Методическая разработка "Педагогические технологии обучения: понятие, признаки, качества"

Существует более 300 формулировок термина "педагогическая технология".

1. Это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. (Д.С. Лихачев)

2. Это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько)

3. Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков)

4. Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М. Монахов)

 

5. Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО)

«Технология» от греч. techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Технология - наука о мастерстве

- Является процессуальной категорией. Может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта.

- Направлена на проектирование и использование эффективных и экономичных процессов. 

Признаки педагогоческой технологии:

  1. Диагностическое целеобразование и результативность (гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения)
  2. Экономичность (оптимизация труда преподавателя, достижение запланированных результатов в сжатые сроки)
  3. Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость)
  4. Корректируемость (возможность постоянной оперативной обратной связи)

Основные качества современных педагогических технологий 

- Опора на научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

- Наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

- Максимальная связь с учебным процессом. 

Структура педагогической технологии

  1. Концептуальная основа.
  2. 2. Содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала).
  3. 3Описание технологического процесса (процессуальная часть): организация учебного процесса; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса.

Педагогические технологии, наиболее распространенные в российской педагогической практике:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • педагогика сотрудничества;
  • гуманно-личностная технология  Ш.А. Амонашвили;
  • система Е.Н. Ильина: преподавание  литературы как предмета, формирующего  человека.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • технология коммуникативного обучения иноязычной культуре;
  • школа интенсивного обучения  Г.А. Китайгородской;
  • технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой;
  • дифференцированное обучение;
  • уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов  В.В. Фирсова;
  • культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой;
  • технология индивидуализации обучения;
  • технология программированного обучения;
  • групповое и коллективное обучение;
  • компьютерные (информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

  • теория поэтапного формирования умственных действий;
  • «Экология и диалектика»;
  • «Диалог культур»;
  • укрупненные дидактические единицы.

Технологии развивающего обучения:

  • система развивающего обучения Л.В. Занкова;
  • развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
  • технология саморазвивающего обучения.

Частнопредметные педагогические технологии:

  • технология раннего и интенсивного обучения грамоте;
  • технология обучения математике на основе решения задач;
  • педагогическая технология на основе системы эффективных уроков;
  • система поэтапного обучения физике;
  • методика выравнивающего и развивающего обучения информатике.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

Спасибо за краткость, она сестра таланта:)
Добавить комментарий