Конспект урока: Необычное путешествие с капелькой. 3 класс

Цель: Обратить внимание учащихся на значение воды в природе и жизни человека, на необходимость экономного использования воды и бережного отношения к ней.

Форма проведения: игра-путешествие

Оборудование и материалы: Карта океана с островами, на которые команды отправятся в путешествие; маршрутные листы по количеству команд; загадки о воде (дожде, росе, снеге, и т.д.); две тарелки, две ложки, мерный стакан; воронка, песок, фильтровальная бумага, вата, стакан, банка с загрязненной водой; флипы, маркеры, фломастеры; бумага, разноцветные флажки.

Ведущий: Давайте посмотрим на карту. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится около 1/3 ее территории, а все остальное – вода! Правильнее было бы ее назвать планета Вода!

Когда-то давно в этой воде зародилась жизнь, а потом живые существа вышли на сушу и приспособились к новой среде.

Появился человек, выросли поселки, города, задымили трубы заводов. И люди стали замечать, что воды стало катастрофически не хватать! В это верится с трудом, но пресной воды, пригодной для использования, на нашей планете всего около 2%, причем ¾ ее приходится на ледники Арктики и Антарктиды. Вот почему сейчас почти четверть населения нашей планеты не обеспечена питьевой водой.

Совсем недавно вы, ребята, рассказали о путешествии Капельки. В своих рассказах, сказках, стихах, рисунках вы показали свои знания о круговороте воды в природе, о необходимости чистой воды для всего живого на Земле.

А сегодня Капелька приглашает вас в необычное путешествие по Великому океану. Во время путешествия вы посетите большие и маленькие острова, где нужно будет выполнять разные задания.

Победителем в необыкновенном путешествии станет та команда, кораблик которой получит большее количество флажков. А проигравших у нас не будет, потому что вы все получите новые знания и совершите интересные открытия.

Итак, в путь! 

I. Постройка корабля. 

Каждая команда получает бумагу, из которой участники должны построить кораблик и подписать маркером его название. Та команда, которая первой справилась с заданием, получает возможность первой выбрать маршрутный лист и отправиться в путешествие.

(Команды отправляются каждая по своему маршруту. Маршруты составляются так, чтобы избежать одновременного прибытия нескольких команд на один и тот же остров.)  

II. Путешествие

Остров «Загадочный».

Каждой команде предлагается отгадать по 7 загадок на «водную тему».

(За каждый правильный ответ команда получает флажок).

Остров «Музыкальный»

Каждая команда должна исполнить по несколько строчек из песен, где упоминается вода (море, река, озеро, лужа, дождь и т.д.).

Остров «Экономный»

Решите задачу:

Если через неисправный кран в ванной комнате вытекает 250 мл. воды каждые 10 минут, то сколько воды вытечет из крана за 1 час? 1 сутки? 1 месяц?

(1000 мл. = 1 л.)

Сколько человек может быть обеспечено этой питьевой водой, если минимальное количество для человека – 1,6 л. воды ежедневно.

(За правильное решение задачи – 5 флажков)

Остров «Спортивный»

Каждый игрок команды по очереди переносит ложкой воду из одной тарелки в другую. Учитывается скорость и пролитая вода. (первоначальное и окончательное количество воды измеряется мерным стаканом)

Остров «Экспериментальный»

Участники команды должны изготовить фильтр для очистки воды из подручных средств, продемонстрировать его в действии и прорекламировать.

(Максимальная оценка – 5 флажков)

Остров «Творческий»

Нарисовать, для чего нужна вода человеку, животным, растениям.

Каждый участник команды за определенное время пишет эссе «Обращение к людям от имени воды».

III. Подведение итогов

Награждение победителей в различных номинациях (за лучшее выполнение задания на островах) 

ЗАГАДКИ.

1. Не проедешь, не пройдешь – обойдешь сторонкой.

   И водицы не попьешь с синеватой пленкой.  (болото)

2. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)

3. Все обходят это место, здесь земля как будто тесто;

   Здесь осока, кочки, мхи… нет опоры для ноги.  (болото)

4. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

   А как наскучит ей летать, на землю падает опять.   (вода) 

5. Очень добродушная, мягкая, послушная,

   Но когда захочу, даже камень источу.   (вода)

6. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

   И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.  (вода)

7. Без досок, без топоров через речку мост готов.

   Мост - как синее стекло: скользко, весело, светло.  (лед)

8. Рыбам зиму жить тепло: крыша - толстое стекло. (лед)

9. В огне не горит и в воде не тонет. (лед)

10. На дворе переполох: с неба сыплется горох.

     Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина.  (град)

11. Рассыпался горох на тысячу дорог: никто его не подбирает. (град)

12. Шириною широко, глубиною глубоко,

     День и ночь о берег бьется. Из него вода не пьется,

     Потому что не вкусна - и горька, и солона.   (море)

13. Кругом вода, а с питьем беда. Кто знает, где это бывает? (море)

14. Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня.

     Издалека по песенке узнаете меня.  (река)

15. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.

     Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (река)

16. Он без рук и без ног из земли пробиться смог,

     Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой.  (родник)

17. Там, где корни вьются, на лесной тропе,

     Маленькое блюдце спрятано в траве.

     Каждый, кто проходит, подойдет - нагнется

     И опять в дорогу силы наберется. (родник)

18. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

     А пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем.  (роса)

19. Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда -

     И сверкаю в лопухах  на опушках и лугах. (роса)

20. Под осоку на песок уронили поясок.

     И лежит - да не поднять, и бежит - да не догнать.  (ручей)

21. К маме речке я бегу и молчать не могу.

     Я ее сын родной, а родился весной. (ручей)

22. Кто бежит по горным склонам, тараторя сам с собой,

     И в густой траве зеленой прячет хвостик голубой? (ручей)

23. Он все время занят делом, он не может зря идти.

     Он идет и красит белым все, что видит на пути.   (снег)

24. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

     Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)

25. Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (снег)

26. Покружилась звездочка в воздухе немножко,

     Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

27. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,

     Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке. (снежинки)

28. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою,

     Но солнце ее припечет - заплачет она и умрет.  (сосулька)

29. Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)

30. В белом бархате деревня - и заборы, и деревья.

     А как ветер нападет, этот бархат опадет. (иней)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!