Развитие творческих способностей учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

В работу вошли разделы:

1. Информация об опыте

2. Технология опыта

3. Результативность опыта

4. Библиографический список

5. Приложение к опыту

Раздел I. Информация об опыте 

Условия возникновения и становления опыта

Становление данного опыта происходило в 2009 – 2011 годах в процессе преподавания изобразительного искусства  среди учащихся 2 – 4 классов, а потом среди 5-9 классов. Этот опыт сформирован в МОУ Ильинская СОШ.  Методическая работа в школе ведётся на хорошем уровне, создаются благоприятные условия для творческой работы по разным направлениям. Проблема содержания образования многие годы является одной из наиболее актуальных проблем дидактики, так как от содержания образования молодёжи зависит и уровень культуры народа, и мировоззрение нации, и общий уровень развития и жизни людей.

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.

Основополагающими требованиями также является изменение социального заказов со стороны государства, общества, родителей, направленного на новый уровень образования: развитие личностных качеств в процессе обучения, формирование новых навыков умений и способностей, создающих условия развития компетентности личности ребенка.

Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Поэтому художественно-творческая деятельность детей должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, в данном случае – бумаге.

В связи с этим заинтересовала проблема развития творческих способностей учащихся через овладение и совершенствование  ими способов работы с бумагой. 

Актуальность опыта

Обосновывая актуальность своего опыта, мы исходим из того, что в современных условиях возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Проблема развития творческой активности учащихся приобретает доминирующее значение в современной школе. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребенку дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, дома, животных, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года" делается акцент на развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности

В программе «Изобразительное искусство» предусмотрены часы на работу с бумагой, то есть конструирование. Не у каждого младшего школьника развито пространственное и образное представление предмета. В связи с этим возникают ситуации, которые ведут к созданию ситуации не успеха и ребёнок теряет интерес к предмету. Следовательно, необходимо пересмотреть всю систему работы и найти выход из этой ситуации.

В ходе деятельности пришлось столкнуться с определенными трудностями.

Прежде всего, исходя из возможностей школы, в которой работает учитель, по учебному плану на преподавание изобразительного искусства выделено и в начальном, и в среднем звене по 1 часу. Поэтому, учитель вынужден искать действенные формы организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

Анализ литературы и массовая педагогическая практика учителей выявляет очевидное противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении и необходимостью развития творческих способностей учеников в художественно-творческой  деятельности.

Исходя из вышеизложенного, возникает следующая проблема:развитие творческих способностей учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике.

Ведущая педагогическая идея опыта

Основной педагогической идеей данного опыта является создание необходимых условий для развития творческих способностей каждого ученика на основе обучения бумагопластике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет 3 года. Чтобы повысить интерес к предмету, создать атмосферу творчества и расширить диапазон детского общения, я пришла к выводу, что необходимо изучать методы организации уроков коллективного и индивидуального творчества. Работать над этой проблемой я стала в 2009 году. В течение этих лет при планировании уроков изобразительного искусства в каждой четверти я обязательно разрабатываю уроки, где наряду с программными уроками широко применяются уроки с применением творческих проектов, а именно работа в технике бумагопластика.

Так как длительность работы над опытом напрямую связана с его результативностью, то автор рассматривает проблему, разделяя на три этапа.

I этап – теоретический - I полугодие 2009- 2010 учебного года.

II этап – практический – январь 2010 - февраль 2011 гг.

III этап – аналитический - февраль 2011 - май 2011 года.

1-й этап был посвящен теоретическому изучению и анализу психолого-педагогической, методической и специальной литературы с целью определения степени разработанности проблемы. Проводилось изучение состояния ее в школах, наблюдение за процессом обучения бумагопластики и влиянием его на развитие навыков художественного конструирования учащихся.

2-й этап  разрабатывалась методическая система уроков курса для учащихся 4-5 классов средней общеобразовательной школы, с целью проведения эксперимента по развитию навыков художественного конструирования.

