Конспект урока: Путешествие в царство Осени

Цели урока:

  • Познакомить с признаками и особенностями осенней природы. Сформировать представление о состоянии природных объектов в эту пору года.
  • Определить основные отличительные признаки объектов природы осеннего периода (уметь объяснять мир).
  • Воспитывать уважение к народным традициям, любовь к природе родного края, животным; бережное отношение к тому, что нас окружает (уметь объяснять своё отношение к миру).
  • Развитие общеучебных умений.

 

Оборудование: аудиозапись «Звуки движущегося поезда», ноутбук, проектор, конверты  с названиями птиц (для каждой пары обучающихся).

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Сообщение темы и целей урока 

Е.Е. – Ребята, синички нам доставили конверт,

Лежит в нём пригласительный билет.

В котором старичок -лесовичок

Зовёт нас в царство Осени прибыть.

И тайны Осени сегодня приоткрыть. (Слайд 1.)

На волшебном поезде мы будем путешествовать по необычным станциям царства Осени, поможет нам в путешествии Лесовичок, который будет встречать нас на каждой станции. Нас ждут интересные открытия в живой и неживой природе осеннего леса.

Т. В. –   Отправляемся в путешествие (аудиозапись «Звуки движущегося поезда»).

III.  Станция «Осенняя» (слайд 2).

Т. В. - Ребята, мы с вами приехали на станцию «Осенняя».

Е. Е. -  Старичок - лесовичок встречает нас (слайд 3).Он хочет проверить, какие осенние месяцы вы знаете.

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь.) (Слайд 4.)

Т. В. - В старину коренным славяно-русским названием месяца сентября был рюинь, от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей; это название месяца сентября можно встретить в церковных календарях. Ныне простой народ называет этот месяц по-своему — зоревник, хмурень (слайд5).

- В этом месяце были праздники: Фёкла – дёргай свёклу (слайд 6). (В этот день нужно убирать свёклу), Анна и Савва – скирдники (слайд  7). (Скирда -это большой стог сена или снопы сена,  сложенные по особому способу в большую кучу для хранения под открытым небом.)

- «В сентябре и лист на дереве не держится».

- Как вы думаете, почему так говорили? (Начинается листопад.)

Е. Е. -   Всё мрачней лицо природы,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь.) (Слайд 8.)

Т. В. - Октябрь называли грязник, листопад.

- Почему его так называли?

- Говорили, что в это время «семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, сверху льет, снизу метет».

- Почему так говорили? Быстро охлаждается земля, все больше становится пасмурных дождливых дней. В октябре заканчивали все полевые работы. А с 5октября в лесу было принято собирать плоды шиповника. И был в этом месяце праздник, который назывался Арина Шиповница. (Слайд 9.)

Е. Е.  - Поле чёрно-белым стало (слайд 10),

Падает то дождь, то снег,

Льдом покрыты воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

(Слайд 11.)

Т. В. – Нашими предками месяц ноябрь назывался «зазимье», т. к. начинался лёгкий снежок и первые слабые морозцы.  Но наиболее известное древнерусское название ноября – «грудень»:  земля и реки начинают замерзать кусками. Можно увидеть большие комья замёрзшей земли со снегом. Так природа начинает готовиться к зиме. И это событие в народном календаре  отмечалось большим праздником, который назывался Кузьминки.

14 ноября на Руси  это был первый зимний праздник. В народе говорили: «Кузьминки – об осени одни поминки». (Слайд 12.)

- Почему так говорили?  (Осень кончается, зима начинается.) Этот праздник был назван  в честь  святых Кузьмы и Демьяна, которые считались покровителями  ремёсел и женского рукоделия.  Кузьминки – это ещё и Курий праздник. (Слайд 13.)

– Садимся в наш волшебный поезд и отправляемся дальше.

IV.  2 станция «Солнечная» (Слайд 14.)

- И вот приехали на станцию «Солнечная» и Лесовичок нас уже встречает, а что это рядом с ним? (Солнце.)

Е.Е. - И не случайно. Ведь смена времён года связана с изменением  положения Солнца на небосводе. (Слайд 15.)

Осенью с каждым днём Солнце опускается всё ниже. Позже встаёт и раньше заходит. 23 сентября ( а весной 21 марта) день равен ночи. Такие дни называются   днями  равноденствия (слайд 16).

