Игра-конкурс по ПДД: Азбука пешехода. 3 класс

Цель: пропаганда Правил дорожного движения.

Задачи:

- закрепить знание по ПДД;

- воспитание ответственного отношения к выполнению ПДД;

- углубление знаний ПДД;

- развитие навыков распознавания знаков дорожного движения.

Ход игры

Загадки:

Шагаешь – впереди лежит.

Оглянешься – домой бежит. (Дорога)

Не похож я на коня

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я то и знай. (Велосипед)

Сам не видит, а другим указывает. (Дорожный указатель)

Вот стоит на улице

В длинном сапоге

Чудище трехглазое

На одной ноге.

Запылал у чудища

Изумрудный глаз –

Значит, можно улицу

Перейти сейчас. (Светофор)

- Сможете определить тему нашего сегодняшнего урока?

- Что можно изучать по этой теме, какую цель можно поставить себе?

- Каким образом будем достигать эту цель? (слушать учителя; играючи)

- А в какой форме будем работать? (в парах работать; самостоятельно; вместе-группой-парой)

На доске: на разноцветных карточках написано: Азбуку дорожную знать каждому положено (или Кто знает правила движения, тому почет и уважение). Все зависит от количества этапов. После правильно пройденного этапа, те есть после выполненного задания – открывается карточка.

На столах у детей разбросаны фишки. Перед каждым – свой цвет. Нужно сесть, разделившись на команды по цвету. (Команда «красных», команда «желтых», команда «зеленых».) За правильно выполненное задание команде и каждому участнику выдается «значок».

1 этап "Знатоки"

Каждой команде выдается конверт с вопросами. Дается 2 минуты на подготовку ответов.

- По  какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? (По правой.)

- Что означает осевая линия? (Это белая линия, которая делит дорогу на две равные части.)

- Где разрешается переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет перехода? (На хорошо просматриваемом участке дороги, если нет ограждений, под прямым углом к проезжей части.)

- Как должен двигаться пешеход на загородной дороге? (Навстречу транспорту.)

- Что означает зеленый мигающий знак светофора? (Движение прекратить.)

- Что означает желтый мигающий знак светофора? (Дождаться следующего сигнала.)

- В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (В левую.)

- Что такое островок безопасности?

- С какого возраста разрешается ездить по улицам на велосипеде? (С 14 лет.)

- Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед? Правилам для водителей или правилам для пешеходов? (Правилам для водителей.)

- Разрешается ли переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход? (нет.)

- Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не совпадают с сигналами светофора? (Регулировщику).

- Можно ли оглядываться при переходе улицы? (Нельзя.)

- Если слышны специальные сигналы и видны проблесковые маячки, как следует вести себя на дороге? (Воздержаться от выхода на проезжую часть.)

- Что такое обочина дороги? (Боковая часть, край дороги.)

- Каким правилам подчиняется велосипедист. Если он ведет велосипед руками? (Правилам для пешеходов.)

- Как безопасно перейти дорогу после выхода из общественного транспорта? (Подождать, когда трамвай, автобус или троллейбус отъедет. Найти пешеходный переход и дождаться зеленого сигнала светофора.)

- Как называется специальная часть дороги вдоль проезжей части, предназначенная для движения пешеходов? (Тротуар.)

2 этап

- Отгадайте загадку:

По обочине дороги,

Как солдатики стоят.

Все мы с вами выполняем

Все, что нам они велят. (Знаки.)

«Часовые больших дорог» - Про кого так говорят? (Про дорожные знаки.)  (Смотри историческую справку «Законы улиц и дорог»).

Разбить на группы дорожные знаки, которые прикреплены на доске.

(Дать информацию о разновидностях знаков: указательные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, а также «родные братья» знаков – дорожные указатели.) 

В далекое прошлое ушли времена, когда автомобилям было запрещено ездить по улицам со скоростью 12 км/ч. Или перед механической повозкой в городах обязан был бежать человек с красным флагом, «Дабы предупредить тем самым об опасности». К примеру: по Москве – 80 км/ч, на скоростных дорогах – 110 км/ч, в США – свыше 200 км/ч.

«Угадай знак»

Найти этот знак среди других и определить, из какой он группы. 

** Вот идем по мостовой

Отправляемся домой.

Видим: яркий знак висит.

И о чем-то нам гласит.

Красный фон, кирпич на нем.

Отвечаем и не ждем! (Проезд закрыт)

** Странный знак увидел я.

Удивился я, друзья.

В нем и вилка, в нем и нож –

Просто мимо не пройдешь.

Подскажите поскорей,

Что за знак в руке моей (Пункт питания.)

** Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Что это за знак? (Осторожно, дети!)

** Шли из школы мы домой,

Видим  - знак над мостовой.

Круг, внутри – велосипед,

Ничего другого нет.

Что это за знак? (Велосипедная дорожка)

** Заболел в дороге друг,

Огляделся  вокруг,

Помощь я ищу окрест

И увидел (красный крест).

