Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии УМК "Школа России" составлена на основе  программы по изобразительному искусству и художественному труду для начальных классов общеобразовательной школы (авторы: М. Неменский, В.Г. Горяев, В.Г. Гуров, Л.А. Неменская,  Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И. Коротеева)/ Школа России. Концепция и программы в 2-х ч. М: Просвещение , 2008)

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка

- Содержание темы курса

- Учебно-тематический план

- Критерии и оценки знаний качества обучающихся

- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного  года

- Учебно-методический комплект

- Календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования  (2004 г), примерной программы по изобразительному искусству и художественному труду для начальных классов общеобразовательной школы (автор-составитель: Б.М. Неменский), и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе «Школа России. Концепция и программы для начальных классов», утверждённой МО РФ (Москва, 2008 г.), и в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004г. №1312

Цели обучения художественному труду в 4 классе:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение понятиями о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

формирование у учащихся художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры

В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

1)  Увлечение искусством.

2)  Художественное развитие (культура).

      Основные  принципы  программы:

1)   Целостная  система  введения  в  художественную   культуру;

2)   Принцип «от жизни  через  искусство  к  жизни»;

3)   Принцип  целостности  и неспешности   освоения  материала каждой  темы;

4)   Принцип  единства  восприятия и  созидания;

5)   Проживание как форма  обучения  и  форма  освоения художественного опыта;

6)   Развитие  художественно-образного  мышления.

 

Содержание темы курса

4 КЛАСС (34—68 ч)

        Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов Земли)  Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

           Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах.     Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатств человеческой культуры.

          Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

       Истоки искусства твоего народа (8—16 ч) Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

      Пейзаж родной земли. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

       Образ традиционного русского дома (избы). Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа

      Украшения деревянных построек и их значение. Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно).

      Деревня — деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа

      Образ красоты человека. У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

       Древние города твоей земли (7—14 ч). Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

      Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации

      Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

        Древние соборы. Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

      Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма.

      Древний город и его жители. Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

        Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов

        Древние города Русской земли. Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов.

         Узорочье теремов. Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.

         Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

         Каждый народ — художник (11—22 ч) 

         Образ художественной культуры Древней Греции  Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах)

        Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма

        Образ художественной культуры Японии. Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

        Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

        Образ художественной культуры средневековой Западной Европы  Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

      Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

         Искусство объединяет народы (8—16 ч)

         Все народы воспевают материнство. Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

       Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.

       Все народы воспевают мудрость старости. Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

       Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

       Сопереживание — великая тема искусства. С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

       Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

       Герои, борцы и защитники. В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

       Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

       Юность и надежды. Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

       Искусство народов мира (обобщение темы)      Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

       Количество часов по учебному плану:

В неделю -   2 часа

Всего - 68  часов

 

Учебно–тематический план 

 

Раздел

Название  разделов

Кол-во часов

по программе

Кол-во часов

рабочей программы

1

Истоки искусства твоего народа.

16

16

2

Древние города твоей земли.

14

14

3

Каждый народ-художник.

22

22

4

Искусство объединяет народы.

16

16

 

 Всего:

68

68

 

 Программа по изобразительному искусству и художественному труду Б. Н. Неменского предполагает интегрированный курс, а в учебный план школы введены дополнительно 2 часа технологии. Поэтому каждая тема была расписана на 2 часа.

 

Требования к умениям обучающихся

           В результате изучения данного предмета в 4 классе учащийся должен:

усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных  художественных материалов;

приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельность человека;

развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также пробрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино)

Учебно-методический комплект для обучающихся: Изобразительное искусство: Каждый народ- художник., авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, 2010 .Горяева Н.А. Гуров Г.Е. Неменская Л.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2010

Учебно-методический комплект для учителя: Изобразительное искусство: Каждый народ- художник, авторы Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских, 2010. Горяева Н.А. Гуров Г.Е. Неменская Л.А. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2010. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков ИЗО в 1-4 классах по программе Б.М. Неменского / сост. А.Г. Александрова, Н.В. Капустина.-Волгоград: Учитель, 2009

 

Скачать полную версию