Брейн-ринг по физике. 9 класс

Цель игры – проверка знаний учащихся, их сообразительности и находчивости.

Учебно-воспитательные задачи:

1)     развитие творческих навыков учащихся;

2)     развитие у учащихся интереса к физике на основе игровых форм обучения;

3)     научить членов команд прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии и выбирать из всех предложенных версий одну – оптимальную;

4)     поднять престиж умных, но не всегда популярных в классном коллективе, учащихся.

Правила игры:

Каждый  9 класс выставляет на соревнование одну команду из 5 человек. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название команды. Все участники приходят на игру с эмблемами (название команды и имя игрока).  На доске написаны разделы игры и номера вопросов к этому  разделу.   Вопрос выбирает команда, правильно ответившая в предыдущем раунде. Ответ на вопрос обдумывается в течение 40 секунд, а затем выслушиваются ответы каждой команды. Выслушав ответы, ведущий снова  зачитывает вопрос и говорит «Внимание, а теперь правильный ответ…».

Судейское жюри, состоящее из двух учителей, оценивает ответы команд, присуждая команде по 1 баллу за каждый правильный ответ. Счетная бригада, состоящая из председателя и двух девушек, ведет счет игры, вынося на доску  результаты игры после каждого раунда. В перерывах ведущий представляет членов команд  в шутливой форме или может поставить музыкальную паузу.

Игра состоит из  5 разделов: «Знаете ли Вы физику?»,  «Занимательная физика», «Физическая мозаика», «Узнай меня», «Блиц-опрос». А также  «Черного ящика» и «Музыкальной паузы».

Желательно, чтобы игра сопровождалась музыкальным оформлением (аплодисменты - за правильный ответ, временной сигнал продолжительностью 40 секунд (отсчёт времени), сигнал  окончания обсуждения вопроса, сигнал - в случае неправильного ответа и т.д.) .

После проведения игры (до 5 очков) в случае равного счета, игра продолжается до первого неправильного ответа команд. Команде победителей торжественно вручаются нагрудные знаки с символов мудрости – совой и торт с надписью «Мудрейшим». Делаются фотографии на память.

 

Раздел 1   «Знаете ли вы физику» 

1.1. Как  объясняется походка моряков в развалку? (они ходят в развалку, чтобы увеличить площадь опоры, уменьшая угрозу падения, это придает устойчивость на качающемся судне)

1.2. Космонавту,  находящемуся в открытом космосе, необходимо вернуться на корабль. Как ему сдвинуться с места, если оттолкнуться ногами не от чего? (отбросить от себя предмет, в сторону противоположную своему движению)

1.3. От чего зависит крепость пришитых на нашей одежде пуговиц и узлов завязанных на ботинках шнурков? (от силы трения, кол-во оборотов возрастает в арифм. прогрессии, а сила трения в геомет.)

1.4. Если выстрелить из винтовки в круто сваренное яйцо, пуля пробьет в яйце только сквозное отверстие. Но если выстрелить в сырое яйцо, то оно разбивается в дребезги. Объясните это явление. (Это явление позволяет объяснить закон Паскаля: давление жидкости по всем направлениям одинаково. Поэтому сырое яйцо передает удар пули (давление) во все стороны с одинаковой силой. Твердое тело передает давление только в одном направлении, а именно в направлении действующей силы удара. Поэтому в круто сваренном яйце будет только сквозное отверстие)

1.5. Как с помощью магнита можно очистить семена культурных растений от сорняков? (сорняки имеют ворсистые семена и если их обсыпать железным порошком, то крупинки железа плотно облепят семена сорняков. Затем эту смесь помещают в поле действия сильного электромагнита и смесь автоматически разделяется на чистые семена и сорную примесь)

Раздел 2   «Занимательная физика»

2.1. Почему вода, замерзая в трещинах, разрушает горные породы? (замерзая вода увеличивается в объеме, это вызывает разрушение даже самых твердых пород)

2.2. Будут ли затоплены материки Мировым океаном, если весь плавающий в нем лед по каким-нибудь причинам растает? (уровень Мирового океана не изменится, объем воды = объему льда, а вес воды = весу подводного льда)

2.3. Как легче закрутить гайку: ключом с короткой или с длиной ручкой? (с длиной, чем больше плечо силы, тем меньшую силу нужно приложить)

