Рабочая программа по физической культуре 4 класс. Лях В. И.

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 4 класс разработана на основе примерной программы по физической культуре, утвержденной приказом Министерства образования  РФ 05.03.2004 № 1089 и авторской учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005) и сборника  «Концепция и программы для начальной школы в 2 частях» комплекта «Школа России», Москва, Просвещение, 2008 год.

Программа представлена на 13 листах

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Содержание курса

Требования к уровню подготовки

Комплекс нормативов по народным играм

Тесты

Правила выполнения тестов по народным играм

Игры, применяемые при прохождении разделов программы

Календарно – тематическое планирование

Цели:

- сформировать у учащихся начальной школы основы здорового образа жизни;

- развивать творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи:

- укреплять здоровье школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической  подготовленности;

- развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучать  простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Программа обучения физической культуре направлена на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальноотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную.

В авторскую программу внесены изменения: добавлено 3 часа, согласно учебному плану школы, который рассчитан на 35 учебных недель.

Добавлены темы – раздел «Подвижные игры»

Учебно-методические пособия:

Физическая культура. 1 - 4 кл. Под ред. Ляха В.И., Любомирского Л.Е., Мейксона Г.Б. - Просвещение, 1908.

На учебный предмет «Физическая культура» отводится:

всего 105 часа в год.

в неделю 3 часа 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса 

В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.

Учащиеся должны знать:

- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

- о способах и особенностях движений, передвижений;

- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

- о причинах травматизма на занятиях физической культуры.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;

- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;

- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.

- По окончании начальной школы обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. 

Содержание учебной программы

Основы знаний  о физической культуре в процессе  урока

Подвижные  игры c элементами спортивных игр - 38ч.

- «Класс, становись!»

- «Два мороза»

- «Пятнашки»

- «Чай, чай, выручай»

- «Прыгающие воробушки»

- «Зайцы в огороде»

- «Лисы и куры»

- «Кто дальше бросит»

- «Точный расчет»

- «Метко в цель»

- Ловля и передача двумя руками.

- Ведение мяча индивидуально на месте и в шаге.

- «Играй, играй, мяч не теряй»

- «У кого меньше мячей»

- «Школа мяча»

- «Мяч в корзину»

- «Попади в обруч»

- «Охотники и утки»

- Правила игр.

- Ведение мяча ногами.

Гимнастика с элементами акробатики - 35ч.

 - Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, с гимнастической палкой, набивными мячами.

- Группировка.

- Перекаты в группировке назад, боком.

- Перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях.

- Лазанье по гимнастической стенке и канату.

- Лазанье по наклонной поверхности (скамейка) стоя на коленях и в упоре присев.

- Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке

- Перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.

- Перелезание через гимнастического коня.

- Равновесие на одной ноге на гимнастической скамейке.

- Ходьба по гимнастической скамейке.

- Приставной шаг.

- Шаг галопа.

- Шаг польки.

- Построение в колонну и шеренгу, круг  по одному.

- Размыкание на вытянутые руки.

- Повороты направо, налево, «Шагом марш», «Класс стой»

- Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые в движении и на месте.

- Комплексы общеразвивающих упражнений различной координации сложности.

- Правила техники безопасности на уроках гимнастики.

- Название гимнастических снарядов.

- Режим дня.

- Утренняя гимнастика.

- Гигиена тела.

- Закаливание.

- Виды осканки.

- Значение расслабления и напряжения мышц.

- Танцевальные связки.

- Акробатические связки.

- Комплекс упражнений с предметами (мяч, гимнастическая палка)

- Прыжки через скакалку.

Легкоатлетические упражнения -21ч.

- Правила безопасности на уроках физической культурой.

- Сочетание различных видов ходьбы.

- Обычный бег.

- Бег с изменением направления движения.

- Бег с высоким подниманием бедра.

- Бег с захлестыванием голени.

- Бег в чередовании с ходьбой.

- Бег с преодолением препятствий.

- Челночный бег 3 х 5  м.

