Родительское собрание: Питание наших детей

В современном мире, где на человека обрушивается огромный поток информации, стремительный темп и череда нескончаемых дел, на фоне неблагоприятной окружающей среды самой большой ценностью может быть только здоровье.

Как его сохранить? Как убедить детей в необходимости беречь его с ранних лет? Как сделать так, чтобы бережное отношение к себе и другим стало привычкой?

Особое место в этом вопросе занимает питание. Почему одни дети очень худые, другие – очень толстые. Одни кушают хорошо,  другие – плохо? В школьной столовой много еды выбрасывается. Почему? Правильно ли кормим детей? Ответы на эти вопросы я нашла в книге «Питание наших детей» Удо Ренценбринка. Восьмая глава «Питание и темпераменты» очень заинтересовала меня.

Я провела родительское собрание по этой теме. Родители тоже заинтересовались.

Работа по этой проблеме была продолжена. Так в 1 классе поводилось родительское собрание «Режим дня в жизни школьника», где особое внимание было уделено времени приёма пищи, её рациону.

На празднике «Здравствуй, осень!» дети ели салаты, приготовленные родителями из овощей и фруктов, Родители рассказали о пользе витаминов, которые содержатся в ингредиентах представленных салатов, делились опытом составления рациона питания детей с учётом полученных на родительском собрании рекомендаций.

Во втором классе провели собрание на  тему: «Как улучшить здоровье детей». На нём родители обменивались рецептами быстрого и эффективного восстановления  здоровья детей из личного опыта.

К празднику «Я и моя семья»  мамами были приготовлены любимые блюда семьи. Дети пробовали традиционные русские блюда, национальные армянские, азербайджанские, грузинские.

Не сразу и не все ученики менялись: вспыльчивые становились более уравновешенными, заторможенные – более подвижными. Изменились в лучшую сторону и взаимоотношения между детьми.

В третьем классе планируем провести собрание с родителями на тему: «Питание по группам крови», а с детьми инсценированный классный час «Правильно ли мы едим». Далее привожу дословно 8 главу из книги Удо Ренценбринка «Питание наших детей»:

«То, что мы едим и пьем, имеет значение не только для нашего  телесного благополучия; питание сказывается и в душевной сфере. Так, мы можем спросить себя, не существует ли связи с темпераментом человека.  Можем ли мы помочь выраженному меланхолику определенной формой питания освободиться от его односторонней предрасположенности? Или нам следует чего-то избегать в питании холерика, чтобы он не слишком сильно распалялся.

Эта проблематика особенно интересна для нас в связи с развитием ребенка. Конечно, мы знаем, что лишь в редких случаях определяющим в ребенке является один единственный темперамент, скорее, в большинстве случаев господствует смесь нескольких. Поэтому мы не можем действовать по одной схеме, а должны выбирать питание в соответствии с индивидуальными данными. Кто-то из матерей, вероятно,  вздохнет: «Из моих четверых детей у каждого свой темперамент, что же я должна ставить на стол? Я же не могу готовить четыре разных обеда!» — Конечно, нет! Однако если вникание в эти вопросы делает нас более сенсибильными при выборе питания, так что мы лучше сможем определять, что будет полезным для всех детей, и при этом никто в отдельности не будет обделен.

Предрасположенность к какому-то темпераменту в ребенке видна уже в первом семилетии жизни, но отчетливо формируется лишь в школьном возрасте. У маленьких детей в определенных фазах развития на передний план выступают определенные оттенки. Мы можем, например, назвать радостное барахтание и крики грудного ребенка холерической нотой. Однако следует остерегаться относить каждое непослушание маленького ребенка с соответствующими громкими выкриками на счет холерического темперамента. Это может быть и нарушение поведения, связанное с внедрением воли в личность, которое сегодня происходит так сложно.

Следующее общее описание темпераментов нельзя без поправок относить к дошкольному возрасту и первым школьным годам. Как мы видели в главе 1, соотношение членов человеческого существа в течение первых семилетий меняется. Поскольку это соотношение определяет темпераменты, для ребенка младшего возраста нам нужно использовать другие масштабы, нежели для  школьника, к которому относится следующее изложение. Рассмотрение соотнесенности темпераментов с сущностными членами, которую Рудольф Штайнер описал для маленького ребенка и для первых школьных лет, вышло бы за пределы задач данной книги.

Сначала мы хотим рассмотреть особенности четырех темпераментов и связать это с тем, как мы должны в каждом отдельном случае относиться к ребенку. Так мы можем получить представление, которое приведет нас к ответу на вопрос о целесообразной диете для разных темпераментов.