Т. В. -  Раньше 23 сентября называли   Семёнов день. Была такая традиция: как стемнеет, гасить все свечи и утром зажигать новую свечу. В Семёнов день следили за погодой. Существовала примета: "Если на Семена ясно – вся осень будет ветреная". (Слайд  17.) По этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень. (Слайд 18.)

Е.Е. -  После Семёнова дня становятся короче дни, а ночи длиннее и холоднее. Остывают  почва и водоёмы. Охлаждается воздух. Частые  заморозки. Идут холодные дожди. Наступает осеннее похолодание. Происходят изменения в жизни растений и животных.  (Слайд 19 «Признаки осени».)

Т. В. – Поехали! Название следующей станции вы узнаете, отгадав загадку.

Дышат, растут, а ходить не могут. («Растения».)

V. 3 станция «Мир растений»

– Мы с вами попали на 3 станцию «Мир растений»(Слайд20.)

Е. Е. – Дети, посмотрите, (слайд 21)деревья окрашены в разные цвета. Красные, жёлтые, бурые, золотистые, жёлто-зелёные, пятнистые листья укрывают землю тёплым лоскутным одеялом.

Т. В. - А почему листья поменяли цвет? Может быть, дереву не хватает воды? (Ответы детей.)

Е. Е. - Воды-то много, да взять её дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут.  И если листья останутся, они вытянут всю воду из растения, что приведёт к его гибели. Кроме того, если листья останутся на стебле, они соберут на ветвях много снега, под тяжестью которого могут сломаться побеги и само дерево.

А вот хвойным деревьям снегопад не страшен.

- Как вы думаете, почему? Пластинка листа узкая, испарение невелико. Растения мало расходуют воды. Поэтому листья-хвоинки живут несколько лет и опадают постепенно. Про хвойные деревья говорят: зимой и летом одним цветом. (Слайд 22: кедр, пихта, ель, сосна.) Только одно дерево из хвойных сбрасывает листья-хвоинки.

- А как оно называется? (Лиственница.) (Слайд 23.)

- У травянистых растений сначала тоже изменяется окраска листьев, затем они постепенно засыхают, но весной вновь зеленеют потому, что под снегом, в подстилке, в земле остаются почки, которые весной прорастут.

- Осенью на месте цветов у растений появляются плоды с семенами. (Слайд 24.) Их семена распространятся ветром, животными, человеком. (Слайд 25.)

Т. В. – Ребята, а можно посеять семена осенью? (Можно.) Это специальные семена, которые особым образом высушивают и обрабатывают. Такие семена называются озимые. До наступления зимы они прорастают, а весной созревают несколько раньше, чем остальные культуры. Озимые хлеба - пшеница, рожь, ячмень. Они, как правило, дают более высокий урожай.

- Пора двигаться дальше, поехали!

- Нам нужно ещё пройти немного вглубь леса.

VI. 4 станция «Грибная». (Слайд 26.)

Е. Е. – Ребята, на какую станцию мы пришли?

Т. В. – Как вы уже заметили, в народном календаре есть дни и праздники, посвящённые растениям, явлениям природы, а также грибам. Был Титов день в честь Святого Тита. Народ говорил так: «Святой Тит последний гриб растит». В этот день собирали последние грибы. Такие  грибы считались самыми лучшими, без червоточинок.

Е. Е. - Посмотрите, как много здесь грибов! (Слайд 27.) Может быть, их соберем?

- А вы их знаете?

- Все ли грибы мы будем собрать в корзину? (Нет, т. к. не все грибы съедобные.)

-  Какие грибы мы не возьмём? (Белую поганку, мухомор.)

- Как называются такие грибы? (Несъедобные.)

Т. В. - Сейчас поиграем в игру «Съедобный, несъедобный гриб». Правила игры: когда называю съедобный гриб, вы встаёте, когда несъедобный – присаживаетесь на корточки.

Поедем дальше.

VII. 5 станция «Мир зверей». (Слайд 28.)

Е. Е.(Слайд 29.) - Используя слова, расскажите о том, как звери готовятся к зиме.

Животные – линька. (Осенью животные линяют.)