3-й этап  проведение заключительной диагностики. . Для диагностики изменений развития навыков художественного конструирования учащихся и определения результатов формирующего эксперимента в качестве основных методов были использованы: метод наблюдения за учебной и творческой деятельностью и метод анализа творческих работ. В качестве основных параметров оценки навыков художественного конструирования учащихся, по которым определялись уровни их развития, выступали следующие: знание законов композиции и использование их в практической деятельности на занятиях бумагопластикой; овладение различными приемами работы с бумагой; подчинение технических приемов работы с бумагой эмоционально-содержательным аспектам

Диапазон опыта.

Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». Учитель активно использует активные методы обучения не только на уроках изобразительного искусства , в кружковой работе, но и реализует такие формы и методы на , мировой художественной культуры и уроках православной культуры.

Теоретическая база опыта

Прежде, чем говорить о теории развития творческих способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие “способности”, так как каждый ребенок талантлив от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только впоследствии он теряет эти способности, потому что их вовремя до конца не развили.

- У меня нет воображения, - говорим мы, будучи взрослыми. Просто мы его спрятали в детстве за не надобностью, не стали развивать дальше. Мы перестали видеть окружающий мир, искусство, красоту, которые нас окружают и перестали их понимать, когда теряли свою фантазию и воображение.

Способности это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

По мнению Б.М. Теплова, В.М. Русалова «способности» существуют в постоянном развитии. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с систематическими занятиями, такими сложными видами человеческой деятельности, как художественное творчество и техническое, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. 

Творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используют понятие «креативности». Креативность - способность порождать множество оригинальных идей. Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны.

Неполным, если бы автор не уделил внимание дифференцированному обучению. Проводя любой из активных методов, развивая творчество учащихся, мы, так или иначе, сталкиваемся с неравномерностью развития творческих способностей и различия личностных качеств. Здесь автор опыта  видит эффективность использования элементов педагогической технологии внутриклассной дифференциации, автором которой является педагог-новатор Н.П.Гузик.

В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более широко и гибко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важно и восприятие, и воображение, тем более - фантазия.

Одним из первых суть творческого мышления попытался раскрыть Гилфорд, выделив как его важнейшие составляющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей. Другие попытки определить творческое мышление были, скорее всего, различными вариантами теории Гилфорда и по содержанию очень близкие к ней. 

В оценке творческих способностей в отечественной педагогической психологии относительно устойчивы у разных авторов критерии быстроты, легкости, гибкости и оригинальности выполнения предлагаемых заданий:

- быстрота и легкость проявляются путем подсчета количества ответов, идеи или решения задачи за отведенный промежуток времени,

- гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие,

- оригинальность оценивания по частоте данного ответа в однородной группе (школьники одного класса).

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета. Научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие творческих способностей учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике.

 

Раздел II 

Технология описания опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности.

Целью данного опыта является обеспечение положительной динамики творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеурочное время, на основе обучения бумагопластике.    Достижение конечного результата предполагает решение следующих задач:

- создание условий для самовыражения личности в творческой деятельности, переключения внимания с одного вида деятельности на другой с целью создания нового;

- использование методов и приёмов, направленных на продуктивную изобразительную деятельность, свободу мышления;

- создание условий для развития изобразительных навыков при работе с различными художественными материалами и техниками, для нахождения и воплощения замысла ;

- создание условий для развития психологических процессов (ассоциаций, воображения, фантазии, зрительной памяти, рефлексивного мышления), влияющих на творческие способности.

Большинство  школьников относится не к мыслительному, а к художественному типу восприятия. Прививая нравственные и эстетические нормы поведения, опираясь на творческий потенциал ребенка, развивая его воображение, мы можем добиться больших успехов в воспитательной и образовательной деятельности. Очень важно, пробудить у детей желание «Хочу рисовать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «Хочу творить», вселить уверенность «Могу изобразить» и помочь довести работу до конца «Я сделал!». Очень важно, когда ребёнок видит то, что усилия, затраченные при работе в коллективе, приводят всегда к успеху. Это даёт ему уверенность в себе при выполнении  работы. И поэтому, когда он будет работать индивидуально, он также будет работать более уверенно, и то чего он не мог достигнуть раньше, теперь у него обязательно получится, так как он смог увидеть и научиться этому не только у учителя, но и у своих друзей, таких же детей, как и он. Это поможет ему поверить в свои силы и в дальнейшем. Мы знаем, что интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в системе мотивирующих факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую Жан Пиаже называет «активным экспериментированием и обнаружением новых возможностей». У школьника, испытывающего интерес к художественной деятельности, возникает желание творить, расширить свои умения и навыки путем изобразительной деятельности. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане, именно на развитие устойчивого интереса ребенка к изобразительному искусству направлена программа по предмету.