Я, надеюсь, каждый знает,

Что это означает? (Медицинский пункт)

Итоговое задание в этом этапе (контрольное):

Даны пять знаков. (См.оформление – газета).

- Какой знак запрещает движение на велосипедах?

Веселая минутка: стихотворение хором:

- Теперь ответьте на мои вопросы. Чтобы мне каждого в отдельности не спрашивать, отвечайте хором: «Это я, это я, это все мои друзья». 

Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

 

Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

 

Кто, пусть честно говорит,

На трамвае не висит?

 

Знает кто, что красный свет

Означает хода нет?

 

Знает кто, что свет зеленый –

Путь открыт,

Желтый свет – внимание!

 

А кто из вас, идя домой

Держит путь по мостовой? 

- Ну вот, а говорили, знаете правила дорожного движения. Оказывается их надо повторять!

3 этап "Ситуации"

I вариант

Эти ребята приятели были,

Вместе играть на дорогу ходили,

Вместе шалили, вместе катались,

Вместе с крючком за машиной гонялись.

Им объяснили: «Ребята, напрасно

Вы здесь играете – это опасно!

Лучше уйдите-ка вы с мостовой.

Незачем зря рисковать головой».

«Много мы слышали разных советов»,

- Лихо ответили дети на это.

И, уцепившись на полном ходу,

Быстро помчались у всех на виду.

 

Скрылись под снегом газоны с травой,

Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки,

Плюшевый мишка встал на коньки.

Только кататься не на катке –

Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Мчатся машины невдалеке.

Трудно шоферам зимой тормозить,

Шины по снегу станут скользить,

Долго ли, дети, тут до беды?!

 

Гудят грузовики вокруг,

Стремглав машины катят,

И вдруг мальчишка

Во весь дух

Летит на самокате.

 

Говорит беспечный Петя:

- Мне опасность не грозит.

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я грузовика!

II вариант

Ситуация 1

Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы подростков. Первая группа- мальчики. Вторая – девочки. Обе группы движутся в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги. А девочки движутся вдоль левой стороны дороги.

Кто прав? Почему7

(Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара для пешаходов двигаться нужно по левой стороне, навстречу идущему транспорту.

Ситуация 2

Зимой для катания на санках и лыжах детворар облюбовала отличную горку возле шоссе.

Какое правило движения нарушили ребята?

(Играть возле проезжей части строго запрещено.)

Ситуация 3

Девочка возвращалась из школы домой. По пути ей предстояло пересечь автодорогу. Подойдя к переходу, она увидела дорожный знак «Дети» и смело зашагала вперед.

Права ли девочка?

(Если возле перехода не установлен светофор, то нужно  сначала посмотреть налево. Дойдя до островка безопасности (или разметочной линии), остановиться и посмотреть направо. Если машин нет, то можно продолжить движение. Знак «Дети» не дает преимуществ пешеходам при переходе через дорогу.

Веселая минутка: игра «СВЕТОФОР»: поднимаю красную карточку – дети топают, желтую – хлопают, зеленую – молчат. 

Дополнительная информация о сигналах светофора смотри в газете

4 этап "Кроссворд"

1. Через что идут люди с одной стороны дороги на другую? (переход)

2. Тянется нитка, на клубок не смотать. (дорога,

3. Где можно кататься на детском автомобиле? (автодром)

4. Путь следования общественного транспорта. (Маршрут.)

5. На нем перевозят пассажиров и багаж (Транспорт)

6. По нему ходят пешеходы (Тротуар.)

7. Главный дирижер перекрестка. (Регулировщик.)

8. Один брат другого догоняет, а так инее догонит. (Колесо.)

9. По ней ездят на экскурсии. (Автобус.)

10.  Там, где отдыхает машина. (Стоянка.)

11.  Он питается бензином. (Автомобиль.)

Веселая минутка: игра "Паровозик"

Участники объединяются в тройки и становятся друг за другом, держась за талию вереди стоящего. Первый – первый вагончик, второй – второй вагончик, последний – паровозик. «Вагончики» закрывают глаза и начинают движение. Надо несколько раз повторить игру. Чтобы менялись ролями.

Обсуждение:

- Что почувствовали, когда играли с закрытыми глазами? (Роль вагончика несет много опасностей. Приходилось наталкиваться на препятствия, сталкиваться с другими вагончиками. Потом даже чувство боязни появилось, что можешь опять столкнуться.)

- Что почувствовали, когда играли с открытыми глазами? (Человек с открытыми глазами более защищен: он видит опасность, нов то же время ощущает свою ответственность за происшествия.)

- Теперь, ребята, вы можете понять, что ощущает человек на оживленных улицах города, если он не знает ПДД. Такой человек находится в постоянной опасности и чувствует себя незащищенным.

5 этап "Кто вперед?"

(Смотри оформление: задания из газеты ПДД)

Подведение итогов игры-конкурса

Стихи

Я проспект пересекаю,

Не спешу,

Не тороплюсь…

Я автобусов,

Трамваев

Совершенно не боюсь!

