Внеклассное занятие по воспитанию толерантности: Искусство понимать других

Эпиграфы:

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми.

Аристотель.

Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро - это делать то, чего желал бы самому себе

Древнеиндийское изречение.

 

Звучит песня о дружбе (или о друге).

Вводная беседа.

- Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

- Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?

- Что дают человеку окружающие люди?

- Но ведь все люди разные – что  помогает нам находить общий язык с другими людьми?

- А вам в классе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?

 

Класс разбить на две команды: каждый участник выбирает кого-либо из класса (он не знает, что выбирает человека не в свою команду), выходящие встают по разные стороны, это и будут две команды.

У ведущего в руках ромашка, от которой можно легко оторвать лепестки. На лепестках ромашки написаны названия этапов конкурса, представители команд по очереди отрывают лепестки – таким способом произвольно определяется последовательность этапов.

 

Счет ведется следующим образом:

На табло два солнца, закрытых облаками. После каждого тура облачко снимается у той команды, которая выполняет задание. Если обе команды справляются (а задания несложные, т.к. цель конкурса не в победе одной из команд, а в том, что для выполнения заданий необходимы слаженные действия всех членов команды, но об этом детям говорить не нужно). На обратной стороне облаков написаны слова-понятия, обозначающие отрицательные качества человека или отрицательные явления в общении между людьми. При разном счёте побеждает та команда, которая снимает больше тучек со своего солнца и, следовательно, больше открывает его.


Этапы конкурса: 

1-й тур. Два конверта. (Словарная работа.)

Во время выполнения задания звучит песня «Лесной олень».

- Общаясь между собой, люди проявляют разные качества и черты характера. Одни из этих качеств помогают в общении, другие – мешают, разобщают людей. Вспомним эти качества и разберемся, что нужно нам, а без чего мы можем обойтись

Каждой команде выдаются два конверта, в меньшем из них – карточки с названиями качеств ((помечены цифрой: 1, 2, 3 и т.д. – всего восемь), в большем – карточки с определениями этих понятий (помечены буквой: а, б, в и т.д.). Участники команд соотносят карточки с понятиями, вписывают в таблицу цифры и буквы: 

 

Понятие (качество)

(цифра)

Определение понятия

(буква)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побеждает в туре та команда, которая набрала больше баллов, т.е. нашла больше соответствий.

Список качеств и их определения:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать что-то хорошее другим.

Подозрительность – склонность не верить, недоверчивость.

Внимательность – чуткость, заботливое отношение к кому-либо.

Душевность – искреннее дружелюбие, расположение к кому-нибудь.

Грубость – отсутствие культуры, неучтивость, неделикатность в общении.

Тактичность – чувство меры, умение вести себя приличным, подобающим образом.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Скупость – чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, к расходованию денег.

Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием.

Лживость – склонность к обману

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным поступкам.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других, пренебрежение общественными интересами

Доверчивость – легковерие, простодушие.

Честность – искренность и прямота, добросовестность.

Жестокость – крайняя суровость, безжалостность, беспощадность.

- Какие качества, найденные вами, больше всего мешают нам в жизни? Они нужны вам? Нет? Давайте уберём их в этот чёрный конверт (приготовлен заранее), спрячем его подальше и забудем, где он лежит.

- А теперь назовите качества, особенно помогающие в общении между людьми.

- Оставим их в на самом видном месте, чтобы почаще пользоваться ими. (прикрепить на доске).

2-й тур. Народная мудрость (Конкурс с пословицами.)

- Еще наши предки ценили честность, порядочность, доброту и осуждали зло, лицемерие, предательство. В пословицах, сложенных нашими предками, мы слышим много добрых советов, как нужно и как нельзя вести себя по отношению к окружающим

- Закончите пословицу (каждая команда отвечает по очереди):

Мягко стелет, да ... (жестко спать)

Доброе слово лечит, а … (злое калечит)

Не рой другому яму –  … (сам в нее попадешь).

Друг познается ... (в беде)

Худо тому, кто добра … (не творит никому)

Не тот друг, кто медом мажет, а тот … (кто в глаза правду скажет)

Как аукнется, ... (так откликнется)

Доброе слово... (и кошке приятно)

3-й тур. Топ-топ. (Слова вежливости на каждый шаг )

Звучит песня «Топ-топ, топает малыш…»

-        Добрые отношения между людьми невозможны без добрых слов. Потренируемся в употреблении вежливых слов?

Два участника (по одному от каждой команды) становятся на линии старта, они по очереди должны произносить слова вежливости. Но шаг можно сделать, только произнеся слово. Кто первый придет к финишу, тот и победил

4-й тур. Пойми меня. (Рисование на спине.)

Звучит «Оранжевая песня».

