Технология организации и проведения научно-практической конференции школьников

В работе рассмотрены следующие вопросы по проведению конференции школьников:

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Технология внедрения инновационного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?

Защита научно-исследовательских проектов класса

Интеллектуальный межпредметный турнир

Творческая лаборатория «мой проект» для начальной школы

Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

 

Технология проведения интеллектуального межпредметного турнира

Классные руководители за 14 дней должны представить заявку на участие в турнире  в следующей форме.

Заявка на участие в турнире от _____ класса 

Фамилия имя

Матеем. секция

Гуманитарная секция

Естественнонаучная секция

Общественно-гуманитарная секция

ИЗО

Матем

ИКТ

Русск.

Литер

Англ.

Химия

Физик

Биол

Ист

Общ

Геогр

Иванов С.

+

+

 

+

 

 

+

 

 

+

 

+

Экспертный совет формирует индивидуальные маршрутные листы на основании полученных заявок.

В каждом маршрутном листе присутствует следующая информация:

  1. Класс.
  2. Список учащихся этой группы.
  3. Название секций, номера  кабинетов, где располагаются секции и руководители секций.
  4. Индивидуальные маршруты каждого учащегося.
  5. Ответственные 11-классники, организующие контроль за движением данной группы.

Каждый класс делиться на три-четыре  группы учащихся, с одинаковой первой секцией. Таким образом, осуществляется равномерная нагрузка станций на первом этапе работы турнира. Последующие станции учащиеся проходят в индивидуальном порядке в зависимости от своих маршрутных листов.

За каждой группой закрепляется два – три 11-классника, которые организуют контроль за движением группы и помогают учащимся в поиске той или иной станции, следят за порядком в коридорах во время проведения турнира.

После проведения турнира, руководители секций проверяют сданные работы и заполняют ведомость результатов по каждому классу в отдельности и сдают ее в экспертный совет.

Ведомость участия класса _________

Название секции________________ 

Фамилия имя

Русский язык

Литература

Английский язык

Итог

Иванов С.

60

0

15

75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам интеллектуального межпредметного турнира выбирается «Самый умный ученик», «Самый умный класс».

Награждение победителей и призеров проходит на Празднике достижений.

 

Творческая лаборатория «Мой проект» для начальной школы

Описание направления

Цель творческой лаборатории - создание научно-прикладного проекта  как новой формы реализации совместной творческой деятельности ученика, родителя и классного руководителя в области научно-исследовательского образования.

Оргкомитет конференции выбирает тему проектов для творческой  мастерской, с учетом официального названия года. В каждой параллели выбирается свояподтема. Любой проект должен быть направлен на исследовательскую, практическую, игровую, творческую деятельность.   

Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целая группа.

Например

Творческая лаборатория -2013 «Год Российской истории»

Темы школьных проектов:

1 – 2 класс

Деревянная Русь «Русь моя, деревянная Русь, Я один твой певец и глашатай» (С. Есенин)

3 класс

Парадная Русь «А если это так, то что есть красота…»  (Н.А. Заболоцкий)

4 класс

Россия будущего «В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». (М. Лермонтов)

 

Технология проведения творческой лаборатории

В сентябре экспертный совет предоставляет классным руководителям информацию о теме проекта в зависимости от параллели.

В течение учебного года классный руководитель во внеурочное время организует работу учащихся над научно-прикладным проектом  по следующим направлениям:

  1. Помогает сформулировать проблему (цель). При постановке цели определить и продукт проекта.
  2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
  3. Формулирует задачу.     
  4. Помогает в решении задачи.
  5. Помогает спланировать деятельность
  6. Организует научно-прикладную деятельность.
  7. По необходимости оказывает практическую помощь.
  8. Направляет и контролирует осуществление научного проекта.
  9. Готовит к публичной защите проекта. 

Проекты  выполняются из бумаги, картона и др. поделочных материалов.

Лучшие работы представляются к защите перед классами  в день проведения конференции, утвержденный оргкомитетом.

Классные руководители начальных классов за 14 дней должны представить заявку в оргкомитет конференции  на участие в творческой лаборатории  в следующей форме.

Заявка на участие в творческой лаборатории 

Класс

Фамилия имя участника

 

 

Таким образом, заранее становится известно, сколько человек будут защищать свои проекты на конференции.

Итогом работы творческой лаборатории является выставка детских работ и награждение победителей на празднике Достижений.

