Конспект урока литературного чтения во 2 классе В. Бианки "Голубые лягушки"

Цели урока:

  • познакомить с произведением В. Бианки «Голубые лягушки»;
  • создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка, воспитывать положительные качества в процессе работы;
  • учить видеть прекрасное и ценить красоту;
  • развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

Показать новый аспект этой темы: если мы будем стараться тренировать свой глаз и свою душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня 6 февраля и мы начинаем наш урок литературного чтения.

- Ребята, вы уже обратили внимание на свои столы. Задание будет несколько необычным: выберите цветок, который больше всего подходит вашему настроению, обоснуйте свой выбор, какие ассоциации у вас возникли?

  • Желтый – настроение солнечное, много энергии; желтый цвет – тепло; пусть будет на уроке теплая атмосфера.
  • Зеленый – спокойное настроение, цвет пробуждения природы; пусть урок будет живой.
  • Синий – цвет воды, капелька знаний; пусть урок будет познавательный.
  • Красный – гости, цвет праздничный, все праздники запоминаются.

Итак, мы начинаем.

Проверка домашнего задания

Дома вы учили наизусть стихотворение Р. Сефа «Совершенно непонятно». У вас на партах лежат памятки. Давайте вспомним критерии оценивания лирического произведения.

Критерии оценивания чтения стихотворения.

  1. Название стихотворения, автор.
  2. Знание текста.
  3. Выразительность (темп, тембр, лог. удар.).

-  От чего зависит логическое ударение? (от того, какой смысл мы вкладываем в предложение)

Опрос 3 человек. (на местах ученики ставят +- в листах)

- А теперь ту же работу вы проведёте в парах.

Давайте вспомним правила работы в паре

Правила работы в паре

  • Говорим вежливо;
  • называем собеседника по имени;
  • говорим по очереди, не перебивая друг друга;
  • внимательно слушаем;
  • если непонятно, переспросите партнера;
  • четко высказываем свое мнение;
  • уважаем мнение собеседника;
  • соблюдаем порядок на парте.

Оценивать вы будете по тем же критериям. Тот, кто будет не согласен с оценкой, обведёт её и подойдёт ко мне после уроков, я послушаю. Тот, кто хочет рассказать стихотворение стоя, может подойти к нашим гостям и рассказать им.

(рассказывание)

Ввод в тему

- Какова идея этого стихотворения? (есть о чём подумать, если думать вам не лень)

Эти слова сегодня и станут девизом нашего урока.

Внимательно посмотрите на слайд и скажите, о ком идёт речь?

- Какие произведения этого писателя нам знакомы? О чём они? (о природе)

Произведения Бианки о природе, но слово «Природа» он не любил. Вот что вспоминает об этом друг Бианки – Н. Сладков.

Опережающее задание - сказка «Сорока и Волк»

(читают дети)

Спросили однажды сороку:

- Сорока, Сорока, ты любишь природу?

- А как же, - затарахтела Сорока, - да я без леса не могу:

солнце, простор, свобода!

Спросили Волка:

- А ты, Волк, любишь природу?

- Откуда я знаю, - проворчал Волк, - я о том не гадал и не думал.

Поймали тогда охотники Сороку и Волка, посадили в клетку.

Подержали в клетке и спрашивают.

- Ну, как Сорока, жить?

- Да ничего,- отвечает Сорока, жить можно – подкармливают.

Хотели охотники и Волка спросить, да глянь, а Волк-то издох!

Не знал Волк, любит ли он природу, он просто не мог без неё жить…

- Как любил природу В. Бианки?  (для него она  - жизнь)

И все книги В. Бианки это самоучитель любви к природе. Выставка книг/

Работа над темой урока

Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением Виталия Валентиновича.

- Почему высветился вопрос? (почему голубые, разве такое возможно? версии детей)

- О чём может быть произведение с таким названием? (предположения детей)

- После чтения мы и посмотрим, оправдаются ли ваши предположения

- Цель нашего урока понять, почему же они голубые?

А читать мы сегодня будем по частям, идти вслед за автором и размышлять над авторским словом и настроением героя. Для этого у вас в тетрадях вклеены смайлики. После чтения каждой части вы будете отмечать настроение главного героя. (стр. 90, хрестоматия)

Работа с текстом

Чтение 1-3  абзаца.

- В какое время происходит описанное действие?

- Куда шёл мальчик?

- Какое настроение было у мальчика, когда он подошёл к канаве? (задумался)

Чтение 4, 5 абзаца.

- Что произошло у канавы?

- Почему ему удалось их увидеть?

- Как вели себя лягушки?  (их действия) 

- Почему так происходило?

- Какое настроение у мальчика, когда он видит вылезающих лягушек и слышит их пение? (спокойное)

Чтение 6 абзаца.

- Посмотрите, всего 1 предложение, а как изменилось настроение мальчика? (удивление)

- Что его удивило?

- Каким словом автор показывает удивление?

Чтение 7, 8 абзаца.

- Обратите внимание на мысли мальчика. Перечитайте их. - Что чувствует мальчик? (чувствует себя первооткрывателем, новый вид лягушек) настроение? (гордость, восхищение)

Чтение 9 абзаца.

- Что бы вы сделали, если бы были на месте этого мальчика?

- Для чего он понёс их домой? (удивить всех)

- Как вы думаете, удастся ему это сделать?

Чтение 10 абзаца

- Меняется ли настроение автора до этого эпизода? (нет, остаётся гордым)

Чтение 11 абзаца.

- Что вызвало громкий хохот гостей? (обычный цвет лягушек)

- Что ждал мальчик?

- О чём  могли подумать гости?

- Как меняется настроение героя?  (разочарование, досада, огорчение)

Чтение 12 абзаца.

- Кто утешил мальчика?

- Как папа объяснил такое явление? Как можно назвать это явление? (Чудо)

Конечно, очень жаль, что это чудо не удалось увидеть семье и гостям? А вот мы с вами на таких лягушек посмотрим и послушаем.

А теперь давайте вернёмся к нашим предположениям – о чём произведение? Есть такие на самом деле? Предположения подтвердились?

- Как вы думаете, каким будет настроение героя после объяснения этого чуда?

- Посмотрите, какое короткое произведение, и как много мы о нём говорили, как  часто менялось настроение героя. От чего это зависело. (ситуации, в которую он попадал)

- Дома вы прочитаете это произведение маме или папе и пусть они определят настроение героя и рядом с вашим смайликом нарисуют своего. Для этого вам нужно читать очень выразительно. А тех, кого заинтересовала данная тема, ответе на вопросы: Какие бывают лягушки? Можно ли из лягушек составить радугу?

- Вы получили ответы на свои вопросы? (есть о чём подумать, если думать вам не лень)

- У меня тоже есть вопросы

- Зачем автор написал это произведение? К какому жанру оно относится?

- Чтобы на них ответить, перечитайте текст целиком. (Чтение)

  • Рассказ, потому что….
  • Идея рассказа …

Рефлексия

На вашей парте «спрятались» лягушки.  Если сегодня на уроке, вы открыли для себя что-то новое, то посадите на островок голубую лягушку, если ничего нового не узнал, для себя ничего не открыл – серую.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!