Конспект урока литературы "Н.В. Гоголь "Мёртвые души" Чичиков в гостях у Коробочки"

Цель урока:

  • проанализировать образ Коробочки, опираясь на текст главы 3;
  • определить её место и роль в произведении;
  • найти ответ на вопрос: «Зачем Гоголь рассказал о Коробочке?»

Задачи:

  • развивать умение  учащихся читать, воспринимать текст произведения, умение детального и выборочного анализа текста;
  • развивать умение работать со справочным материалом; способствовать развитию познавательного интереса и художественного вкуса учащихся;
  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию монологической речи учащихся.

Тип урока: урок-исследование с использованием ИКТ, с использованием технологии метода проекта. (Мини – проект «В старину едали деды»).

Средства обучения:  текст произведения, словари.

Ход урока

Постановка проблемы и цели

Дидактические задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Слово учителя

Сегодня вместе с главным героем поэмы Чичиковым мы отправимся в гости к Коробочке.  Интересная, необычная фамилия, правда, ребята?  А может,  это  не фамилия, а прозвище? Кто она такая? Хочется поскорее разобраться? Давайте, разберёмся.

«Чем более я обдумывал мое сочинение, - писал Гоголь по поводу "Мертвых душ", - тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».

Зачем автор рассказал о Коробочке?

В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка - единственная женщина. Нам ничего не известно  о ее прошлом, семье. Доживает свой век в «по­рядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову дер­жит несколько набок», столкнувшись с непонят­ным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и де­ловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бе­режливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».

Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже?

Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки.

Беседа с опорой на текст произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души», глава 3

Усадьба, дом, застолье многое расскажут о хо­зяйке, ее характере, образе жизни, привязанно­стях и вкусах.

- Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ дере­веньки Настасьи Петровны Коробочки?  (П. Боклевский, Чичиков)

(Предполагаемый ответ учащихся: В гос­теприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложе­ние почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался)

- Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые пред­метно-бытовые детали текста.

Работа в группах

Учащиеся класса делятся на три группы. Каждая группа получает задание исследовать текст и сделать вывод о:

  1. комнате Коробочки и двух ее портретах;
  2. хозяйстве Коробочки (вид из окна);
  3. деревне Коробочки.

Чтение и анализ  отрывков, дающих портрет хозяйки.

Два портрета Коробочки: «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших поме­щиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером).

«Она была одета лучше, нежели вчера, — в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано».

Вывод первой  группы:Коробочка бережлива, хра­нит распоротый салоп, обои в комнате старень­кие, зеркала старинные. Неожиданный гость за­стал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домаш­нем образе жизни в глуши.

(Показ  иллюстрации к поэме. П.Боклевский. Коробочка.)

Хозяйство Коробочки (вид из окна): «...узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, свинья с семейством очутилась тут же... тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хо­зяйственным овощем. По огороду были разбро­саны кое-где яблони и другие фруктовые дере­вья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев... на одном из чучел был чепец самой хозяйки».

Вывод второй группы: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле - самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ни­что не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

Деревня Коробочки: «За огородами сле­довали крестьянские избы, которые... показы­вали довольство обитателей, ибо были поддер­живаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота ниг­де не покосились... Чичиков заметил где запас­ную почти новую телегу, а где и две».

Вывод третьей группы: описание деревни Коробочки гово­рит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.

Предметом нашего исследования является речь Коробочки.

Чтение по ролям сцены торга. (Заранее подготовленные ученики)

Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни бы­ло на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».

В чем же дело? (Коробочка уморила Чичико­ва своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», - говорит она Чичикову)

Каков тон разговора Чичикова с Коробоч­кой и почему? (Чичиков решил вовсе не цере­мониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «кол­лежская секретарша», то есть вдова коллежско­го секретаря, что соответствовало десятому классу табели о рангах.)

Сделка наконец совершена. Коробочка ре­шила задобрить сердитого Чичикова и пригла­сила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, ско­родумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было».