 

Меланхоличному ребенкутрудно дается контакт с внешним миром. Зачастую он сидит тихо и безучастно, размышляет и мало двигается. Эта предрасположенность обоснована тем, что физическая телесность оказывает слишком сильное влияние, и душа не может свободно развиваться. Рудольф Штайнер объясняет, что организм меланхолика пронизан тончайшими отложениями солей. Из-за этого он ощущает тяжесть в своих членах. Когда он хочет только поднять руку или ногу, ему приходится преодолевать эту тяжесть. Из-за телесных отложений ребенок и душевно попадает в плен, так что ему трудно найти связь с внешним миром.

В наших педагогических усилиях нам не следует пытаться развеселить меланхолика или объяснить ему, что дела в мире обстоят не так уж плохо, и судьба относится к нему тоже дружелюбно. Тогда он почувствует себя просто непонятым и сильнее замкнется в себе. Нам следует лучше пояснить ему, что мы сами тоже прошли через тяжелые страдания. И мы покажем ему серьезные представления, которые созвучны с его трудностями. При этом нам придется быть очень терпеливыми, пока, наконец, в нем не будет пробуждена реакция, и он не поймет, что не только ему так трудно. Если нам удастся пробудить в нем сочувствие к другим, мы добьемся уже многого.

Каждый темперамент имеет свою задачу. Он действует благословенно, если не развивается слишком односторонне, а интегрируется в структуру личности. Так, меланхолик имеет предрасположенность к тому, чтобы стать хорошим мыслителем.

 

Флегматикудобно живет в силах своего «жизненного тела», или, как называл его Рудольф Штайнер, своего «эфирного тела», которое выражается прежде всего во всем водном, в особенности в системе желез. Синтезирующие процессы обмена веществ доминируют по сравнению с процессами распада солей в голове. Поэтому флегматику трудно развивать активную жизнь мысли и приходить к ясным представлениям. В этом он противоположен меланхолику, который сильно живет в мышлении. Флегматик не закрыт в себе, но как будто во сне потоком эфирных образующих сил отдан внешнему миру.

Мы поможем флегматику, если будем поступать так же, как с меланхоликом, и полностью погрузимся в настроение его темперамента. Мы будем играть рядом с ним флегматика, пока это ему не надоест и он не начнет, наконец, что-нибудь делать.

Флегматический темперамент имеет и свои преимущества. В наше суетливое время мы умеем ценить, когда какой-либо человек излучает спокойствие и постоянно внимателен.

Сангвиник полностью растворяется в элементе душевного. Он расточает себя в жизни чувств и ощущений. Он реагирует на все раздражители, однако он слишком сильно меняет свои интересы и поэтому остается поверхностным. В то время как меланхолик скован в функции своего тела, сангвиник лишь мимолетно соединяется со своим обменом веществ. Он меньше живет в твердом и водянистом, чем в области воздушного, он настоящий «ветренник».

Нашей педагогической задачей будет в этом случае добиться, чтобы сангвиник выбрал себе одного воспитателя и для него проявлял выдержку. Потому что он, сангвиник, способен на любовь, мир чувств — его стихия.

Поэтому он особенно открыт для искусства, чувственной радости, и воодушевляется всем прекрасным.

 

Холерик стремится к деятельности. В нем много сил, которые часто находятся в состоянии застоя и ищут своего применения. Если для этого не предоставляется возможность, происходят взрывы, и бьется фарфор.

Воспитатель будет устанавливать на пути холерика препятствия, на преодоление которых тот сможет тратить свои силы. Он — человек действия. И он получает импульсы из огня своего духа, своего Я. Таково значение этого темперамента.

Фридрих Рюккерт прекрасно охарактеризовал в одном стихотворении темпераменты. Он описывает, как отдельные представители реагируют в определенной ситуации: узкую тропинку преградил камень, что сделают разные люди?

Сангвиник легко через камень прыгнет, кокетливо и грациозно,

А коли споткнется, это нимало его не печалит.

Свирепо столкнет его прочь холерик твердой стопой,

Глаза его радостью светятся при виде такого успеха.

Когда же флегматик придет, степенно шаги он замедлит;

Не хочешь коль ты мне пути уступить, тебя обойду я.

И остановится здесь меланхолик в раздумьи,

В мыслях напрасных о вечной своей  неудаче.

Мы можем констатировать; темпераменты обусловлены тем, что в каждом случае доминирует один из членов сущности человека (физическое тело, жизненное тело, душа и дух).

