Конспект урока: Части речи. 3 класс

Цель: классификация слов в русском языке; знакомство с частями речи.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Актуализация знаний

Чистописание:

Сс  сс русс  русский язык 

 

Постановка проблемы

Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

А во всех языках вместе взятых?

Я принесла несколько слов, которые распределила по группам, т.е. классифицировала.

Прочитайте в словаре Ожегова, что обозначает это слово.

Но…что случилось?

Все слова рассыпались.

- Абзац, бассейн, винегрет, иллюстрация;

- внимательный, багряный, коричневый, аккуратный;

- жужжит, надеяться, каяться, считать;

- вверх, вдоль, вместе, всегда;

- я, мы, меня, нас, они, их;

- и, или, а, но, потому что;

- на, по, па, про, пра, около;

- мяу, ах.

Соберите слова и разложите слова по группам, т.е. надо классифицировать эти слова.

Диалог:

- Какое было задание?

- Сколько мнений в нашем классе?

- Какой возник вопрос

 

 

 

 

 

 

«Классификация—деление на группы, классы, разряды по определённым признакам.

 

 

Дети предлагают различные признаки классификации.

 

 

Одно

Много

Определить признаки классификации слов в русском языке. 

 

Открытие знаний

1. Наблюдение над словами в предложении.

Упр 205.

- На какие вопросы отвечают пропущенные слова?

Что делают? Бегут, смеются, считают;

Какие? Веселые, озорные, внимательные, аккуратные;

Кто?  Дети, ребята, девочки, мальчики.

Закончить схему:

(что делают?) (какие?)  (кто?)

Сделайте вывод:

- На какие группы мы раздели данные слова?

Что такое глагол?

Имя существительное?

Имя прилагательное?

 

 

 

- Что общего во всех этих определениях?

Уточните тему урока:

Чья гипотеза была правильной?

Части речи.

Как вы понимаете это выражение?

Распределите слова, рассыпанные в начале урока, на группы.

Имя сущ.: Абзац, бассейн, винегрет, иллюстрация;

Имя прилагат.: внимательный, багряный, коричневый, аккуратный;

Глагол: жужжит, надеяться, каяться, считать;

- Какие еще части речи вы знаете?

Распределите остальные слова.

Наречие: вверх, вдоль, вместе, всегда;

Местоимение: я, мы, меня, нас, они, их;

Союзы: и, или, а, но, потому что;

Предлоги: на, по, па, про, пра, около;

Междометия: мяу, ах.

Вывод:

- Как разделили слова русского языка?

Проверим наш вывод по учебнику

 с 5.

- Что общего и чем отличается классификация наша от классификации учебника?

Распределите части речи на подгруппы.

(На доске появляется опорная схема. 

 

 

 

1 предложение: что делают?

2 предложение: какие?

3 предложение: кто?

 

 

На:

глаголы

имена прилагательные

имена существительные

 

Вспоминают: опора—правило на доске.

  

Части речи.

 

 

 

Все слова—это речь. Все слова отличаются вопросами, на которой они отвечают, и тем, что они обозначают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все слова русского языка делятся на части речи.

 

 

Общее: Все слова русского языка делятся на части речи.

Отличие:

Деление на подгруппы

Части речи

  • Самостоятельные
  • Служебные
  • междометия

 

Вывод

- Что нового узнали о русском языке?

- С какой целью это узнавали?

 

Размер:
47.5 Kb
Скачали:
121