Ребята! Кому  понятны слова скородумки, лепешки с при­пеком, пряглы, сняточки? В чем разница между ватрушкой и шанишками?  Можно разрешить все загадки хлебосоль­ной Коробочки. Наши девочки Лысова Анастасия и Лыгина Алёна поработали с «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля и с «Кулинарным словарём» В.В. Похлёбкина, провели большую исследовательскую работу.  После их рассказа, я надеюсь, станет всё понятным в том вкусном ряду.

Защита мини-проекта «В старину едали деды»

Толкований этих слов нет ни в словаре С.И. Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы.

Скородумка - вовсе не выпеч­ка на скорую руку, а яичница выпускная или гла­зунья.Шаньга - ватрушка с кашей, мятым карто­фелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В.В. Похлебкин в своем «Ку­линарном словаре» уточняет, что шаньги - это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватруш­ки, но не наполненные, а лишь смазанные в се­редине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.

Похлебкин продолжает: «Шаньги едят горя­чими, свежевыпеченными с молоком, с просто­квашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем - они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям». А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные пряглы. И этого слова нет даже у Даля.  Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» - жарить в масле, и в этом же словар­ном гнезде находится слово «прягла» - оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка.

Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти - изжарить. Один пирожок недопряжен, другой пе­репряжен, попряжила б еще». Внимательный чи­татель заметил у Гоголя подсказку: «...перед зав­траком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле».

Лепешка - утолщен­ный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек — посыпка на лепешки, блины (например, мак, лук, яйца). Ка­кова же технология приготовления припека? Похлебкин пишет: существует разновидность бли­нов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пище­вой продукт (творог, фарш) и быстро припекает­ся к блину на разогретой сковородке.

Чудесная книга «О жизни, быте и нравах рус­ского народа» Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина сообщает: «...русские пироги имели продолгова­тую форму и различную величину, большие назы­вались пирогами, малые - пирожками. На масле­нице пекли пряженые (читай - изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами... в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками...» Значит, сняточки - это рыба?

У Даля сняток (снеток) - рыб­ка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже суше­ная. Загадочный вандыш - это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки - снеток. Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И Похлебкин, и Костома­ров в своих книгах поясняют: «Сушеную рыбу - сущик - отварить, выбрать кости, мелко изру­бить, смешать с мелкорубленым луком, гречне­вой или рисовой кашей (треть объема) и поджа­рить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги».

Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «съел с небольшим половину». Поче­му «пресный»? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, рас­катывают и тотчас же разделывают на пироги.

Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повто­ривши это раза три, он попросил хозяйку при­казать заложить его бричку.

- У вас, матушка, блинцы очень вкусны, - сказал Чичиков, - принимаясь за принесенные горячие.

- Спасибо, девочки.  Ребята, какой вывод можно сделать о Коробочке как о хозяйке?

Вывод:  не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коро­бочки, замечая ее бережливость, упрямую подо­зрительность, желание продать с выгодой проду­кты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Го­голь, «свойственна порой иному и почтенному и государственному даже человеку». Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.

Контроль и самопроверка знаний

Задача: Выявление  качества и уровня овладения знаниями.

Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклица­ет: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная - мимо них!»

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

(Коробо­чка суетится и хлопочет по хозяйству, копит де­нежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких со­бытий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова)

- Что роднит Коробочку и Манилова? (духовная смерть … см. выше)

- Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть? (Чичиков разный. Слащаво - обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

Итак, ребята, как мы теперь ответим на вопрос:

Зачем автор рассказал о Коробочке? (ответы учащихся)

На примере Коробочки Гоголь нам показывает, к чему приводит излишняя бережливость. Ребята, я думаю, что вы выберете другие жизненные ценности: стремление к красоте, яркости, жизнелюбие, активная жизненная позиция.

Рефлексия

- Как вы оцените своё внутреннее состояние? Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.

- Оцените, насколько вы усвоили данный материал (с помощью цветных кружочков).

Домашнее задание

Прочитать главу 4. Собакевич. Ответить на вопрос «Зачем автор рассказал о Собакевиче?»

Размер:
50 Kb
Скачали:
132
<
Аватар пользователя
Inna7777

16.07.2017

Хорошая разработка. Считаю удачным дополнить ее кластером или составлением схемы взаимоотношений героев. 
<
Аватар пользователя
dkuz

19.01.2019

Спасибо большое. Понравилась организация групповой работы на уроке.
Добавить комментарий