Конспект урока "Заглавные буквы Ц, Щ. Написание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу"

Цель урока: формировать навыки письма, совершенствовать навыки чтения, закреплять знания о правописании буквосочетаний с несоответствием между произношением и написанием.

Задачи:

  • познакомить с написанием букв Ц, Щ;
  • закреплять особенности звуков [ч'], [щ'];
  • закреплять знания о несоответствии между произношением и написанием сочетаний ча-ща, чу-щу;
  • развивать орфографическую зоркость, фонематический слух и речь учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Учитель: Ребята, сегодня мы снова поговорим о шипящих согласных.

Повторение изученного

на доске: и (иголка, утки), ц (цапля, заяц), щ (щенок, лещ)

- Повторим написание букв и, ц, щ.

- Что общего в их написании?

- Запишите их: и, ц, щ.

- Прочитаем слова, в которых эти буквы стоят в начале.

- Прочитаем слова, в которых эти буквы стоят в конце.

- Запишите их: иголка, цапля, щенок, утки, заяц, лещ.

- Какое слово можно назвать лишним? Почему? (утки - мн.ч., иголка - неодуш., заяц - звуков больше, чем букв)

- В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?

- Проведем звуко-буквенный анализ этого слова. 

Формулирование темы

- Достаточно ли знать только строчные буквы?

- Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?

- Познакомимся с написанием букв Ц,Щ.

Знакомство с написанием заглавных букв Ц, Щ

На доске: И (Иванов), Ц (Цаплин), Щ (Щеткин)

- Сравним строчные и заглавные буквы  и, И, ц, Ц, щ, Щ. Запишите их.

- Прочитаем слова. Почему они написаны с заглавной буквы?

Повторение знаний о согласных звуках

На доске:  ч  щ  ж  ц  й  ш (черные шляпки, желтые колпачки, зеленые и синие ботиночки)

- Что общего у всех букв? (согласные)

- На какие группы можно их разделить? (ж, й- звонкие, ч, щ, ц, ш- глухие, ж, ш, ц- твердые,

й, щ, ч - мягкие)

- «Оденем» звуковичков. ( на буквы одевают колпачок или шляпку, синие или зеленые ботиночки)                                                            

- Откройте «Азбуку» на с. 140). (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»)

- Прочитаем слова из 1, 2 столбиков.

- Какое правило встретилось в этих словах? (ча-ща)

- Прочитаем слова 3, 4 столбиков.

- Какое правило встретилось в этих словах? (щу)

На доске:

ЧА – ЩА

ЧУ – ЩУ

ЖИ – ШИ

Физминутка

Нужно добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

Ча-ча-ча – прискакала … (саранча)

Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща)

Щу-щу-щу – в небо птицу …  (отпущу)

Закрепление правил ча-ща, чу-щу

Игра «Слова рассыпались».

Рыдают буквы в каждой строчке:

От наших слов – одни кусочки.

У всех у нас одно начало,

И, как назло, оно пропало.

Но если вы его найдете,

То сразу все слова прочтете.

На доске:   ча   ща  чу  щу

… йник, …ка, …дак, …вель, …шка, …рёнок,…деса

- Запишите эти слова, подчеркните орфограмму: чайник, чашка, щука, щурёнок, чудак, чудеса, щавель.

Запишем предложение. Подчеркнем все орфограммы. (комментируемое письмо)

Щукин пил из чашки чудесный чай.  

Работа с текстом

- Прочитаем рассказ из «Азбуки». (с. 140)

- Прочитаем название текста «Площадка молодняка».

- Как вы понимаете слово молодняк?

- Где может находиться эта площадка, для чего она нужна?

- Проверим, верно ли вы догадались о содержании текста. 

Чтение текста учащимися (по предложению)

- Какие животные встретились в рассказе?

- Что находится на площадке, для чего?

- Кто наблюдает за зверятами за оградой?

- К чему приучают будущих артистов?

- Как автор называет молодых зверят? 

- Найдите в тексте слова с ча-ща, чу-щу, жи-ши. Подчеркните их.

Рефлексия

- Оцените урок и свою работу с помощью условных знаков. (дети рисуют лицо человечка, которое показывает их отношение к уроку)

Итог урока

Вспомним все правила, о которых мы говорили. Я начну предложения, а вы продолжите. 

В сочетаниях жи-ши

Пишем только букву и.

В сочетаниях ча-ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу-щу

Пишем только букву у.       

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!