-    Чтобы хорошо выполнить дело, порученное коллективу, необходимы слаженность, умение координировать свои действия. Сейчас мы увидим, как у вас получается действовать в одном направлении, хорошо ли вы понимаете друг друга.

Количество игроков – не менее 8 человек Игроки каждой команды выстраиваются спиной к ведущему в затылок друг другу. Первый игрок поворачивается к ведущему, который показывает заранее подготовленный несложный рисунок (цветок, домик и т.п.). Цель каждого игрока – нарисовать на спине впереди стоящего то, что он «увидел», т.е. почувствовал, а тот в свою очередь пытается изобразить картинку на спине следующего. Так до последнего игрока, который рисует окончательный вариант на лежащем перед ним листе. Выигрывает та команда, чей рисунок хоть отдаленно напоминает оригинал.

5-й тур. Мелочи жизни.

-   Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни

У детей сигнальные карточки (красные и зеленые).

-    Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?

-    Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это …

-    Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это ...

-    Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это ...

-    Плакать по пустякам – это …

-    Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это ...

-    Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это ...

-    Глотать наспех завтрак в буфете – это …

-    Вы обещали позвонить по телефону по какому-либо делу и забыли – это ...

-    Вы опоздали на запланированную всчречу – это…

-    Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

6-й тур. Комплименты.

-   А делать комплименты и искренне радоваться успехам товарищей – это мелочи жизни? Давайте потренируемся, как надо говорить добрые слова друг другу. У меня есть задания, выполняя которые вы покажете свою воспитанность.

Приглашаются по очереди по двое участников от каждой команды. Они достают карточки и читают задание. Один читает – другой отвечает, потом наоборот. Заданий может быть меньше – в зависимости от затраченного времени.

1. Ты меня сегодня нечаянно толкнул(-а). Твои действия9

2. Твой друг (или твоя подруга), а не ты стал (-а) победителем спортивных соревнований. Что ты ему скажешь?

3. Твой друг (или твоя подруга) достал(-а) для тебя книгу, которую тебе очень хотелось прочитать. Какие слова благодарности ты найдешь?

4. Твои руки заняты сумками. Тебя пропустили вперед при входе в помещение. Что ты скажешь?

5. Тебе подарили вещь, о приобретении которой ты давно мечтал (-а). Как ты проявишь чувство удовольствия?

6. Ты забыл (-а) на урок принести чистую тетрадь, а тебя выручил одноклассник. Твои действия?

7. Тебе подарили на день рождения вещь, которая тебе не понравилась. Что ты скажешь?

8. Тебе не ответили на письмо (СМС), ответ на которое ты ждешь. Как ты поступишь?

7-й тур. Конструктор. (Составь высказывание.)

Звучит музыка «Появление Алисы».

-   Составьте из слов, написанных на карточке, высказывание.

Каждой команде раздаются конверты, в которых на карточках написаны слова: людей, в, мира, красота, разнообразии, его. Команды должны составить из этих слов высказывание: Красота мира людей   в его разнообразии (возможны варианты).

Подведение итогов.

-   Посмотрите на наши солнышки. Мы убрали с них тучки, и они засияли, своим светом высвечивая то, что помогает и будет помогать вам и дальше быть сплоченным классом, которому все по плечу.

-    Я дарю вам эти солнышки. Посмотрите, что высветили солнечные лучи?

Прикреплённые солнышки убираются с доски. А под ними прикреплены слова: ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА.

-    Это то, что помогает вам в общении и в ваших делах, что помогло вам сейчас выступить единой командой и выполнить все задания конкурса.

-    А для чего же мы сейчас столько говорили о добродетели и что такое добродетель? (зачитываются эпиграфы).

-    А теперь каждый выберите себе   звезду, на которой есть добрый совет, как стать лучше и приобрести много друзей.

Ведущий на каком-либо подносе, большом блюде подносит ребятам звёзды, на обороте которых написаны советы каждому, которые могут помочь в общении.

Дополнение:

Если тучки на солнышках остались, то можно разыграть баллы с помощью дополнительных вопросов, на которые команды отвечают по очереди:

-        Назовите мультипликационного героя, который постоянно призывает всех к миролюбию. (Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно.)

-        Какой герой русской народной сказки поплатился за свою излишнюю доверчивость? (Колобок)

-        Кто из героев Андерсена страдал из-за своей непохожести на других? (Гадкий утёнок)

-        В какой русской народной сказке герои справились с тяжёлой работой, когда стали действовать сообща? («Репка»)

-        Какой русский сказочный герой приобрёл друзей благодаря своему милосердию? (Иван-царевич)

-        Герой какой пушкинской сказки лишился речи из-за своей жадности? (Поп из «Сказки о попе и работнике его Балде»)

-        Какой мультипликационный герой самый бережливый, экономный и рассудительный?  (Подсказка: «А я ничего выписывать не буду, я экономить буду».) (Кот Матроскин)

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!