Переход широкий, длинный, -

 Можно смело здесь шагать.

Пусть стремглав летят машины, -

Им меня не запугать!

Беспокоитесь?

Напрасно!

Я примерный пешеход:

Здесь подземный,

Безопасный,

Самый лучший переход!

***

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог.

Город дает нам все время урок.

Азбуку эту помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

***

Один веселый ученик

Забросил в сумку свой дневник,

Схватил с собой футбольный мяч

И вышел с ним во двор.

 

Но показалось там ему,

Что места маловато,

И он пошел играть к шоссе.

Вот ужас-то, ребята!

 

А на дороге шум и гам.

Везде автомобили.

Не помнил видно наш шалун,

Как правила учили.

 

«Возле дороги не играй!

Машинам путь ты уступай!

Шоссе не место для игры!

Недалеко тут для беды».

 

Но наш мальчишка озорной

Скорее пнул свой мяч ногой.

Хотел он веселиться,

А не уму учиться.

 

На дороге шум и визг,

Скрип тормозов и громкий свист.

Инспектор не зевал _

 Мальчишку увидал.

 

Заставил хулигана

Пойти сейчас же прямо

Туда, где правила движения

Знают все без исключения.

***

Правил уличных не знал,

Бойкий и веселый.

Ехал мальчик на трамвае

Из 20 школы.

Подкатил к своим воротам

Он без пересадки

И перед самым поворотом

Соскочил с площадки.

Спрыгнул с ловкостью матроса,

Но попал с разгона

Под передние колеса

Заднего вагона.

Пострадал он не в атаке,

Не в огне сраженья.

Пусть запомнит школьник всякий

Правила движенья.

Исторические справки

ЗНАКИ

Первые дорожные знаки на Руси возникли давным-давно, при царе Алексее Михайловиче (1629-76) Он построил себе дворец недалеко от Москвы, в селе Коломенском, куда часто приезжал на отдых и охоту. И ВТО между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту (это старая мера длины, которая равнялась примерно 1,07 км) высокие нарядные столбы. Любому прохожему и проезжему они видны были издалека. Сколько проехали верст от столицы до дворца? Сколько осталось? Ответить труда не составляло: достаточно было посчитать количество верстовых столбов. А потом такие же столбы поставили и на других дорогах. Даже поговорку сложили: Глух и нем, а счет ведет. Добрую службу служили они путникам: в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день стоят на дорогах их потомки, только теперь их зовут километровыми указателями. 

Древние индейцы мерили расстояние петушиным криком. Мерилом было кукареку. То есть,  такое расстояние на которое слышно кукареку в безветренную погоду.

А в некоторых городах старой Германии длина дороги измерялась количеством выкуренных трубок. – Сколько осталось до города? – прашивал один путник у другого.

- Всего пять трубок, - следовал ответ. 

За прошедшие века дорожные знаки-указатели сильно изменились. Стали очень разнообразными. Ночью некоторые из них светятся в лучах автомобильных фар. Для удобства во всех странах мира используют одинаковые знаки, чтобы любой пешеход или водитель, откуда бы он ни приехал, мог свободно в них ориентироваться.

Если сравнить правила дорожного движения с книгой, то дорожные знаки – это буквы, по которым эту «дорожную Кингу» читают в любой стране мира. 

История возникновения транспорта

Когда города были небольшими, люди по делам и в гости добирались пешком. Шло время, расстояния увеличились, и появилась потребность в общественном транспорте.

К началу 18 века пассажиров и багаж перевозили дилижансы, омнибусы, запряженные лошадьми.

Со временем карету заменили вагонами, а дорогу рельсами. Так появилась конка.

Первая сеть конно-железных дорог была построена в 30-е годы 19 века в Нью-Йорке.

Первый электрический трамвай был пущен  Берлине в 1879 году.

В России такой трамвай появился в Москве в 1899г.

Изобретатели

Изобретателем первой самоходной тележки был лесничий князя Баденского, офицер и камергер, барон Дрез фон Зауербронн. У него была настоящая страсть к механике. Князю стали доносить, что Дрез пренебрегает обязанностями лесничего и придворного. Лесное хозяйство было запущено. Браконьеры рубили лес его высочества. Однажды князь увидел Дреза, который ехал по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя неуклюжими тележными колесами. Ногами он отталкивался от земли, разгонялся и на несколько секунд тележка катилась сама. Князь лишил Дреза звания камергера и лесничего.

Через два года, в 1815 году, в газетах появились сообщения, что механик Дрез ездит на своей машине в четыре раза быстрее. Чем Всадник на лошади, что он продемонстрировал свое изобретение Александру I и русский император его весьма одобрил. Дрезу присвоили звание профессора механики. Под конец жизни Дрез придумал железнодорожную тележку с ручным приводом – дрезину (по-русски – самокат). Он умер в славе и бедности.

Размер:
68 Kb
Скачали:
93

Метки к статье: Игра, конкурс, ПДД, азбука, 3 класс