Программа дополнительного образования "Одаренный ребенок" 2 класс

Тема занятия: Изменение видения мира. Эмпирическое исследование (дедуктивного вида).

Цель занятия: доказать и развить гипотезу о том, что изменение внешней позиции может приводить к изменению видения мира. Ввести термин «внешняя позиция».

Собрать информацию из различных источников, провести наблюдения, изучить одно и то же событие (явление) с разных точек зрения. Представить результаты в виде рисунков, рассказов.

Обобщение: точка зрения может изменить видение мира. 

Материал: фотографии одного и того же здания, снятого с разных внешних позиций; разные предметы для их изучения с разных внешних позиций (кукла, машина, ведёрко, вазочка).

Ход занятия 

1. Мотивация

На доске фотографии одного и того же здания, сфотографированного с разных позиций.

- На фотографиях изображено одно и то же здание. Почему же оно выглядит по-разному? Можно даже подумать, что здесь мы видим два разных здания.

После ответов детей делается вывод: причиной различий во внешнем облике здания в данном случае послужило изменение внешней позиции фотографа. Он перемещался в пространстве.

- Если от нашего перемещения в пространстве так изменяется то, что мы видим перед собой, то не значит ли это, что от нашей позиции или точки зрения может изменяться видение мира?

На доске: от точки зрения может изменяться видение мира. 

- Согласны ли вы с этим утверждением? Что это значит? Как вы понимаете эту гипотезу?

Высказывания детей записываются на «облачках мыслей».

- Ваши высказывания показывают, что это утверждение может рассматриваться нами только как предположение, т.е. гипотеза. Наверное, надо провести не одно исследование, чтобы разобраться со всеми вашими предположениями, высказанными к обсуждаемой гипотезе. Какова будет цель нашего исследования?

2. Исследование в малых группах

Каждой группе для исследования предлагается один предмет.

Задача: рассмотреть предмет с четырёх различных сторон. Сделать зарисовки предмета в каждой из позиций.

3. Обмен информацией

Отчёт групп: демонстрация эскизов предметов с различных сторон.

4. Анализ информации

- Действительно ли ваши работы подтверждают, что от точки зрения может изменяться видение мира? Что мы здесь подразумевали под точкой зрения? А говорили ли мы о видении мира?

- Точка зрения или позиция как определённое положение в пространстве по отношению к чему-либо – это внешняя позиция.

- Есть ещё внешняя позиция, но о ней мы будем говорить на следующих занятиях.

- Все данные исследования получены в результате рассмотрения предметов с разных внешних (пространственных) позиций, т.е. относятся только к изучению точки зрения одного типа.

Кроме того, все материалы, полученные в результате исследования, показали лишь то, что точка зрения может изменять видение определённого предмета, но не мира как такового.

5. Подведение итогов

- Что же мы сегодня выяснили? От изменения внешней позиции может изменяться видение окружающих вещей)

- «Точка зрения», или «позиция», подразумевает более широкое понятие, чем то, что обсуждалось сегодня, а отсюда следует, что на занятии мы не смогли доказать гипотезу. Требуются дополнительные исследования для того, чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
<
Аватар пользователя
Филологиня

20.11.2014

Спасибо за интересный подход. Очень пригодится в работе. Только вот, мне кажется, очень уж "научно" для второго класса. Я даже своим пятиклассникам объясняю, что такое гипотеза при помощи яблока. Приношу яблоко на занятие и прошу сделать предположение , какой вкус у этого яблока. Все предположения (гипотезы) записываю на доске и предлагаю проверить их правильность  - попробовав яблоко.
Добавить комментарий