Организация кружковой деятельности как фактор развития способностей ребенка

«Нельзя сводить духовный мир человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями» В. Сухомлинский

Организация кружковой работы в школе, действительно помогает развивать интересы и способности ребенка. Кружок является наиболее распространенной формой дополнительной работы со школьниками. В основу организации кружковой работы положен принцип учета способностей детей к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает их личностное развитие. Кружковая деятельность, направленная на развитие способностей детей, помогает сделать педагогический процесс более продуктивным, разнообразным. 

Кружковая работа расширяет, развивает интересы детей, а это очень важно, чтобы ученик не впадал в скуку, в уныние, что ведет к нежелательным последствиям в формировании личности растущего человека.

Именно кружковая работа позволяет комплексно решать нравственно-волевые задачи, так как в основу ее деятельности положен личностно-ориентированный принцип.

Если ребенок занимается в кружке тем, что его интересует, тем, что ему нравится, это не будет для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе, а наоборот, такая смена деятельности для него лучший отдых. В кружке, если он хорошо организован, к услугам ученика предоставлены различные зоны для занятий, игр, отдыха. В кружках, как правило, меняется стиль общения, царит более неформальная обстановка, меняется круг общения, но так как интересы детей совпадают, общение становится более тесным, дружеским, плодотворным. Даже очень застенчивые дети становятся открытыми, эмоциональными. Занимаясь в кружке, достигая общей цели, дети развивают навыки общения, учатся разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

Занятия в кружках способствуют повышению самооценки, если ребенок добивается успеха, победы в конкурсах, соревнованиях – это укрепляет веру его в себя, в свои силы, знания, умения. Он становится более уверенным уже в любых жизненных ситуациях.

Занятия в кружке это еще ответственность и самостоятельность, ведь ребенок должен много запомнить и выполнить: время, когда прийти, что приготовить для занятий, выполнить данное на дом задание и так организовать свое время, чтобы все успеть.

Занятия в кружке однозначно развивают способности:

  • Одни дети точно знают, что это их дело, это им интересно и посильно и занятия развивают их способности.
  • Есть дети, которые занимаются, но не проявляют одаренности в конкретной области, в этом нет ничего страшного, пусть занимается – в этом случае его способности тоже будут развиваться, и даже меняя кружки, он ищет себя, пробует и находит то, к чему действительно имеет склонность.

В любом случае приобретенные на занятиях знания, умения, навыки не пропадут даром, и ребенок вырастет разносторонне развитым человеком.

Занятия в кружках формируют устойчивый интерес к социально значимому виду деятельности, содействует определению жизненных планов ребенка, включая профессиональную ориентацию, способствуя тому, что обнаруженные способности могут получить дальнейшее развитие вне школы.

Одной из важнейших проблем остается проблема дорожно-транспортного травматизма. Профилактическая работа в данном направлении всегда будет актуальной и необходимой.

Статистика, проведенная мною по причинам и обстоятельствам дорожно-транспортных происшествий  среди учащихся, показала:

  • Пострадавших от транспорта на дорогах мальчиков в 2 раза больше, чем девочек
  • Чаще травмируются дети от 8 до 15 лет, первоклассники – меньше в 3 раза
  • Самым травмоопасным, оказался понедельник
  • Чаще всего дети попадают в ДТП, перебегая проезжую часть (80%), это дети от 7 до 12 лет.
  • Чаще дети получают травмы от легковых автомобилей, автобусов
  • В летний период вырастает количество травм среди велосипедистов-подростков
  • Большинство детей ходят в школу пешком (86%), пересекая при этом 3 и более дороги, едут на транспорте (14%), пересекая 1, 2 дороги.

Эти данные позволяют мне более целенаправленно планировать свою внеклассную работу. 

С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в школе организован кружок Юные инспектора движения, где занимаются желающие учащиеся 6-8 классов, независимо от их способностей.

Работа кружка ЮИД проводится по программе,  в которой предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (ПДД), но и основам оказания первой доврачебной  помощи, страхованию, психологической и физической подготовке. Полученные теоретические знания закрепляются на практике.

Содержание программы кружка ЮИД предусматривает

1.1 Правила движения – закон улиц и дорог

Из истории возникновения правил движения. Обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов.

1.2 Регулирование улиц и дорог. Перекрёстки

Виды светофоров: транспортные и пешеходные. Светофоры с дополнительными секциями.

Регулирование движения регулировщиком. Сигналы регулировщика. Перекрёстки и их  виды

Практические занятия.

Решение ситуационных задач. Отработка сигналов регулировщика. Подчинение сигналам светофора и регулировщика. Нахождение различных видов перекрёстков на местности.

1.3 Дорожные знаки

Дорожные знаки – это символы (условные обозначения), устанавливаемые на дорогах для ориентации участников дорожного движения. Группы дорожных знаков. Места установки знаков. Дорожная разметка. Обозначение пешеходных переходов, «островков безопасности». 

Практические занятия.

Изготовление дорожных знаков, наглядных пособий, настольных игр. Изучение на местности знаков дорожного движения. Правильность и необходимость в их установке. Диктанты по знакам дорожного движения. Упражнения на запоминания знаков, игры, мини-соревнования.

1.4 Остановочный путь транспортных средств

Тормозной и остановочный путь автомобиля. Зависимость длинны остановочного пути от погодных условий и дорожного покрытия. Расчет остановочного пути. Обгон. Остановка. Стоянка. Остановки общественного транспорта. Железнодорожные переезды.

Практические занятия.