Содержание образования.

В программе «ИЗО и художественный труд» отводятся часы на работу с бумагой, то есть конструирование. Не у каждого младшего школьника развито пространственное и образное мышление. В связи с этим возникают ситуации, которые ведут к созданию ситуации не успеха и ребёнок теряет интерес к предмету. Следовательно, необходимо пересмотреть  всю систему работы и найти выход из этой ситуации. Вот именно поэтому я стараюсь разнообразить деятельность учащихся , как на уроках так и во внеурочное время. Также решить эту задачу мне помогает четкое планирование структуры урока.

Развитие творческих способностей учащихся по средствам использования техники бумагопластика на уроках  изобразительного искусства и во внеклассной работе является одной из продуктивных методик.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Содержание образования в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждой группы видов искусства.

В содержание изучаемого материала введены задания, расширяющие возможности работы на уроке с разнообразными графическими, живописными материалами на бумаге, разной по фактуре, использовать лепку и рисование пластилином, применять аппликацию, технику граттаж, технику работы сухой кистью, монотипию, работу в смешанной технике. Это позволяет учащимся добиваться не только большой образной выразительности работ, но и содействует развитию художественного творчества. При этом не нарушается логическое построение программы. Чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к уроку, сохраняет эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками. Это, в свою очередь, положительно сказывается на качестве творческих работах учащихся. 

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения. 

Для решения поставленных задач учитель разработала систему форм, методов, средств обучения и  типов уроков, которые способствуют развитию творческих способностей.

В соответствии с вышеизложенными дополнениями в содержании учебного предмета «Изобразительное искусство» автор опыта выделяет следующие виды творческих заданий:

- задания, направленные на развитие психических процессов;

- задания по развитию цветового восприятия;

- задания по ознакомлению с художественными техниками и материалами;

- задания по применению различных художественных материалов и техник;

- задания по применению полученных знаний и умений на практике. 

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому. 

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращается внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей.

Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, - эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает - такие изделия действительно уникальны.

Например, в  программе по изобразительному искусству во втором классе есть раздел «Выразительные возможности аппликации».На уроках дети работают в технике аппликации. Происходит освоение работы со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, "лесенка", "гармошка"). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению; даются  задание по оригами.

В разделе  «Для художника любой материал может стать выразительным» происходит понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, "неожиданные" материалы. Изображение ночного праздничного города с помощью "неожиданных" материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги. 

Постройка и фантазия

"Мастер Постройки" показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастический город. Индивидуальная, групповая работа по воображению.

Бумагопластика  позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ. 

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются учителями при проведении уроков по изобразительному искусству, а так же и во внеурочной деятельности. С учетом всего выше сказанного и опираясь на опыт педагогической работы, в том числе кружковой работы, используем следующую систематизацию типов изделий из бумаги:

- изделия в технике обрывной и отрезной аппликации;

- изделия из полосок;

- изделия в технике тиснения;

- изделия на основе коробок;

- изделия на основе цилиндра;

- изделия на основе конуса;

- изделия на основе прямой складки;

- изделия на основе кривой складки;

- рельефные изделия;

- изделия на основе геометрических тел;

- изготовление разнообразных моделей;

- изготовление разнообразных макетов. 

Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности,  находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.Для того чтобы занятия и уроки были разнообразнее и интереснее в программу включены разнообразные задания, выполняемые в технике бумагопластика. Художественные знания и навыки, получаемые учащимися на уроках и занятиях кружка, закрепляются и пополняются в процессе изготовления художественных различных изделий.

В школьных условиях на уроках, во внеклассной деятельности по работе с бумагой используются различные материалы и приспособления.

Бумага – основной материал для работы. Для бумагопластики используется гофрированная бумага, цветная, картон, бархатная бумага и даже куски из обложек старых журналов, тетрадей, фантиков из под конфет.