Заяц-беляк, соболь, белка – шуба. (Заяц-беляк,  соболь, белка меняют летнюю шубу на зимнюю.)

Серый – белый, рыжая – серая. (Серый заяц становится белым, а рыжая белка - серой.)

Белки, мыши, бурундуки – корм. (Запасают корм на зиму.

Медведи, барсуки, летучие мыши – жир. (Сильно жиреют.)

Бурый медведь, барсук, бурундук – спячка. (Подготавливают себе жилища  и с наступлением холодов впадают в спячку.)

Летучие мыши – юг. (Большинство улетает на юг.)

И снова в путь!

VIII. 6 станция «Птичья» (слайд 30).

- Наступила осень, (слайд 31) и все чаще можно наблюдать, как некоторые виды птиц собираются в стаи и улетают в теплые края. (Слайд 32.)

Т. В. – А какие это птицы, вы узнаете, отгадав загадки и решив кроссворд.

(Слайд 31.)

 Е.Е. - И такие птицы, которые каждый год осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются обратно, называются ПЕРЕЛЕТНЫМИ. (слайд 33.)

- Почему они улетают? ( Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Увядают растения, сильно уменьшается количество плодов и семян.)

- Многие птицы  перед отлётом начинают собираться в стаи.(Слайд 34.) Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений.  Среди перелётных есть и хищные птицы. Они питаются мелкими зверьками и птицами. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.

-Давайте посмотрим, как летят птицы. (Слайды 35,36.)

– Но у нас есть птицы, которые остаются зимовать. Таких птиц называют ОСЁДЛЫМИ или, как мы говорим, неперелётными, зимующими.(Слайд 37.)  Многие зимующие птицы перелетают из леса поближе к жилью человека. Здесь им легче будет найти корм в зимнюю стужу.

- Какие птицы остаются? (Синицы, голуби, воробьи, снегири, щеглы.)

Т. В. - Мы должны заботиться о них. Что для птиц страшнее: холод или голод? Из перечисленного корма выберите тот, которым вы будете подкармливать птиц. (СЛАЙД  37) Слова: семена конопли, подсолнечника, лопуха, проса, солёное сало, несолёное сало, ягоды рябины, хлебные крошки, шишки, жёлуди.

- Птиц всегда любили на Руси. Они считались священными.

- И был такой праздник - «Синичкин день»(Слайд 38). Его отмечали 12 ноября. С этого дня  прилетали птицы-зимники: щеглы, снегири, сойки, чечетки, свиристели, синицы. В народе говорили: «Невелика птичка-синичка, но и та свой праздник помнит!»

Е. Е. - Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Птиц в природе очень много. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать. Каких птичек много в наших краях, они всегда летают стаями, кричат, суетятся? (Воробьи.) (Слайд 39.)

Т . В. – Правильно. Что-то я смотрю вы устали, не пора ли нам сделать привал? Сейчас мы с вами разучим русскую народную игру, которая называется «Воробей». Для того, чтобы в неё играть вам нужно встать в красивый круг.

 

Разучивание слов.

 Летал, летал воробей, 
Летал, летал молодой
По синему морю,

По синему морю.

Видел, видел воробей,
Видел, видел молодой,
Как старушки ходят,
Как старушки ходят,
Как солдаты ходят,
Как лягушки прыгают.

 

- Скажите, а мог ли, в самом деле, воробей летать по синему морю? Почему? У него крылышки маленькие, он далеко не улетит. Это народная фантазия.

Е. Е. – Ребята, Лесовичок решил проверить, как вы запомнили перелётных и осёдлых птиц. И дал задание, которое лежит на ваших столах. Нужно распределить птиц на две группы (осёдлые и перелётные птицы).

Самопроверка. (Слайд 40.)

IX. Итог.

Т. В. – Наше путешествие подходит к концу. Давайте закроем глазки.

Медленно считаем:

раз, два, три, четыре, пять – вернемся в класс мы все опять. Волшебный поезд доставил нас обратно в класс.

Е. Е. – Где де мы сегодня побывали? По каким признакам мы узнали, что наступила осень? Какие народные традиции, приметы запомнили?   Понравилось ли вам путешествие? На память об этом путешествии в царство Осени Лесовичок оставил вам корзину с яблоками.

Размер:
75.5 Kb
Скачали:
104