Конспект урока: Басни Крылова И.А. 3 класс

Урок посвящен творчеству Крылова И.А и его произведениям - басням.

Оборудование: Портрет, выставка книг, иллюстрации детей к басням, ф/хр к басне «Волк и Журавль».

Ход урока

1.  Вступление

Сегодня урок посвящен творчеству И. А. Крылова.

И.А. Крылов родился 13 февраля 1769г. В Москве, в семье небогатого армейского офицера. Когда И.А. Крылову было 10 лет, умер его отец, и мальчику пришлось поступить на службу, жил он с матерью в глубокой нищете.

Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Начал писать он еще в юности, в основном тогда он писал комические (веселые) пьесы для театров. Но широко известен он стал благодаря своим басням.

- Кто главные герои его басен? (Животные)

Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки.

- Почему басни похожи на сказку?

Разговаривают на одном языке, понимают друг друга, по одинаковому «думают», хитрят, обманывают, вызывая у нас негодование, сочувствие, жалость, смех.

И животные и люди в баснях Крылова сказочные и в то же время правдоподобны. Написаны басни Крылова замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.

- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения).

2. Викторина (цитаты, иллюстрации детей).

а) Сейчас я прочитаю вам крылатые выражения из басен Крылова, в которых заключается главная мысль, поучение, мораль.

Да только воз и ныне там. - «Лебедь, Щука и Рак».

Совсем без драки могут попасть в большие забияки. – «Слон и Моська».

Вперед чужой беде не смейся, Голубок. – «Чиж и Голубь».

Сильнее кошки зверя нет. – «Мышь и Крыса».

Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, «оборотиться». – «Зеркало и обезьяна».

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, - все ваша музыка плоха. – «Кукушки и петух».

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. – «Квартет».

От радости в зобу дыханье сперло. – «Ворона и лисица».

б) Рассмотрим иллюстрации на доске. К каким они басням?

3. Новый материал

- Сегодня познакомимся с новой басней И.А. Крылова «Волк и кот».

1) Восприятие на слух (читает учитель).

2) Почему кот сказал, что мужики не помогут волку?

- Какова мораль басни?

3) Словарная работа.

Живот спасая, за шкуру он свою дрожал;

гончих стая;

шмыгнуть;

молит;

звук рогов;

предобрый;

ободрал барана – содрал шкуру;

грозится за ягненка;

авось – может быть, расчет на случайную удачу;

кум – крестный отец по отношению к родителям, окрещенного в церкви ребенка. В разговорной речи на Руси обращение к пожилому мужчине.

насолил – здесь: навредил;

защиту сулил – устаревшее обещал;

жни (жать) – срезать под корень серпом стебли растений.

4) Чтение про себя.

5) Чтение вслух.

6) Анализ (с выборочным чтением)

- При каких обстоятельствах встретились волк и кот?

- С какой просьбой обратился волк к коту?

- К кому посоветовал обратиться кот волку? Перечислите по порядку.

- Почему волк не мог к ним обратиться? Ответьте, зачитав слова Васьки.

- Кого и за что осуждает в басне Крылов?

- Чему учит басня? Какова мораль?

- Как же вы понимаете последнюю фразу?

7) Чтение по ролям (2 раза).

4. «Волк и журавль».

а) – А сейчас послушаем еще одну басню Крылова, с которой вы еще не знакомы, прочитает ее актер.

- В ней вы встретитесь снова с волком. Называется басня «Волк и Журавль».

- Подумайте, какие качества здесь высмеивает автор?

б) Прослушиваем ф/хрест.

- Какие же людские качества высмеивает автор, изображая волка в этой басне? (Жадность, грубость, неблагодарность).

- Какое чувство у вас вызывает волк? Журавль? (Негодование – волк; жалость, сочувствие – журавль).

5. Конкурс чтецов.

- А сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс чтецов тех басен Крылова, которые вы уже знали, учили, читали выразительно. («Лебедь, Щука и Рак», «Кукушки и Петух», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»).

6. Итог:

- С творчеством какого писателя вы сегодня продолжили знакомство?

- Какие новые басни вы сегодня узнали?

- Что такое басня?

Размер:
29.5 Kb
Скачали:
100

Метки к статье: 3 класс, чтение, конспект урока

<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

Очень хорошая разработка. Биографические сведения сообщаемые учащимся соответствуют возрасту (описано детство писателя), есть словарная работа, на уроке несколько видов чтения!
Добавить комментарий