Здесь присутствует и связь с четырьмя элементами — землей, водой, воздухом и огнем. Элементы, в свою очередь, можно легко соотнести с частями растения (корень, лист, цветок и плод) (как представлено в главе VI). Таким образом, мы нашли отправную точку для ответа на вопрос о целесообразном выборе питания с учетом темпераментов. Мы проверим, насколько отдельные части растения следует использовать в целенаправленной диететике.

 

Питание  меланхолика

Меланхолику родственно то, что имеет земной характер, то есть соленое и горькое. Если мы будем руководствоваться описанной педагогичеcкой максимой, нам нужно давать ему корневые части, то есть то, что ему соответствует. Корни, помимо этого, имеют то преимущество, что они поддерживают силы головы, мышление, то свойство, в котором меланхолик чувствует себя особенно свободно.

Однако мы выбираем корни только для начала, а потом будем более сдержанны с корнеплодами, равно как и с капустой. Зато мы постараемся под-сластить меланхолику существование. И тогда можно взять морковь, которая приняла сладость в область корня. С ее помощью мы как бы перехитрим его, подав ему небесную сладость в одежде родственного ему горького корня земли. Мы можем также добавлять к корням свекольный сироп, или, еще усиливая, немного меда.

Для того чтобы освободить меланхоличного ребенка от гнетущих сил земли, помогает цветочный чай, подслащенный медом. Мы выберем также что-нибудь согревающее, например, фрукты, хорошее растительное масло, выпечку, приправленную фенхелем, анисом или тмином. Среди губоцветных мы тоже находим согревающие травы: базилик, тимьян, майоран, шалфей вот всего лишь некоторые из них. Кроме того, пряные травы передают меланхолику очень целебный элемент света.

Вообще мы должны выбирать растения больше по их световому качеству, потому что нужно пронизать светом самую мрачную область вещества, в которой скованы эти дети. Большое значение имеет также содержание кремния в питании. Кремний — мы знаем его в его чистейшей форме как горный хрусталь — является вратами для света. И тем самым мы вынуждены обратиться к злакам, которые отличаются своей особенной кремниевой динамикой.

Какой злак мы выберем? — Свет и тепло сообщают больше всего ячмень, просо и овес. Особенное отношение к свету имеет гречиха, которая хотя и не относится к семейству злаков, но которую мы высоко ценим как ценную зерновую культуру. Она показывает нам свое отношение к свету тем, что в определенных условиях повышает чувствительность животных к свету. После кормления гречихой у животных возникают некоторые кожные явления, если они подвергаются воздействию света. У людей этот феномен наблюдается очень редко, однако он ясно показывает нам отношение к свету, которое здесь выражается болезненным образом.

Злаком, соответствующим меланхолику, является кукуруза. Она демонстрирует нам свою тяжесть в толстых початках, которые находятся не наверху на стебле, соединившись с тычинками, а спрятались ближе к земле под массивными листьями. Индейцы, которые питаются преимущественно кукурузой, имеют характеристики Сатурна, на этой расе лежит тень меланхолии.

Из-за употребления кукурузы меланхолик может еще больше быть втянут в тяжесть. Но, тем не менее, мы должны вводить ее в рацион, по принципу не избегать подобного, а преобразовывать. Для этой цели необходимо как следует приправить кукурузу, как это и делают индейцы. В нашей книге «Соответствующее времени питание злаками» мы поместили некоторые рецепты из Южной Америки, например, энхиладос и такос.

 

Питание флегматика

Флегматик — прототип хорошего едока, нам нужно бы всем, подобно ему, наслаждаться пищей в спокойном состоянии духа и без спешки. Только одна тень падает на это совершенство: флегматик неохотно жует. А мы ведь знаем, что пища из злаков требует тщательного пережевывания. Тут могут посодействовать все сотрапезники и пробудить дружеский интерес флегматичного ребенка. Остается только надеяться, что не вся компания за столом состоит из одних флегматиков.

Сущности флегматика соответствует область, в которой выражается водяной элемент: у растения прежде всего лист, но также и водянистые плоды, такие как огурцы, среди блюд - жидкие молочные каши или молоко. Однако мы сразу же чувствуем: именно эти пищевые продукты мы не должны давать флегматику без подготовки — точнее не в чистой форме. Между тем, мы хотим поступать, как и в случае с меланхоликом, методично, и искать нечто соответствующее ему, что в природе преобразовано целебным образом. Подобно тому как корень моркови содержит сахар, так и среди листовых овощей, например, в луке мы находим остроту и огонь, чтобы растормошить флегматика. Этого мы можем достигнуть при употреблении капусты, листового салата или огурцов с использованием стимулирующих приправ. Злаки мы даем в виде хорошо приправленных каш из шрота, в виде мюсли или хлеба. При этом необходимо помнить, что флегматик зачастую не имеет хорошей пищеварительной силы. Часто он реагирует метеоризмом или ощущением переполнения. Необходима осторожно дозированная стимуляция посредством добавления приправ, например, тмина.