2.4. Почему  кошка, из какого бы положения ни начинала падать, всегда приземляется на лапы? (в момент падения кошка начинает быстро вращать хвостом, т. е. создает вращательный момент, в результате чего ее тело поворачивается в противоположную сторону, пока лапки не окажутся внизу)

2.5. Почему опытная хозяйка, прежде чем разлить чай по стаканам, кладет в них металлические ложки? (металл обладает высокой теплопроводностью, тем самым снижает температуру жидкости и снижает опасность растрескивания стакана)

 

Раздел 3    «Блиц-опрос»

(каждой команде задается по 5 вопросов,  на них отвечают все по порядку или может отвечать только капитан команды)

3.1.1.    Кто считается «крестным отцом» физики? (Аристотель)

3.1.2.    Какая физическая величина измеряется в ваттах? (мощность)

3.1.3.    Кто из ученых первым измерил атмосферное давление? (Торричелли)

3.1.4.    Единица измерения массы в системе СИ? (кг)

3.1.5.    Какой буквой обозначается механическая работа? (А)

3.2.1.    За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси? (за 24 часа)

3.2.2.    Как называется физическая величина, равная произведению массы на его скорость? (импульс)

3.2.3.    Сколько секунд в пяти минутах? (300)

3.2.4.    Что является мерой взаимодействия тел? (сила)

3.2.5.    Кто считается основоположником физического эксперимента? (Галилей)

3.3.1.    Какая физическая величина измеряется в паскалях? (давление)

3.3.2.    Какой буквой обозначается скорость? (V)

3.3.3.    За какое время Земля делает один оборот вокруг Солнца? (за 1 год)

3.3.4.    Английский ученый, установивший зависимость силы упругости от деформации? (Гук)

3.3.5.    Как называется этот физический прибор? (динамометр)

3.4.1.    Кто открыл закон всемирного тяготения? (Ньютон)

3.4.2.    Что является мерой инерции тела? (масса)

3.4.3.    В каких единицах измеряется энергия? (в джоулях)

3.4.4.    Сколько весит тело, когда оно падает? (Р=0)

3.4.5.    Верно ли, что снег «греет»  землю? (да, благодаря своей низкой теплопроводности)

3.5.1.    В каком море нельзя утонуть? (в Мертвом, оно сильно соленое. Вес человека меньше веса воды)

3.5.2.    Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия? (они

           ориентируются с помощью  ультразвука)

3.5.3.    В какой обуви теплее зимой: тесной или просторной? (в просторной)

3.5.4.    Как называется переход тела из твердого состояния в жидкое? (плавление)

3.5.5.    Как называется прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями? (линза)

 

 Раздел 4  «Узнай меня»

(нужно назвать фамилию человека, о котором идет речь в этом вопросе)

1.      Великий итальянский астроном и механик 16 века, открывший закон инерции, законы падения тел и первым наблюдавший с помощью телескопа горы на Луне и пятна на Солнце? (Галилей)

2.      Русский механик, конструктор и изобретатель, создатель первого оптического телеграфа? (Кулибин)

3.      Гениальный русский ученый-энциклопедист 18 века, один из основоположников современного естествознания? (Ломоносов)

4.      Американский художник, создатель самозаписывающего электромагнитного телеграфного аппарата и телеграфной азбуки? (Морзе)

5.      Английский физик, лауреат Нобелевской  премии, предложивший планетарную модель атома? (Резерфорд)

6.      Русский изобретатель радио? (Попов)

7.      Создатель теории относительности? (Эйнштейн)

 

Раздел 5 «Физическая мозаика»

(командам раздаются одинаковые карточки с буквами, нужно составить физические формулы, используя все буквы, буквы можно повторять в формулах)

m, a, F, r, υ, tg

 

«Черный ящик»

(командам выносят набор предметов и задают вопрос, они должны дать ответ и продемонстрировать опыт)

 

- Как достать монету из воды, не намочив пальцев?

Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите знатокам достать монету, не намочив при этом пальцев. Для проведения опыта необходим стакан и несколько спичек, воткнутых в плавающую пробку.

Ответ:

Зажгите спички и быстро накройте плавающий горящий кораблик стаканом, не захватив при этом монетки. Когда спички погаснут, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев. Сила, вогнавшая воду под стакан и удерживающая ее там, на определенной высоте, - атмосферное давление. Горящие спички нагрели воздух в стакане, давление возросло, и часть газа вышла наружу. Когда спички погасли, воздух снова остыл.  При охлаждении давление уменьшилось, и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха.

 

Скачать