Рабочая программа по русскому языку. 1 класс УМК «Школа России»

Программа «Школа России» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В программу вошли разделы:

- Пояснительная записка;

- Содержание программы;

- Особенности организации контроля по русскому языку;

- Учебно-методический комплект;

- Основные требования к ЗУН учащихся к концу 1-го класса;

- Учебно-методический комплект;

- Тематическое планирование;

- Поурочное планирование.

Пояснительная записка

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Цель курса - открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.

Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском языке как целостной системе. Это предполагает:

1. освоение учащимися первоначальных знаний  о звукобуквенном  и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом о  синтаксическом строе, особенностях словообразования;

2. знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с  основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.

Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:

1. осознание детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего этот мир во всём его многообразии;

2. поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;

3. дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям;

4. развитие способности моделировать факты языка;

5. овладение ведущими методами лингвистического анализа - действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.

Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование у детей навыков правильно строить устную и письменную речь, уметь аргументировано объяснять решение поставленной проблемы.

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью. 

Тематическое планирование.

9 недель∙5ч.=45ч.

Тема

Всего часов

Контрольные работы

Развитие речи

Чистописание

1.

Предложение.

10

 

3

В процессе

2.

Слово.

11

1 списывание

2

изучения

3.

Звуки и буквы.

27

1 списывание 1 диктант

1

всего программного

 

Итог:

48ч.

3

6

материала (10-15 минут на

Основное содержание тем

Синтаксис и пунктуация (10ч).

Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по цели высказывания (без терминологии) и интонации (восклицательные, невосклицательные). Оформление предложения в устной речи и на письме. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).  

Слово (11 ч).

Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные.  

Фонетика и графика (27ч).

Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, и, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.

Диктант служит средством проверки орфографических и   пунктуационных умений и навыков.

Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.

Учебно-методический комплект:

1. программа.

2. учебник «Русский язык» 1 класс 2007 (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).

3. книга для учителя «Русский язык в начальной школе» (Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова). 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 1 класса.

Обучающиеся должны знать и понимать:

- виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной
 окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;

- оформление предложений на письме;

- смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

- слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;

- различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;

- звук и буква и;

- слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;

- гласные ударные и безударные;

- согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;

- согласные только твёрдые, согласные только мягкие;

- согласные, парные по звонкости и глухости;

- соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

- соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;

- оформление на письме предложений;

- деление слов на слоги и для переноса;

- определение ударного слога в слове;

- использование прописной буквы в именах собственных;

- написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;

- обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;

- правильного написания слов типа пень, яма;

- правописание слов с непроверяемыми орфограммами;

- четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

- правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
 рукописным шрифтом;

- письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;

- устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

Основные требования к уровню подготовки по русскому языку,

оканчивающих 1 класс. 

ЗУН

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Универсальные учебные действия

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

- Виды предложений по цели высказывания;

- Оформление предложения на письме;

- Слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

- Различия между буквами и звуками;

- Слогообразующую роль гласного звука в слове;

- Гласные ударные и безударные;

- Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

- Соотношение количества звуков и букв в таких словах как мел, мель.

 

Оформление на письме предложений. Деление слов на слоги. Передача в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации. Письмо под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания. Устное составление текста из 3-5 предложений на определенную тему.

 

 

Познавательные Общеучебные действия

- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

- Выделение познавательной цели;

- Выбор наиболее эффективного способа решения;

- Смысловое чтение;

У П логические Д

- Анализ объектов

- Синтез как составление частей целого;

- Доказательство;

- Установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

- Постановка вопросов;

- Умение выражать свои мысли  полно и точно;

- Разрешение конфликтов.

- Диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные УУД

- Целеполагание;

- Волевая саморегуляция

- Прогнозирование уровня усвоения

- Оценка;

- Коррекция

Личностные УУД

- Смыслополагание.

Скачать полную версию

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!