образом неба, звезд, солнца и птицам, которые связывают небо и землю. Отсюда название женских головных убор: кика, кичка (кичет – лебедь), сорока, кокошник (кокош-курица), коруна, очелье. Ленты, спускающиеся с головных уборов, иногда сплошь затканные бисером, символизируют дождь. Подол рубахи и юбки украшался орнаментами, символизирующими засеянную пашню. Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, символизирующих подземно-подводный мир.

В народной одежде необходимо также отметить и то, что она всегда отвечала трем основным требованиям: польза, прочность, красота.

Одежда разных губерний отличалась друг от друга, но едино оставалось то, что в основу костюма входили рубаха, сарафан, пояс, головной убор.

Вот сейчас мы рассмотрим костюмы разных губерний.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

1. Слайд Основу любого русского костюма составляла рубаха. Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Такие обычно носили мужчины. Ее украшали вышивкой. Носили ее на выпуск и обязательно подпоясывали. Плетеные пояса, свисавшие до колен, могли быть украшены на концах головами ящеров, символизирующих нижний подземно – подводный мир. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед. Также в их наряд входили штаны, которые заправлялись в сапоги или в онучи (кусок ткани), а сверху онучей одевали лапти.

Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

2. Слайд В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан.

Плавные линии сарафана как бы струились, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

3. Слайд В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.

4. Слайд А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.

Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.

5. Слайд Передник щедро украшался вышивкой.

Красный цвет преобладал. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.

6. Слайд Навершник – это верхняя одежда, которую носили осенью или весной. Навершник не подпоясывали.

Праздничная одежда самая богатая, надевали ее 3 – 4 раза в год, в самые торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

7-11. Слайды И еще несколько примеров русской праздничной одежды.

А теперь познакомимся поближе с девочками-мастерицами и орнаментами, которые они вышивают.

12. Слайд Нюрочка родом из старинного города Великий Устюг, который издавна славился своими рукодельницами. Посмотрите, какой сложный костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, украшенного передника, юбки и пояса. На рубахе в шахматном порядке вышиты разноцветные крестики, а на переднике – условные изображения фигурок людей. Широкий пояс заканчивается длинными кистями и является важной деталью в украшении костюма. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.

13. Слайд Настенька живет в Нижегородской губернии. Она сделала свой наряд по–царски красивым. Основой её праздничного наряда является шелковый сарафан. Он украшен золотым шитьем, тесьмой, кружевом и стеклянными пуговицами. Из под сарафана выходят длинные расшитые рукава рубахи. Поверх всего одета бархатная епанечка – короткая расклешенная кофточка без рукавов. Голову Настенька украсила головным убором – коруной.

14. Слайд Дуняша – знатная вышивальщица. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Нужно знать, что какой-либо орнамент в вышивке обозначать может. Орнамент можно “прочитать”. Например, в вышивках часто встречаются изображения коней, деревьев, птиц, женских фигур, где конь как бы воплощает образ солнца, а птица несет людям свет и добро. Цвет тоже играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.

4. Постановка задачи перед учащимися. Практическая работа учащихся

А сейчас переходим к практической работе. Сегодня вы на уроке художники – модельеры, будите создавать эскиз русского народного праздничного костюма – мужского или женского – по выбору. Простым карандашом намечаем контур сарафана и рубахи, намечаем вышивку. Затем переходим к цвету, работаем гуашью, используем кисти разной толщины.

Дети работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

5. Итог подводится на следующим уроке. Работы выставляются и анализируются. Выбираются лучшие работы учащихся.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: изо, конспект урока