Статья: Географическая карта как источник географической информации

Обобщение передового педагогического опыта по теме: Географическая карта как источник географической информации

«Географическая карта как источник географической информации» - одна из тем, выбранная мною для совершенствования собственной профессиональной деятельности и способствующая  личностному росту. Работа  над темой ведется на протяжении всей моей педагогической практики, постоянно совершенствую приемы и методы работы с картой. Мною изучены  различные методические пособия, исследования и разработки уроков опытных российских коллег, накоплен теоретический и практический материал, который находит применение в учебной деятельности, в методической работе

Работая над темой, мною была изучена следующая литература:

I. Научно-методическая литература:

1. Горбанев  В.А. «Место изучения своей Родины в программах географии.// Журнал «География в школе» - 2002, №9

2. Шульгина И. В. «Возрождение исторической географии и краеведения в процессе модернизации гуманитарного образования.// Журнал «География в школе» - 2002

II. Энциклопедическая и справочная литература:

1. География. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ Под ред. И.И. Баранова и др.

2. Энциклопедия для детей. Т.3. География./ Под ред. М.Д. Аксенова. М.: Аванта, 2001

III. Методическая литература для учителя:

1. Уроки географии в 6 классе./ Под ред. О.В. Крыловой – М.:Просвещение, 2002

2. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов; Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2000

3. Николина В.В, Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Книга для учителя – М.: Просвещение, 1997

IV. Учебное электронное издание «Экология» (Московский Государственный институт электроники и математики, 2004)

Выбор данной темы мотивирован следующими причинами:

  • во-первых, проводится связь с методической темой ОУ («Формирование самостоятельности мышления школьников») 
  • во-вторых, считаю, что направление деятельности востребовано в педагогическом сообществе учителей географии, так, к примеру,  при изучении регионального компонента существует проблема – отсутствие учебно-методического комплекса: нет учебников, настенных тематических карт, контурных карт по Хакасии.
  • в-третьих, каждый школьник должен знать природные особенности, культурное наследие, географию населения, промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания своего региона. Кроме того, школьник должен знать и чувствовать неповторимый колорит места, где он живет с родителями, где учится, занимается спортом.

Для реализации данных целей мной разработаны практические упражнения направленные на получение информации различными способами из карт атласа. (см. Приложения)

Помимо методов и приемов работы с картой большое внимание отводится и творческим работам учащихся с опорой на получение информации из географической карты. Считаю, что творчество является серьезным фактором – движущей силой развития личности, оно обеспечивает такие качества, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления. Такие работы учащиеся выполняют с большим удовольствием, не остаются равнодушными и слабоуспевающие учащиеся. (Примеры творческих работ перечислены в Приложении)

Используя выше перечисленные приемы в своей работе - заметила, что уже на следующий год показатели успеваемости улучшились (см Таблица 1)

Подводя итог своей работы, еще раз хочу подчеркнуть значение карты. Карта действительно является мощнейшим каналом информации. Карты занимают одно из ведущих мест среди привычного видеоряда. Их мы видим на экранах телевизоров, на страницах газет, карты в учебниках, в художественных произведениях, картографические образы используются в рекламе

На современных картах отражены не только природные объекты и явления, но и социально-экономические и политические процессы

Таким богатством материала обязательно нужно пользоваться. Надо активнее вовлекать карты в учебный процесс. Ведь карты уже нельзя рассматривать как иллюстрации к тексту. Современные карты сами представляют весьма информативные тексты, написанные особым картографическим языком.

Перспективное направление последующего периода профессиональной деятельности – изучение и применение в процессе обучения информационно- коммуникативных технологий. 

Приложение

Примеры творческих работ учащихся

- Альбом «Пищевая промышленность Хакасии»

- Схемы-конспекты «Природные ресурсы и условия Восточной Сибири», «Природные ресурсы и условия Хакасии».

- Конкурс на лучший эскиз герба своего села.

- Эскиз настенной географической карты Хакасии.

- Дневник несостоявшегося путешествия.

- Создание рекламных буклетов.

Примеры практических  заданий:

Задание 1. Определите с помощью карты:

- Какое море расположено западнее – Аравийское или Красное?-

- Персидский залив находится к северу или к югу от Северного  тропика?

- Куда впадает река Енисей – в море Лаптевых или в Карское море? И т.п.

Задание 2.

Определите протяженность в километрах (используя масштаб карты), между г. Абаканом и Красноярском; между г. Абаканом и Москвой;

Задание 3.

- Найдите на карте географические объекты, названные в честь открывателей или исследователей

Задание 4.

- Перечислите все природные объекты, встречающиеся по маршруту Абакан-Москва

Здание 5.

- Нанесите на  контур своего региона (например, республики Хакасия), административные единицы (районы) и их центры (населенные пункты)

Задание 6

Пользуясь картой атласа Республики Хакасия определите каким географическим объектам соответствуют  следующие цифровые отметки:

2930 м (г. Каратош)

243 м (уровень Красноярского водохранилища)

1674 м (г. Бобровая)

1317 м (г. Хошхулах)

1661 м (г. Сохчах)

2249 м (г. Тырдан)

Задание 6.  Пример практической работы по теме «Рельеф и полезные ископаемые Хакасии»:

С помощью атласа – составьте схему «Полезные ископаемые Хакасии

Задания                                           

1. Используя  физические карты страны и Хакасии выявите:

а) какие формы рельефа преобладают в Хакасии:

б) названия основных форм рельефа, расположение их на карте, направления хребтов;

в) с помощью шкалы высот определите:

преобладающие высоты _____

максимальные высоты гор ___

минимальные высоты на равнинах___

II. Нанесите на контур основные формы рельефа: направления горных форм, равнин и их названия, укажите наибольшие высоты (задание выполните на контурной карте, с.17)

III. С помощью атласа:

а) выявите расположение крупных месторождений полезных ископаемых;

б) нанесите на контур условными знаками крупные месторождения полезных ископаемых и подпишите  их названия.

VI. Используя типовой план  характеристики формы рельефа (см. Приложение1 ) – проанализируйте одну из форм рельефа Хакасии. ____________

V. Сделайте вывод о характере рельефа и полезных ископаемых нашей республики. ____________

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, география