Наряду с пробуждающей остротой, на флегматика благотворно действует также кислый элемент, лучше всего в виде молочнокислых овощей или кислого молока. Для ребенка-флегматика также следует рекомендовать вызревшие на солнце фрукты. С пресным молоком мы будем более сдержанны. У флегматика формы тела часто пастозные, для лучшего формирования тела мы выбираем морковь.

Злак, который растет в водянистом элементе и из-за этого имеет сильную связь с флегматиком, это рис. Это зерновая культура Востока. Восточная культура в определенной мере флегматична. В ней имеется много значительного, например, контемплативное созерцание и его высшая степень, медитация, однако у нее недостает активности для раскрытия сознания Я, центральной задачи западного человека. Флегматику мы охотно дадим рис для его жидкостного обмена. К нему очень подходит популярный соус кэрри.

Как вода относится к рису, так огонь относится к овсу. С его помощью мы можем привести в движение нашего маленького флегматика. Ему, конечно, не повредит, если овес его немного «поколет».

 

Питание сангвиника

Пробудить интерес сангвиника к еде нетрудно. Его легко увлечь. Но мы наблюдаем также, что такой ребенок легко отвлекается чем-то другим. Следовательно, за столом нужно широко использовать возбуждение органов чувств. Мы тщательно накроем стол, позаботимся о цветах и аппетитно и красочно оформим блюда. Большое значение имеет то, что мы вместе с ребенком внимательно едим и при этом концентрируемся на небольшом количестве оттенков вкуса. Когда мы интенсивно ощущаем вкус, внутренние органы, особенно печень, активируются и заинтересовываются питанием. Рудольф Штайнер называет деятельность органов почти что неосознанным ощущением вкуса.

Таким образом, мы описываем тот путь, который ведет в противоположном направлении, нежели у меланхолика. Там целью было освободить дух-душу из заточения в области обмена веществ и вывести их в окружающий мир; здесь мы хотим увести их с периферии вовнутрь и закрепить там.

Мы пытаемся достичь того, чтобы сангвиник принял крепкий, даже слегка горький вкус. Ему, в противоположность меланхолику, нужно избегать сладкого, потому что без сахара печень стимулируется для развития более активной деятельности собственными силами. В противном случае это выполняет за него сахар. Горькое также стимулирующим образом влияет на печень. Сангвинику больше нравится наслаждаться небесной сладостью жизни, и он избегает всего горького. Из-за этого ему не хватает глубины переживания. Осторожно и с любовью добавляя в любимые блюда, мы сможем привить обычно очень восприимчивому сангвинику вкус к благородным приправам. Мы расскажем ему, что в давние времена специи были доступны только священникам, королям и князьям, а сегодня каждый человек удостаивается чести принять эти высокие дары.

С помощью приправ мы стимулируем жизнь внутренних органов, чтобы индивидуальность больше участвовала в процессах тела и прочнее закрепилась в обмене веществ.

Среди овощей мы выбираем все нежное и утонченное. Капуста относится к листовым овощам; но некоторые ее виды, как цветная и брюссельская капуста, приняли качества, связанные с цветком. Поскольку желтая, красная и синяя окраска растений всегда возникает благодаря цветочному импульсу, сангвинику подходят морковь и свекла. Нежная сладость, проникшая в корневую часть, является целительной для его темперамента. Потому что тем самым его легкость закрепляется в глубине. Мы охотно добавляем хорошее растительное масло или также немного меда.

Для достижения здоровой крепости земли мы дадим далее сангвиническому ребенку молоко и молочные продукты. Они не отягощают, не слишком сильно привязывают к Земле, как мясо, но разворачивают равномерно гармонизирующую активность в отношении всех органов.

Особенную ценность для такого ребенка имеет питание злаками. Зерновой культурой, соответствующей сангвинику, является просо. Это ясно показывает старый свадебный обычай. Невесте насыпают в туфли горсть пшена, чтобы таким образом напомнить: поворачивайся в своем хозяйстве, будь подвижной, живой и быстрой, оглядывайся вокруг, чтобы ты смогла увидеть каждую пылинку! Другими словами: будь сангвиником в хорошем смысле!