Экспертный лист оценки проекта

 

Творческая лаборатория 

Характеристики проектного решения

Уровень решения

Высокий (5 баллов)

Средний (3 балла)

Низкий (1 балл)

1

Представления себя и названия своего проекта

 

 

 

2

Практическая значимость (зачем, как можно использовать, что заинтересовало в теме)

 

 

 

3

Техника выполнения (как делал, с помощью как материалов

 

 

 

4

Новшество (что нового узнал, чему научился пока работал над проектом)

 

 

 

5

Возможное улучшение проекты (Как можно его улучшить или добавить в будущем)

 

 

 

6

Личная инновация (что придумал сам. Это может быть техническое решение, или проект несуществующего объекта)

 

 

 

7

Качество устной презентации (читает или рассказывает сам, качество устной речи)

 

 

 

8

Качество прикладного проекта (разнообразные технологии, сложность выполнения для данного возраста учащегося)

 

 

 

 

Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта

Для учащихся

  1. Развитие интеллектуальных и формирование творческих способностей учащихся путем их активного включения в научную, исследовательскую и творческую среду.
  2. Осознание учащимися возможностей для получения личностно-значимых результатов через использование в практике имеющихся знаний. Данный эффект достигается на основе коллективной работы над классным проектом, возможностей его обсуждения, анализа собственной работы и работ других учащихся над ним
  3. Получение опыта публичного выступления и защиты своего или классного проекта.
  4. Осознание единства и целостности окружающего мира. Достигается за счет постановки учебной ситуации в проектном задании, для решения которой необходима взаимосвязь знаний из различных предметных областей.
  5. Осознание возможностей сотрудничества и значимости коммуникативной культуры для совместного решения задач и достижения поставленной цели.
  6. Развитие таких качеств, как самостоятельность, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие и дисциплинированность. Осуществление регулярного самоконтроля, самооценки обеспечивает стремление к постоянному самосовершенствованию.
  7. Расширение кругозора учащихся в процессе работы над индивидуальным и классным проектом.

Для учителей ОУ, внедряющих инновационный продукт

  1. Построение единого образовательного пространства, направленного на создание условий развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
  2. Получение профессионального опыта внедрения системно-деятельностного подхода в педагогическую практику как основной методологии ФГОС. Достигается за счет практико-ориентированной деятельности учащихся при решении проблемных учебных задач и ситуаций.
  3. Приобретение опыта работы с одаренными детьми, учащимися с высоким уровнем мотивации к изучению школьной дисциплины.
  4. Изменение организационных форм индивидуальной работы, работы  с классным коллективом.
  5. Повышение профессиональной компетенции через построение образовательного процесса с ориентацией на планируемые образовательные результаты учащихся.
  6. Интеграция проектных и творческих технологий в образовательное пространство с осознанием педагогической целесообразности их использования.

Для учителей района и города

  1. Осмысление педагогического опыта, соотнесение его с собственными  образовательными потребностями, рассмотрение возможности его переноса, внедрения и адаптации в собственную педагогическую практику с целью улучшения её качества.
  2. Ориентация в продуктивных тенденциях развития общества, социокультурных процессах образования, своей профессиональной деятельности.
  3. Создание нового вида районных научно-практических конференций, с целью увеличения количества участников и форм деятельности.
  4. Создание системы работы с одаренными детьми  с целью их дальнейшего развития. 

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления 

Сложности

Пути их преодоления

Ориентация учителя на «традиционную» форму обучения. Его неготовность перейти к проектной деятельности внутри целого класса, а не отдельного ученика. Нежелание или невозможность организации проектной деятельности всего класса над одним проектом.

Повышение квалификации учителей по направлению «проектная деятельность» (самообразование, на базе ресурсных центров, внутрикорпоративное повышение квалификации).

Возможная сложность постановки проблемных учебных задач и ситуаций при разработке отдельных проектных заданий внутри классного проекта.

Работа с готовым комплектом тем и  заданий, с последующим их изменением

Сложность  организации в один день работы всех трех направлений научно-практической конференции

Решением Администрации образовательного учреждения выделение двух дней на проведения данного мероприятия. Приглашение в качестве гостя  на школьную научно-практическую конференцию «Проекты на будущее» в ГБОУ лицей №299 с целью получения  опыта организации подобных мероприятий.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!