Настольные игры. Расчет остановочного пути транспортного средства в зависимости от погодных условий и дорожного покрытия.

1.5 Дорожные ловушки

Изучение типичных опасных  дорожных ситуаций (дорожных ловушек),в которые попадают дети-пешеходы.

Практические занятия.

Рисование «дорожных ловушек». Решение ситуационных задач. Нахождение «дорожных ловушек» около школы, в микрорайоне, в городе.

1.6 Движение пешеходов

Движение пешеходов индивидуально, группами, колонной. Переход улицы. Переход нерегулируемого перекрёстка. Места ожидания пассажирских транспортных средств. Посадка в общественный транспорт. Обязанности пассажиров. Особенности движения пешеходов на загородных дорогах.

Практические занятия.

Настольные игры. Движение по городу группами и колонной. Ожидание и посадка в общественный транспорт.

1.7 Перевозка людей и грузов

Требования к транспортным средствам, перевозящим людей. Особенности перевозки людей на грузовых машинах. Правила перевозки пассажиров

1.8 Номерные и опознавательные знаки

Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков, надписей и обозначений на транспортных средствах. Предупредительные сигналы автомобиля.

Практическиезанятия.

Изготовление опознавательных знаков. Рисование специальных автомобилей с мигающими световыми сигналами.

1.9 Велосипед. История появления. Требования к движению велосипедиста. Технические требования к велотранспорту. Право управлять велосипедом.

Практические занятия. Занятия на велосипеде, фигурное вождение.

1.10 Психологические тренинги, игры. Формирование социального доверия. Развитие социальной активности детей. Развитие социальных эмоций. Развитие коммуникативных навыков. Формирование адекватных форм поведения.  Развитие толерантности. Регулирование поведения в коллективе через проведение тренингов, упражнений, игр.

Первая доврачебная помощь

2.1 Травмы и травматизм

Раны. Травма. Травматизм. Виды травм. Кровотечения. Виды. Способы их остановки

2.2 Средства оказания первой доврачебной помощи

Состав  индивидуальной медицинской аптечки. Правила наложения повязок на голову, нижние и верхние конечности, грудь и т.д.

Практические занятия.

Комплектование медицинской аптечки. Демонстрация и отработка правильной последовательности действий при осмотре, выборе и применении перевязочных материалов, дезинфицирующих и лекарственных средств.

2.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях.Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью. Способы обездвиживание (иммобилизация). Сердечно-лёгочная реанимация. Асептика и антисептика.

Практические занятия.

Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноз, практическое оказание помощи).

2.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия.

Иммобилизация пострадавшего. Изготовление   носилок,   волокуш,   разучивание   различных   типов транспортировки пострадавшего.

3. Экскурсии Экскурсия в ГИБДД. Экскурсии по городу, с целью рассмотрения выполнения Правил дорожного движения, решения на местности ситуационных задач, необходимости установки дорожных знаков.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД

Цели и задачи  работы с учащимися:

  • Создание условий для саморазвития, самореализации, самопознания личности.
  • Формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья

Достижение поставленных целей невозможно без решения конкретных задач:

  • Формирование осознанного отношения к занятиям по ПДД
  • Формирование культуры личной безопасности и транспортной культуры
  • Изучение ПДД, овладение практическими навыками безопасного поведения на улицах, дорогах, оказание первой доврачебной помощи
  • Пропаганда ПДД с использованием различных форм и методов.

На основе программы создается календарно-тематическое планирование, которое рассчитано на 1 год реализации. Работа в кружке проводится в форме теоретических и практических занятий. На занятиях используются групповой, индивидуальный методы работы, обучение базируется на взаимосвязанных дидактических принципах сознательности, активности, систематичности, наглядности и доступности.

Что дает работа кружка?

Во-первых: Увлеченность каждого ребенка, деятельностью кружка развивают его индивидуальные  способности

Во-вторых: Занятия в кружке – это возможность получить разносторонние умения, навыки, усвоить и закрепить правила дорожного движения, научить оказывать первую медицинскую помощь, осваивать технику вождения на велосипеде.

В-третьих: Пропагандируя правила дорожного движения среди младших школьников, сверстников, используя различные формы работы, ребята проявляют свои творческие, артистические способности.

В-четвертых: Выпуск информационных листовок, конкурсы стихов, частушек, рисунков, сочинений по ПДД. развивает художественные, эстетические способности.

В-пятых: Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки,  повышение культурного уровня.

В-шестых: Вырабатывает самостоятельность, ответственность, коллективизм

Кружок - это еще задор, сила воли, стремление быть лучшим в своем деле, умение находить выход из самых непредсказуемых ситуаций, это большое количество волнующих интересных встреч, новых открытий, знакомств, друзей, впечатлений, побед, наград…

Результатами воспитательно-образовательной деятельности кружка являются: развитие и совершенствование навыков поведения на дорогах, оказание доврачебной помощи, знания по основам страхования, разносторонняя физическая и психологическая подготовка.

На протяжении нескольких лет работа нашего кружка  признается одной из лучших в городе. В течение прошедшего 2008-2009 учебного года наш отряд занимал призовые места в городских соревнованиях и конкурсах:

I место в городском конкурсе «Эрудит планеты ЮИД»

I место в городском конкурсе «Красный желтый зеленый»

II место в городском конкурсе по ПДД

I место в городском конкурсе в номинации «Первая доврачебная помощь»

III место в городском конкурсе «Безопасное колесо»

Полученные результаты позволяют оценить способности детей, воспитательного процесса, прогнозировать новые успехи и достижения

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!