Викторина "Там на неведомых дорожках…"

Форма: Игра-викторина для 2-3 класса

Цель:

  • сформировать и закрепить имеющиеся знания об А. С. Пушкине и его творчестве;
  • прививать любовь к чтению;
  • развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие;
  • работать над выразительностью чтения;
  • развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, музыка Римского-Корсакова “Три чуда”, листочки для детей.

Ход викторины

I. Подготовительная беседа.

Звучит музыка. Портрет А. С. Пушкина.

- Ребята! Кто изображен на портрете? Сегодня мы с вами отправляемся в удиви­тельное путешествие по страницам книг А. С. Пушкина. У каждого из нас есть свое лю­бимое произведение Пушкина. С самых ран­них лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А. С. Пушкина.

Что вы знаете об А. С. Пушкине? Почему и за что вам дорог Пушкин?

А. С. Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С. Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.

Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитание детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.

Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.

В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.

О детских годах Александра брат писал так: “… До 11 лет он воспитывался в родительском доме. Страсть в поэзии проявилось в нем с первыми понятиями. На 8-ом году жизни он умел читать и писать. Он сочинял на французском маленькие комедии и эпиграммы для на своих учителей. Воспитывался Александр на французской поэзии: слышал один французский язык, библиотека отца состояла в основном из французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца “пожирал” книги одну за другой. Когда Александру исполнилось 11 лет он поступил в лицей, в котором и начался его творческий путь. Здесь в Лицее родился Пушкин-поэт.

- Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя об А. С. Пушкине. Нам самим предстоит преодо­леть немалые трудности и препятствия, кото­рые встречались на пути его сказочных героев. Итак, начинаем игру, которая называется “Там на неведомых дорожках…”. Оцениваться будет только правильный полный ответ – жетоном. Для проведения игры необходимо разбиться на 2 команды (дети тянут жребий).

Итак, 1 команда называется “Синеморье”, а вторая – “Лукоморье”. В конце игры, после подсчета жетонов, та команда, которая наберет наибольшее количество очков, станет победителем и получит вымпел.

Послушайте правила игры:

  1. Игровое поле состоит из клеток с заданиями. Участники команд выбирают задания.
  2. Каждый следующий конкурс выбирает проигравшая команда.
  3. Выкрикивать с места нельзя. Будет дано штрафное очко.
  4. Работать нужно дружно и слаженно.
  5. Игра проводится до тех пор, пока все клетки не будут открыты.

Итак, выбирайте первый конкурс. Начнет команда “Синеморье”.

Игровое поле

Подскажи словечко

Сказка за сказкой

Свет мой, зер­кальце, скажи

Там на неведо­мых дорожках

Так все начиналось

За морем житье не худо

Чудесные предметы

Что за прелесть эти сказки

Вопросы ученого кота

II. Основная часть.

Подскажи словечко

- Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнет знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотво­рение по нескольким строчкам:

Буря мглою небо кроет...

Мороз и солнце; день чудесный!..

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том...

Уж небо осенью дышало...

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь...

Сказка за сказкой

- По условию следующего кон­курса вспомните и назовите как можно больше сказок, которые написал А. С. Пушкин. Победит команда, за которой останется последнее слово.

("Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", "Сказка о ры­баке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о медведихе".)

Там на неведомых дорожках

- Если бы мы вдруг попали в сказку и встретились с его героями, смогли бы вы их узнать?

Ну, попробуй отгадать,

Как героя сказки звать.

Живет он в поповом доме.

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых. (Балда. "Сказка о по­пе и о работнике его Балде".)

Правду молвить, молодица 

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла. (Мачеха. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

Говорят, царевна есть.

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает. (Царевна Лебедь. "Сказка о царе Салтане...".)

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется. (Золотой пету­шок. "Сказка о золотом петушке".)

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор. (Тридцать три бо­гатыря. "Сказка о царе Салтане...".)

Белолица, черноброва.

Нраву кроткого такого. (Царевна. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги сгрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (Старуха. "Сказ­ка о рыбаке и рыбке".)

Так все начиналось

- У всякой сказки есть свое нача­ло. Сможете ли вы узнать сказку по ее началу?

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

 

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

 

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

 

Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он.

 

Чудесные предметы

- Порой, чтобы заполучить ка­кой-то чудесный предмет, героям сказок при­ходилось разгадывать сложные загадки, преодолевать препятствия. В этом конкурсе вам придется задавать во­просы, чтобы узнать, что же рисовано на картинке. Я буду отвечать только "да и "нет". На рисунке волшебный предмет, имеющий отно­шение к сказкам А. С. Пушкина.

(Для одной команды это зеркало; для дру­гой — яблоко.)

Что за прелесть эти сказки

- Каждой из команд будет выдана ромашка, на лепестках которой, написаны буквы. Если вы правильно выложите все лепестки ромашки с  буквами, то получите имя героя одной из сказок А. С. Пушкина.

(Для одной команды - Елисей, для дру­гой — Соколко.) Победит та,команда, которая первой правильно соберет слово.

Свет мой, зеркальце, скажи

-  С такими словами обращалась царица к волшебному зеркалу. И оно отвечало ей. Сейчас мы будем отвечать на вопросы, кто с какими словами и к кому обращался.

Итак, вопросы:

  1. Смилуйся, государыня …! (старик к рыбке)
  2. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (царица к зеркалу)
  3. Кири-ку-ку. “ Царствуй, лежа на боку!” (петушок)
  4. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч… (царевич Елисей)
  5. Ты, бесенок, еще молоденек.. (Балда)

Вопросы ученого кота

- Одним из самых мудрых пуш­кинских персонажей является ученый кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сего­дня он приготовил для вас несколько вопросов.

  1. Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (о. Буян.)
  2. За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)
  3. Назовите любимую песню белочки из сказ­ки о царе Салтане. ("Во саду ли, в огороде".)
  4. Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
  5. Какая природная сила знала ответ на во­прос королевича Елисея? (Ветер.)
  6. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко.)
  7. В кого превращался князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
  8. Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон.)
  9. Чей это портрет: Высока, стройна, бела и умом и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива ?
  10. Сколько времени никто из врагов не беспокоил царя Дадона (год, другой проходит мирно, Петушок сидит все смирно)
  11. Сколько сыновей было у Дадона? (2) (Видит - страшная картина: перед ним его  2 сына, без шеломов и без лат, оба мертвые лежат)

За морем житье не худо

За морем житье не худо; В свете ж вот какое чудо...

- Именно так начинали свой рассказ купцы, приплывшие к царю Салтану. Далее шло опи­сание "заморских чудес". Что это, как не хорошая реклама? В этом конкурсе придумайте свой вариант рекламы "чуда", привезенного из-за моря. На подготовку дается две минуты. У вас на столах есть листочки. (В это время звучит музыка.)

(Одна команда описала сеть; другая коман­да - золотого петушка.)

III. Подведение итогов.

Подсчет жетонов.

Ребята, а как вы думаете, музыка, которая звучала на протяжении всего занятия как-то связана с творчеством А. С. Пушкина? (да. Один известный композитор – Римский–Корсаков пишет к 100-летию рождения Пушкина оперу “Сказка о царе Салтане”. Сейчас вы услышали отрывки из этого произведения.)

Награждение команд проходит под звуки музыки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!