Классный час: Гражданские свободы и политические права

Задачи:  

- ознакомление с гражданскими и политическими правами и свободами человека;

- изучение особенностей отдельных видов прав человека.

Ключевые термины: свобода совести, свобода убеждений, выборы.

Методы: беседа, работа в малых группах, взаимная проверка.

Ход занятия

Беседа.

– В ст.18-21 Всеобщей декларации прав человека провозглашены гражданские свободы и политические права, осуществляемые при участии в формировании государственных органов и процессе принятии решений.

Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21.

– 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

– 2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

На доску вывешивается плакат с кратким перечнем прав.

 

Гражданские и политические права и свободы 

•  Свобода мысли, совести, религии

•  Свобода выражения убеждений + получение информации

•  Свобода мирных собраний и ассоциаций

• Участие в управлении страной, равный доступ к государственной службе, равные выборы

 

– Что такое свобода совести?

Совесть – это внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение. Это выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку.

Под свободой совести создатели Декларации имели в виду право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания. Никто не может заставить человека исповедовать или не исповедовать религию, это его право и выбор.

– В ст. 19 упоминается свобода убеждений. Это понятие означает право человека придерживаться определённых мнений, идей, точек зрения и свободно их выражать, а также получать и распространять информацию.

Свобода мирных собраний и ассоциаций - важное право. Ассоциация – это добровольное объединение людей или организаций для достижения общей цели. Участие в любой ассоциации - исключительно добровольное, никто не может принуждать человека вступать в организацию.

– В ст. 21 Декларации закреплено право на управление страной и участие в выборах. Для чего вообще нужны выборы? Каждый имеет право участвовать в управлении страной, но людей много, и если бы каждый пытался управлять, получился бы сплошной хаос. Поэтому люди выбирают своих представителей для управления государством.

Выборы – мероприятие, при котором граждане путём голосования определяют человека, который будет управлять страной (президент) или передают представителю часть своих прав (например, принимать государственные решения, определять путь развития страны).

Согласно Декларации выборы должны быть периодическими и нефальсифицированными (т.е. честными), а также проводиться путём тайного голосования при общем и равном избирательном праве.

Ситуация А.

Нана – мусульманка. Вместе с другими мусульманами она регулярно встречается для выполнения религиозных обрядов. Однако государство запретило исламскую религию, заявив, что православие – единственная разрешённая религия в стране. Собрания мусульман начали разгоняться. Какое право Наны было нарушено? Может ли государство разрешать или запрещать религию?

Правильный ответ. Было нарушено право Наны на свободу мысли, совести и религии. Человек может исповедовать свою религию как единолично, так и вместе с другими. Демократическое государство не вправе вмешиваться в вопросы вероисповедания, а тем более разрешать или запрещать религию (ст. 18).

Ситуация Б.

У Саши много друзей за рубежом. По электронной почте он обменивается с ними информацией, рассказывает о жизни в своей стране, делится планами.

Но однажды Сашу вызвали в прокуратуру и потребовали все зарубежные контакты прекратить. Какое право Саши нарушено?

Правильный ответ. Нарушено право на свободу убеждений и свободное их выражение. Саша вправе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ (ст. 19).

Ситуация В. Проходя мимо группы людей, собравшихся на антивоенный митинг, Саша был остановлен активистами организации «Анархисты против насилия». Они пригрозили его избить, если он сейчас же не запишется в неё и не присоединится к митингующим. Нарушены ли права Саши? Что такое свобода мирных собраний и ассоциаций?

Правильный ответ. Права Саши были нарушены. Никто не может быть принуждаем к вступлению в какую-либо ассоциацию (ст. 20). 

– Далее предлагается ученикам выбрать из следующих выражений те, которые соответствуют духу прав человека.

  1. Свобода есть возможность делать всё, что хочется.
  2. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами.
  3. Свобода есть независимость от норм, установленных людьми.
  4. Свобода одного человека ограничена пределами свободы других.

–  Далее предлагается ученикам закончить следующие фразы:

  1. Если я вправе принимать участие в управлении  государством, это значит, что я могу...
  2. Если у меня есть право на образование, это значит, что я могу...
  3. Если у меня есть право на труд, это значит, что я могу...
  4. Если у меня есть право на свободу объединений, это значит, что я могу...
  5. Если у меня есть право собственности, это значит, что я могу...
  6. Если есть свобода совести, это значит, что я могу...
  7. Если есть свобода слова, это значит, что я могу...

Контрольные вопросы:

  • Назовите группы прав и свобод, которыми обладает человек.
  • Какие права относятся к гражданским (личным) правам человека?
  • Что, на ваш взгляд, означает быть свободным?
  • Что означает свобода убеждений?
  • Что означает свобода совести?
  • Назовите международные документы о правах человека.
  • Что означает избирательное право?

Рефлексия классного мероприятия.

Размер:
39 Kb
Скачали:
105