На каждом занятии учитель встречается со своими пытливыми, непоседливыми, любознательными и порой трудными ребятами. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности они были интересными для ребят?

Планируя занятия, педагог учитывает общий уровень подготовки учащихся, наличие материалов, инструментов и приспособлений для работы. В плане урока или кружкового занятия отмечается наличие некоторых факторов, влияние на проведение занятий, предусматриваются также некоторые отклонения от плана в расчете на творческий подъем учащихся. 

Занятия по выполнению работ из бумаги обычно проводятся по следующему плану:

- беседа на выбранную тему;

- анализ формы объекта, выбранного для художественной работы;

- показ и обсуждение возможных сюжетов, мотивов для работы;

- составление плана работы;

- самостоятельная работа учащихся;

- обсуждение готовых работ.

Огромное значение при выполнении творческих работ играет коллективный труд, когда учащиеся всем классом, кружком выполняют единый замысел, или украшают зал для торжества, сцену, декорации, готовятся к выставкам, праздникам. В такой коллективной работе развертываются лучше всего силы ребенка.

На протяжении ряда лет ведется работа  в кружке «Декоративно- прикладного искусства». Именно на кружковых занятиях в индивидуальной и групповой работе ученики реализуют себя как творцы. В своей работе  используются разнообразные техники и приемы работы с разнообразными материалами. В группе занимаются мальчики и девочки, обучающиеся в начальных и средних классах. Объединило их желание научиться создавать своими руками красивые вещи из художественных различных материалов. Некоторые ребята имели первоначальные знания и умения работы с разными видами работы.

В последнее время широкое распространение получает работа из простого подручного материала. Мы освоили работу по изготовлению поделок в технике бумагопластика. Дети выполняли работы из обычных салфеток, фантиков из под  конфет. Нам это удалось, получились очень оригинальные декоративные панно из цветов, поздравительные открытки, объёмные аппликации, сказочные букеты.

Особенно понравились детям занятия оригами. Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо! В одном листике скрыты многие образы: кораблик, самолетик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля можно сложить красивые шары, героев любимых мультфильмов, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки. 

Занятия бумагопластикой способствуют:
- Развитию у детей способности работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
стимулированию развития памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизации мыслительных  процессов.

- совершенствованию трудовых умений, формирует культуру труда;
- развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
Модульное оригами, и особенно создание тематических композиций, требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущей поделки. При этом его модули должны быть такими же аккуратными , как и те, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, поделка выполнена быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание оригинальной поделки-игрушки становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов Таким образом, занятия оригами позволяют удовлетворить потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами, и модульное оригами в частности, - идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
И последний аргумент в пользу занятий модульным оригами- его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит- новизна и необычность. А то, что ново, непознано, необычно, то особенно интересно детям.

 

Раздел III

Результативность опыта

В 2009-2010 учебном году учитель проводит диагностику уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства (по Т.И. Шамовой) в 4-х классах с целью выявления и изучения исходного состояния. Была проведена анкета «Как вы относитесь к учебе по предмету «Изобразительное искусство?»

Было проанкетировано 15 учащихся.  Выявлен средний балл по каждой группе:

1. ситуативный интерес (I) – 1,56 балла;

2. учение по необходимости (II) – 0,45 баллов;

3. интерес к предмету (III) – 1,73  балла;

4. повышенный познавательный интерес (IY) – 1, 63 балла.

На основании полученных данных построен график уровня сформированности мотивации учебной деятельности.

Оценка результатов уровня мотивации показала, что 75 % учащихся имеют достаточный уровень мотивации

Результаты экспериментальной работы с учащимися подтвердили предположение о том, что использование проблемного метода в процессе обучения и заданий, поддерживающих интерес к процессу работы с бумагой, пробуждает желание заниматься данным видом деятельности, что является одним из условий эффективного развития навыков художественного конструирования. Задания, построенные на противопоставлении, активизируют внимание, способность к сравнительному анализу, пробуждают эмоционально-чувственное переживание, ассоциативное мышление, вызывают необходимость изучать разнообразные способы композиционно-структурного, стилистического решения, что и является стимулами развития навыков художественного конструирования у учащихся 4-5 классов.