Родиной проса является юг, Африка. Тамошнее население охотно движется и принимает оживленное участие во всем происходящем в окружающем мире. Цветные в США, в отличие от индейцев,  вступили во взаимодействие с цивилизацией белого человека и интегрировались в нее.

Просо поддерживает сангвиника благодаря своему воздействию на деятельность органов чувств и кожу. Это действие кремния, который при помощи тепла и разрыхляющей динамики выводится на периферию. Снова мы добавляем подобное к подобному, не боясь слишком подчеркнуть и выделить темперамент сангвиника; наоборот, он будет поддерживаться в своих сильно задействованных чувственных функциях. Мы охотно выбираем также злаки, которые особенно стимулируют среднюю область: пшеницу, рожь и ячмень. Если рожь слишком тяжела, мы просушим ее перед тем как размолоть и хорошо приправим.

 

Питание холерика

Здесь нам придется быть несколько сдержаннее с нашим девизом «подобное подобным» и не слишком подогревать огненный темперамент. Это, однако, не означает, что мы должны заливать огонь водой. Напротив, в основе мы останемся верными своему принципу и будем давать маленькому холерику хотя и не огненное, но преимущественно мягко согревающее. Потому что обмен веществ живет в тепловых процессах, на которые опирается холерик как волевой тип. Там не должно происходить застоя, иначе можно опасаться взрывов.

В этом смысле мы даем вызревшие на солнце фрукты, растительные масла и прежде всего согревающие пряности. Корнеплоды с острым вкусом, такие как редька, сельдерей и хрен, пронизывают обмен веществ и предотвращают застой. В сортах капусты из семейства крестоцветных также содержится серный процесс, который соответствует холерику. Нужно только разгрузить пищеварительный процесс с помощью зерен горчицы, пряностей из области цветка или из семейства зонтичных, например, тмина, и направить силы огня наверх, так, чтобы их могли воспринять и преобразовать циркуляция и дыхание.

Будучи воспитателями, мы устанавливаем на пути холерика препятствия, на преодоление которых тот должен затрачивать свою энергию. Подобным образом мы поступаем и в питании, предпочитая пищевые продукты, которые при пищеварении не так легко преодолеваются, следовательно, сырые овощи, грубый хлеб и грубые злаковые блюда. Холерик должен иметь, что жевать. Это доставляет ему радость. И тогда хорошо выделяются пищеварительные соки.

В сахарном обмене холерик тоже хочет быть активным. Сахар особенно нужен ему в мускулатуре, где при каждом движении, каждом акте воления сжигается сахар. Однако мы будем ему не готовый конечный продукт, не промышленный сахар, а крахмал в цельном зерне, из которого его организм потом сам должен получить сахар. Рудольф Штайнер указывает в одном из докладов (31.7.1924, СА 354) на то, что благодаря  подобному применению у человека появляются значительные силы. Ведь сахар — это то вещество, благодаря которому Я закрепляется в организме.

Злаком холерика является овес. Он уже в прежние времена был предпочтительной злаковой культурой северных народов Европы. Римляне пренебрежительно называли германцев «пожирателями овса». Овес был для них «кормом варваров». Однако им пришлось узнать, что в этих молодых народах Севера на почве первозданного холерического темперамента жила колоссальная энергия. Вспомните только «тевтонскую одержимость».

Следует ли совершенно отказаться от овса для маленького холерика? Конечно, нет! Овес поддержит его в задатках темперамента. Только в избыточном количестве он мог бы, вероятно, слишком возбудить холерического ребенка.

Рекомендуется менять злаки. Зерновые культуры центра, рожь, ячмень и пшеница, которые не относятся в особенности ни к одному из темпераментов, гармонизируют и уравновешивают. Благодаря им холерик может приобрести здоровое отношение к своему физическому телу и необходимое сопротивление в пищеварении.

 

Четыре темперамента вместе

Что мы делаем, если в ребенке выражено несколько темпераментов?

Это встречается часто и требует, чтобы мы не придерживались твердого правила, а давали полет нашей фантазии. При этом следует по-разному менять питание, чтобы все задатки ребенка могли получить шанс на развитие.

В период созревания человек должен сформировать в соответствии с духом все четыре темперамента и соответственно использовать их в жизненных ситуациях. Он должен мыслить как меланхолик, как флегматик тренировать спокойное созерцание, как сангвиник быть открытым красоте жизни и плодотворно действовать с холерической энергией. Для всего этого мы можем подготовит почву с помощью соответствующего человек питания.

 

Скачать