Внеклассное занятие: Кто были наши предки? 4 класс

Автор: Гречушникова Александра Витальевна, ГБОУ "СОШ №444", учитель начальных классов, г. Санкт-Петербург

 

Занятие "Кто наши предки?" направлено на  развитие интереса к своим корням. В ходе занятия дети познакомятся с понятием родословная, с происхождением фамилии.

Цель: Развивать интерес к своим корням.

Задачи:

- Познакомить с понятием родословная.

- Познакомить с происхождением фамилии.

- Развивать интерес к истории.

- Воспитывать бережное отношение к историческим ценностям.

 

I Организационное начало.

II Беседа о своих корнях

1) Беседа о фамилии

Ребята, а вы уже изучаете исторический материал на природоведении? (да)

Как вы думаете эти сведения нам нужны и зачем они нам нужны? (да нужен, чтобы знать историю своих предков.)

Правильно ребята – не к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унаследовали способности и увлечения, а парой в честь кого нас назвали.

- Кто-нибудь может сказать в честь кого его назвали?

- Как вы думаете зачем детей называют в честь их предков? (чтобы помнить о них) К тому же стоит помнить непреложный закон: за­будешь ты — забудут и тебя., ведь только тот человек, которому не безразлична история его предков может гордиться своей родиной, а в будущем и защищать её.

- Ребята, а кто знает наши с вами фамилии от чего произошли, в древности что это было? (прозвища).

- Правильно, а вот прозвище как человеку давали почему его называли именно этим прозвищем? (его давали по отличительным качествам).

- Хорошо так вот скажите: зачем человеку даётся прозвище или фамилия? (чтобы различать людей чтобы люди понимали о ком идёт речь).

- А кто может назвать отличительную особенность фамилий? Она у всех людей разная? (фамилия переходит от родителей к детям).

- Поэтому по фамилии мы можем предположить чем занимался наш предок, которому её дали, возможно какие- либо его черты характера и т. д.

-…….вот например….

2) Беседа о предках

Я думаю вы все знаете как зовут ваших родителей, а так же бабушек и дедушек, где они работают или работали, а вот кто может назвать хотя бы своих про бабушек или про дедушек? или имена других своих дальних родственников?

- Вот мне очень жаль что вы так мало знаете о своём роде, мы с вами выяснили как важно помнить своих предков.

- А вот в старину что бы помнить своих предков было принято составлять родословные у каждого рода она была и считалось, чем глубже род уходит в века то есть чем больше поколений в родословной тем этот род  более знатный   и почитаемый.

- Вот например перед вами родословная семейства Романовых.

- Чем известна эта династия? (эта династия русских царей)

- Эта родословная захватывает промежуток времени в 304 года.

- Хоть мы с вами и не цари, сейчас в нашей стране и нет царей но кто знает кем вы станете может быть президентами, вот и мы должны знать как звали наших про бабушек и про дедушек.

- Поэтому мы сегодня начнём составлять собственную родословную, на уроке вы напишете тех родственников, которых знаете, а дома  спросите у своих мам и пап и конечно же бабушек и дедушек я думаю они вам с удовольствием расскажут  как звали их дедушку и кем он работал или может чем он прославился - возможно имеются какие-то награды и мы могли бы все узнать что например ваш про дедушка был удостоен награды за отвагу проявленную на войне или он был героем труда - такая награда была и у моего деда Николая, вот посмотрите как она выглядит, и хоть дедушки уже нет на белом свете он не забыт. Возможно остались другие памятные вещи о которых вы можете рассказать или даже принести если они не большие и если вам разрешат родители.

- Вот например я вам сегодня принесла часы. Посмотрите на них – это современные часы, а почему вы так решили? Правильно эти часы принадлежали моему про дедушке которого звали Саша, а вот этот колокольчик предавался в семье моего дедушке никто не знает сколько лет но на колокольчике указан год 1877 это 133 года назад возможно он был подарен или куплен допустим моим про дедом, а сейчас он у меня, так у вас в семьях я думаю есть подобные памятные вещи. Поэтому помимо рисунка родословной на обратной стороне напишите список родни с указанием кем работает, работал чем прославился, возможно от куда-либо приехал, возможно другие данные.

III. Самостоятельная работа детей

1) Дети вспоминают родственников

Сейчас на простом листе напишите тех родственников которых вспомните как с маминой стороны так и со стороны папы (прошло 3 минуты).

2) Дети рисуют дерево.

- А теперь на листе А4 нарисуем  родовое дерево вот посмотрите как  она может выглядеть.

- Чем особенно это дерево? (в кроне вписаны имена родственников и стрелочками показано родство).

VI. Итог

Дома закончите нашу родословную узнаете куда вы уходите корнями своего дерева возможно вклеите фото своих родных, что бы родословная была красивее. А на обратной стороне не забудьте написать список родни с указанием кем работает, работал чем прославился, возможно от куда-либо приехал, возможно другие данные. А на следующем занятие вы нам покажите свои родословные и расскажите о своих родных.

 

Скачать