Особенности развития быстроты движений у детей дошкольного возраста

Стремление к быстрым движениям, отмечающиеся у детей дошкольного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и быстротой смены процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, неготовностью к проявлению предельных, максимальных усилий.

Чаще всего проявления быстроты наблюдается в тех движениях, которые в известной степени уже освоены детьми (например, бег на скорость), но в некоторых случаях быстрота движения создаёт условия, облегчающие его выполнение («летящая» походка ребёнка, удерживание равновесия на бревне). Скоростные способности детей лучше всего проявляются в играх. К положительным скоростным нагрузкам дошкольники приспособлены плохо.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильность нервных центров и подвижности нервных процессов. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Изложенное выше, а также данные Н. А. Ноткиной (1981) и Э. С. Вильчковского (1983) указывают на возможность сенситивного периода в развитии быстроты у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Поэтому, представляется актуальным исследование закономерностей развития качества быстроты у дошкольников с целью разработки методики  воспитания. 

Основные положения

  1. В период дошкольного детства ускоренный рост скоростных качеств наблюдается у детей в возрасте от 4 до 6 лет.
  2. Достоверно значимые изменения уровня развития быстроты появляются после двух месяцев занятий по специальной методике.
  3. В дошкольном возрасте существует определённая закономерность, обусловливающая использование различных средств воспитания быстроты: чем старше ребёнок, тем больше значение приобретает комплексное использование общеразвивающих и беговых упражнений скоростного характера в сочетании с занятиями по футболу.

В старшем дошкольном возрасте заметно расширяются двигательные возможности ребёнка, что связано с естественным биологическим ростом организма. Увеличение подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы обеспечивают значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий.

Исследуя максимальную частоту движений разных частей тела, Д. П. Букреева (1955) доказала, что быстрота движений в одном звене двигательного аппарата ребёнка является показателем выполнения движения с максимальной скоростью и в других звенья.

Время простой двигательной реакции в 5-7 лет составляет 0,3-0,4 секунды, но оно ещё вдвое превышает величину у взрослых. Сокращение времени реакции неодинаково для различных групп мышц, а величина этого показателя зависят от врождённых свойств нервной системы детей, их индивидуально-типологических способностей.

Скорость одиночных движений различна для разных мышечных групп. В 4-5 лет она больше для проксимальных частей конечностей, чем дистальных. С 6-7 лет начинает преобладать скорость движения мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4-5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6-7 лет нарастает скорость движений пальцев.

Темп движений постепенно нарастает в дошкольном возрасте. Особенно интенсивно он прогрессирует у мальчиков.

Повышение темпа движений связано с ростом подвижности нервных процессов, лабильности нервных центров, скорости развития возбуждения и скорости проведения в нервных и мышечных волокнах, а также с увеличением скорости расслабления мышц. Это влияет на скорость бега.

На дистанции 10 метров дошкольники достигают максимальной скорости лишь в конце её, на последних 2-3 метрах. Пробегая отрезки 20 и 30 метров, дети преодолевают большую часть этих дистанций с максимальной скоростью, что влияет на средний результат скорости бега.

Наибольший прирост скорости бега отмечен у мальчиков в период с 4 до 5 лет, а у девочек от 6 до 7 лет.

Существенную роль в достижении максимальной скорости бега играют: динамическая сила, гибкость и особенно владение техникой данного движения. 

Разные точки зрения, подходы к проблеме развития быстроты движений на занятиях по футболу 

Быстрота как категория качественной оценки достижения во многих видах спорта всегда привлекала и привлекает внимание спортсменов, тренеров, специалистов и учёных различных направлений.

Проблеме быстроты в футболе посвящены многие исследования, составлено множество отчётов, напечатаны тысячи журнальных и газетных статей, написаны учебники, опубликованы фундаментальные труды – защищены кандидатские и докторские диссертации.

Проблема быстроты сложная, многоплановая и многофакторная. Авторы многих публикаций сосредотачивают своё внимание на определённых вопросах, хотя и важного по своей значимости, но не дающих исчерпывающих ответов на решение всех задач, самой проблемы.

Быстрота как качество определения подвижности практически присуща всем видам спорта.

Быстрота как характеристика моторных возможностей человека имеет уровень, в значительной мере предопределённый генетически, его совершенствование в процессе тренировки ограничено пределами этого уровня.

При совершенствовании быстроты движений в организме происходит целый комплекс структурных, физиологических и биохимических изменений, обеспечивающий прирост как элементарных, так и интегральных проявлений быстроты.

Наблюдается повышение возбудимости и лабильности нервно-мышечного прибора.

В процессе тренировки по футболу совершенствование качества быстроты сопровождается такими изменениями в состоянии двигательного аппарата, как увеличение эластичности мышц и связочного аппарата, растяжимости, способности к расслаблению. Происходит неуклонное повышение качества техники движений, заметно проявляется способность к более высокой концентрации волевых усилий.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: методическая разработка