- Эстафеты с бегом на скорость.

- Равномерный бег до 3 минут.

- Кросс по пересеченной местности до 1 км.

- Бег с ускорением от 10 до 15 м.

- Бег 30 м на время.

- Бег 60 м на время

- Прыжки на1- 2-х ногах на месте и с продвижением вперед.

- Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

- Прыжки на двух ногах боком с продвижением вперед.

- Прыжки в длину с места.

- Прыжки в длину с места с выпрыгиванием вверх.

- Прыжки через гимнастическую скамейку.

- Прыжки с гимнастической скамейки с приземлением на 2 ноги.

- Прыжки в длину с разбега без обозначения толчка.

- Прыжки в длину с разбега толчком одной ноги с приземлением на 2 ноги.

- Прыжки в длину с разбега толчком одной через плоские препятствия (набивной мяч, поролон, через натянутую резинку).

- Прыжки на 2-х ногах в приседе.

- Прыжки на 2-х ногах в приседе с поворотом.

- Игры с прыжками с использованием скакалок.

- Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания.

- Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель 2 х 2 с расстояния 3-4 м.

- Бросок набивного мяча весом 500 гр. двумя руками от груди вперед-вверх из положения стоя ноги на ширине плеч.

- Тоже, но на дальность

- Понятие короткая дистанция

- Бег на скорость.

- Бег на выносливость.

- Равномерный бег до 6 минут.

- Соревнования в беге на 30 м.

- Прыжки через небольшие вертикальные (40 см)  и горизонтальные препятствия (до 100 см).

- Броски больших и малых мячей на дальность и в цель правой и левой рукой.

Лыжная подготовка - 11ч.

- Надевание лыж.

- Переноска лыж.

- Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.

- Повороты на месте переступанием.

- Подъемы и спуски под уклон.

- Передвижение на лыжах до 1 км.

- Основные требования к одежде.

- Температурный режим занятий на улице.

- Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке.

- Прохождение дистанции 500м на время.

Итого --------------------------------------- 105ч.

  

Комплекс нормативов по народным играм

Тесты

1. Челночный бег (1-й класс – 2ґ15 м; 2-й класс – 2ґ20 м; 3-й класс – 2ґ25 м; 4-й класс – 2ґ30 м), в котором происходит смена направления и скорости движения, встречающаяся в лапте, салках, горелках, в играх «Рыбаки», «Волк во рву» и др. Контроль кондиционных и координационных свойств.

2. Набрасывание малого мяча на горизонтальную цель с заданной траекторией. Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Лапта», «Котлы», «Чижик» и др. Контроль координационных свойств.

3. Бросок мяча на дальность (малого). Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Лапта» и др. Контроль кондиционных свойств.

4. Бросок битой в цель. Аналогичные движения используются в русских народных играх: «Городки», «Кашевары», «Бабки», «Городок-бегунок» и др. Контроль координационных и кондиционных свойств.

5. Передачи в стену малого мяча за 30 сек. в круг диаметром 50 см. В этом упражнении требование к развитию кисти ребенка. Подобные требования предъявляются в русских народных играх и развлечениях: «Перетягивание в парах», «Цепи-кованы», «Кошки-мышки» и др. Контроль координационных свойств.

6. Удары битой по малому мячу с собственного подбрасывания. Требуется соблюдать точность выполняемых действий. Аналогичные требования к совершаемым двигательным действиям предъявляются в «Чижике», «Лапте», «12 палочках», «Боях на бревне» и других русских народных играх. Контроль координационных свойств.

Таким образом, предлагаемые тесты соотносятся с системой движений, применяемых в русских народных играх и развлечениях, и являются носителями информации о навыках, формируемых элементами народной культуры. 

Правила выполнения тестов по народным играм

Челночный бег

Выполняется с высокого старта, обязательно пересечь противоположную линию разметки двумя ногами.

Удары по мячу на точность

Выполняются с собственного подбрасывания, удар засчитывается при приземлении мяча за трехметровой отметкой.

