Классный час: Дети войны

Цель: Показать самоотверженную борьбу русского народа, помочь учащимся осознать значимость событий военных лет и сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне.

Задачи:

- воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к родине, к русскому народу;

- закрепление знаний, полученных на уроках по теме "Великая Отечественная война";

- развитие творческих способностей детей.

Оборудование:

- выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне;

- плакаты о войне;

- музыкальное сопровождение;

- военные и медицинский костюмы; костюм для девочки блокадного Ленинграда;

Музыкальное оформление:

- «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова)

- «Огонек» (муз. народная, сл. М.Исаковского)

- «Священная война»  (муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского)

Подготовительная работа:

- выучить стихи о событиях военных лет;

- подобрать музыкальное сопровождение;

- подготовить костюмы;

- оформить зал, используя плакаты о войне, книги о военных событиях, военные реликвии. 

Ход мероприятия «Дети войны»

Звучит первый куплет песни «День Победы», постепенно затихая.

1 ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.

2 ведущий: Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

1 ведущий: Наряду со взрослыми самоотверженно и отважно участвовали в этой войне и дети.

2 ведущий: Никто не знает, о чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1 ведущий: Никто не знает, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

2 ведущий: Мы родились и живем на мирной земле. Мы знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строят новые дома, но не подозреваем, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.

1 чтец:  Четыре года было мне

           В тот страшный  день и час,

           Когда в июньской тишине

           Он шел убить всех нас.

           Он шел, сжигая города,

 Осатаневший зверь.

 И трудно виделось тогда

Далекое теперь.

               Года немыслимых атак

               Еще пройти суметь!

               Так далеко стоял рейхстаг…

               И очень близко смерть… (В.Виноградский)

2 чтец: (в форме солдата)

               Под громкие крики ворон и грачей

               Мы утром в деревню входили.

               Маячили остовы черных печей.

               Руины устало чадили.

               И в редком разбросе лежали тела

               В тени колоколенки древней,

               Как будто бы смерть неохотно брала

               Ясак с белгородской деревни.

               И в этом еще не дотлевшем аду,

               Где горе уже накричалось,

               Под старой березой у всех на виду

               Ременная люлька качалась.

               Играла малиновой медью колец

               С июньскою синью небесной.

               И тихо сидел годовалый малец

               В той зыбке, плывущей над бездной.

               Нет, он не кричал, ни о чем не молил,

               Ко рту подтянув кулачонки.

               И ветер, пропахший бедой, шевелил

               Седые его волосенки. (В. Кочетков)

3 чтец:  … А нам не довелось играть в войну,

                    Не мы в нее – она играла нами:

                    На фронт мы убегали пацанами,

                    С вагонных крыш смотрели на страну,

                    Суровую, в морщинистых траншеях,

                    В сединах не покошенных полей,

                    В деревнях под молчаньем тополей

                    И в журавлях, сиротских тонкошеих.

                    Ловили нас в вокзалах оголтелых,

                    Гоняли с крыш, снимали с буферов.

                    И бегали мы так, что – будь здоров,

                    Хоть неизвестно, в чем душа сидела. (И.Пантюхов)

1 ведущий: Война есть война. Она жестока и страшна. Нельзя передать и тысячной доли того, что делали дети в годы войны: они дежурили в госпиталях, работали на заводах, ходили в разведку…

2 ведущий: Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жен, матерей и детей.

1 ведущий: И дети солдат понимали это и вставали не рабочие места своих отцов.

Исполняется песня «Огонек»

4 чтец: Я с малых лет дружил с огнем

              Хотя бы потому,

              Что на рыбалке и в ночном

              Он гнал в овраги тьму.

              А там – война.

              Гудел гудок

              В поселке заводском -

              И я пришел на огонек,

              Горевший над станком.

              Тот огонек был, правда, мал,

              Но он помог огню -

              Тому, который пробивал

              Немецкую броню. (В.Симакин)

2 ведущий: Заявление школьника Г.Межевалова в Березовский РК Сталинградской области 10 сентября 1942 года.

1 ведущий: «Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Г.Межевалов. Мать согласна».

5 чтец: Что делал я тогда? Снопы вязал,

               А может быть, работал на прополке,

               Когда ты полем боя проползал,

               Где каждый метр изранили осколки.

               Меня поймет, кто был для фронта мал,

               Мальчишка, живший на Оби иль Каме.

               Он тоже географию сдавал

               По карте, вдоль истыканной флажками.

               Ни на минуту друга не забыв,

              Я жил, ни слова о тебе не зная.

               Прошла война.

               Коль все ж придет другая,

               Нам без тебя являться на призыв.

               Но как ты жив!

               Ни памятью, ни тенью,

               А так, что кажется: ты здесь, вот, рядом, сам!

               Погибший на московском направленье,

               Быть может, самый юный партизан. (В.Соколов)

2 ведущий: Повсюду в оккупированных гитлеровцами областях и селах возникли партизанские отряды. Наряду со взрослыми  были и юные партизаны. Они проявляли смелость, бесстрашие, мужество и отвагу. О юных партизанах написано много книг. У них было взрослое понимание воинского и гражданского долга.

1 ведущий: Голик Леня – партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.

2 ведущий: Котик Валя – юный партизан великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, погиб в бою.

1 ведущий: Казей Марат – партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

2 ведущий: Вся послевоенная молодежь знала этих юных героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

6 чтец: (в форме солдата)

               Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

               Мы прорывались к площади вперед.

               А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

               И черт его поймет, откуда бьет

               Тут угадай-ка, за каким домишкой

               Он примостился – столько всяких дыр,

               И вдруг к машине подбежал парнишка:

               - Товарищ командир, товарищ командир!

               Я знаю, где их пушка.

               Я разведал…

               Я подползал,

               Они вон там, в саду…

               - Да где же, где?.. – А дайте я поеду на танке с вами.

               Прямо приведу…

               Был трудный бой. Все нынче как спросонку,

               И только не могу себе простить:

               Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

               Но как зовут, забыл его спросить. (А.Твардовский)

Звучит первый куплет песни «Священная война»

1 ведущий: Дети Ленинграда… Они во всем похожи на своих отцов и матерей. В те тяжелые годы, когда вокруг родного города сомкнулось кольцо блокады, они были мужественны и стойки.

7 чтец: В блокадных днях мы так и не узнали,

              Меж юностью и детством где черта?

              Нам в сорок третьем выдали медали

              И только в сорок пятом – паспорта. (Ю.Воронов)

Девочка (закутанная в шарфы, шаль, прижимает кусочек хлеба к груди): Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах, мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. За целый день мы съедали маленький кусочек хлеба и радовались, что фрицам не достанется этот кусочек.

2 ведущий: Из записок врача Миловой:

Девочка (в медицинском халате): Дверь в квартиру была открыта… И я без стука вошла в нее. Глазам моим представилась жуткая картина. Полутемная комната. На стенах изморозь. На полу замерзшие лужи. На стульях труп мальчика 14 лет, на кровати мертвая хозяйка комнаты…

1 ведущий: На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на легендарную Ладогу, сейчас стоит памятник – « Цветок жизни». На его каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Это памятник детям блокадного города, прошедшим сквозь холод и голод холодных ночей.

Звучит песня А. Розенбаума «Дорога жизни»

2 ведущий: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира.

1 ведущий: «Я родом из детства», - говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рожден вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной.

Звучит последний куплет песни «День Победы» («Здравствуй мама, возвратились мы не все…»)

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!