Проведенное исследование также показало, что построение целенаправленной работы на развитие навыков художественного конструирования учащихся посредством организации постепенно усложняющихся заданий позволяет добиваться существенного продвижения по уровням развития навыков художественного конструирования.

 

Для диагностики использовались методики, представленные в таблице. 

Критерии

Показатели

Используемая методика

(диагностический инструктарий)

Личностный рост качеств (отношение к миру, творчеству)

- любознательность;

- живость восприятия;

-бескорыстие, самоотдача;

-стремление преобразовать, изменять окружающий мир

Методика оценки динамики развития личности, отношение к миру, к себе. Составлена по материалам опросников П.Степанова, И.Степановой, Д.В. Григорьева.

Творческое и эмоциональное отношение к предмету

- отношение к учебе;

-отношение к внеклассной работе;

-отношение к исследовательской деятельности

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

 А.Прихожан.

Творческая активность (Психологические исследования  для диагностики творческого участия)

 

-интеллектуальная активность

(использование техник);

-социальная активность (участие в выставках);

-нестандартность к выполнению работ;

- поступление в ВУЗы

Исследование условий предоставляемых Лицеем для реализации учащимися творческих способностей. По материалам книги «Мастер – класс по развитию творческих способностей» Н.И.Дереклеевой.

 

Критерии

Этапы диагностики

Начальн.    Основн.  Завершающ.

Ступени обучения

Личностный рост качеств (отношение к миру, творчеству)

30%

60%

90%

Начальное звено

17%

45%

60%

Среднее звено

3%

35%

58%

Старшее звено

Творческое и эмоциональное отношение к предмету

60%

65%

79%

Начальное звено

40%

45%

50%

Среднее звено

12%

19,5%

23%

Старшее звено

Творческая активность

60%

76%

100%

Начальное звено

35%

60%

75%

Среднее звено

3%

15%

28%

Старшее звено

 

Творческое, эмоциональное отношение к изучению предмета ИЗО (2009- 2011 г.г.)

В  результате исследования, проведённого в начале 2009 года, было установлено следующее: для большинства обучающихся в начальном, среднем и старшем звеньях обучения (60%/40%/12%) характерно продуктивное эмоциональное и творческое отношение  к изучению предмета и не очень высокий уровень мотивации. В январе  2010 и марте 2011 года было проведены повторные исследования мотивации обучающихся к изучению предмета. Данные, полученные в результате, позволяют сделать вывод о росте мотивации обучающихся и о положительной динамике в эмоциональном отношении к предмету. В ходе психологического исследования, которое проводится 2 раза в год (на начало и конец учебного года), выявлена положительная динамика творческой увлеченностью на всех ступенях обучения. Каждый смог определится в выборе видов и форм собственного творчества с учетом своих индивидуальных особенностей.

Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:

1. Изучено современное состояние проблемы исследования: обобщены методические рекомендации и систематизированы взгляды мыслителей, психологов и педагогов прошлых лет и современности на бумагопластику как средство развития навыков художественного конструирования.

2. Определены теоретические основы развития навыков художественного конструирования у учащихся на занятиях бумагопластикой.

3. Выявлены и обоснованы индивидуально-психологические особенности развития навыков художественного конструирования у учащихся на занятиях бумагопластикой. 

V. Библиографический список

VI. Приложение  к опыту

1. Приложение № 1 – План конспект урока изобразительного искусства «Бумажное кружево»

2. Приложение № 2 – План конспект кружкового занятия «Пасхальный сувенир»

3. Приложение № 3 – План-конспект урока «Цветы весны»

4. Приложение № 4 – Программа по внеурочной деятельности «Фантазия»

5. Приложение № 5 – Рабочая программа объединения «Декоративно- прикладного искусства»

6. Приложение № 6 – Доклад «Методика обучения бумагопластике в системе урочной и внеурочной деятельности».

7. Приложение № 7 – Работы  учащихся в технике бумагопластика.

8. Приложение № 8 - Анкета  «Как вы относитесь к учебе по изобразительному искусству?»

Размер:
158.5 Kb
Скачали:
59