Набрасывания мяча на горизонтальную цель

Выполняются 10 попыток с расстояния 2 м движением прямой руки снизу вверх, ладонь вверх, на точность попадания.

Высота мишени указана.

Передачи малого мяча в стену за 30 сек.

Выполняются с расстояния 2 м в круг диаметром 0,5 м.

Броски малого мяча на дальность

Выполняются с разбега.

Броски битой в горизонтальную цель

Выполняются 10 бросков поочередно с 3 и 6 м в цель (диаметр 2 м). Бита пускается маховым боковым движением прямой рукой.

Игры, применяемые при прохождении разделов программы

Легкая атлетика: «Считалки»; «Горелки»; «Хоровод»; «Два мороза»; «Салки»; «Дедушка-рожок»; «У медведя во бору»; «Коршун»; «Гуси»; «Стадо»; «Не боимся мы кота»; «Шлепанки»; «Воробьи и вороны»; «Пятнашки» (вар.); «Корзинки»; «Шишки, желуди, орехи»; «12 палочек»; «Скакалка-подсекалка»; «Волк во рву»; «Лапта»; «Бабки»; «Котлы»; «Чижик»; «Платочек-летуночек»; «Ляпка»; «Городок-бегунок»; «Рыбаки»; «Невод»; «Кашевары».

Гимнастика: «Считалки»; «Жмурки»; «Заря»; «Игровая»; «Схвати змею за хвост»; «Третий – лишний»; «Змейка»; «Кошки-мышки»; «Бои петухов»; «Чехарда»; «Зайцы и морковь»; «Удочка»; «Голубь»; «Перетягивание в парах»; «Тяни в круг»; «Перетяни за черту»; «Борющаяся цепь»; «Бои на бревне»; «Пустое место»; «Ворон-синица»; «Перетягивание каната»; «Колечко»; «Козел.

Баскетбол: «Охотники и утки»; «Лапта»; «Встречный бой»; «Горячий мяч»; «Рыбы, птицы, звери»; «На драку собаку»; «Попади в хвост»; «Пятнашки с мячом».

Плавание: «Морское сражение»; «Кто быстрее?»; «Стрела»; «Пятнашки в воде»; «Рыбы и сеть»; «Карлики и великаны»; «Охотники и утки»; «Караси и карпы»; «Окунь в сетке»; «Бои морских коней»; «Караси и щука»; «Вырвись из круга»; «Буксир».

Лыжная подготовка: «Два мороза»; «Не уступлю горку»; «Кому на ком»; «Городки»; «Царь горы»; «Солнышко»; «Кто быстрее?»; «Кто дальше?»; «Снежки»; «Катание на санках»; «Цепи-кованы».

Учебно-методические пособия:

Основные учебные пособия.

Физическая культура. 1 - 4 кл. Под ред. Мейксона Г.Б., Любомирского Л.Е., Кофмана Л.Б. - Просвещение, 1909.

Физическая культура. 1 - 4 кл. Под ред. Ляха В.И., Любомирского Л.Е., Мейксона Г.Б. - Просвещение, 1908.

Физическое воспитание учащихся. 1 - 4 кл. Пособие для учителя. Под ред. Ляха В.И. - Просвещение, 1997.

Дополнительные материалы.

Искусство быть красивыми. Книга для учащихся и родителей. Бендарская И.Г. - Просвещение, 1994.

Аэробика на все вкусы. Лисицкая Т.С. Книга для учащихся. - Просвещение, 1994.

Мы - атлеты. Акопянц И.Н. Книга для учащихся и родителей. - Просвещение, 1994.

Учебная гимнастика. Книга для учащихся. Баллингер Э. - Просвещение, 1996.

Методика физического воспитания учащихся В.И.Лях. / пособие для учителя, 2005.

Физическая культура. Планирование и организация занятий. 3, 4 классы. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008.

Здоровье – организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский.

В.И. Лях. Твой друг – физкультура. I – IV классы. – М.: Просвещение, 2005 г.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!