Статья для папки-передвижки «В мире прекрасного»

Чувство прекрасного - величайший регулятор отношений человека к окружающему миру. И если восторг перед многообразной красотой природы не приходит к ребенку в детские годы, то позднее он, как правило, не придет, сколько над этим ни бейся!

Все дело в том, что эстетическое чувство природы можно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека.

И вот почему в этом возрасте так необходимо эстетическое воспитание детей, обучение их красоте природного окружения.

Человеку для счастья и хорошего настроения просто необходимы яркие, позитивные эмоции. Все прекрасное в природе постигается каждым человеком индивидуально. Эстетическое познание предполагает возможность учиться и учиться красоте. Известно, что не все люди оказываются способными глубоко проникать в мир красоты, и, чтобы открыть им глаза и уши на этот мир, нужна помощь педагогов, родителей, окружающих людей. Понимание природы должно рождаться как чувство. Это эстетическое чувство можно сформировать, обучая человека с малых лет эмоциональному видению, чувству природы.

В мире прекрасногоСовсем не просто научиться это делать, и далеко не все взрослые люди умеют правильно видеть и слышать окружающий мир. Природа наделила каждого из нас естественным "аппаратом для эстетического наслаждения красотой форм, красок, звуков, ароматов (уши, глаза, органы обоняния, осязания). Но, эта способность нуждается, как и всякая другая, в развитии.

Одним из секретов постижения красоты является длительное любование ею в природе. И в этом нет ничего удивительного. Общеизвестно, что на воду, огонь люди могут смотреть часами. Они как бы завораживают человека, и только длительное восприятие обеспечивает глубокий духовный контакт, приносит радость и удовлетворение. В результате такого единения и возникает особое настроение, при котором человек отделяет эстетические свойства от других свойств природы.

Он видит не горы и деревья, а красивый пейзаж, слышит не щелканье соловья, а прекрасную музыку. Даже самый скромный луговой цветок, травинка, наполненная благородством и изяществом способны вызвать эстетические чувства ребенка, которые останутся с ним на всю жизнь. Именно на основе этого и возникает эстетическое отношение к природе.

Следует обратить внимание детей на то, что природа - могучий источник искусства - музыки, поэзии, живописи и архитектуры, без которых жизнь человека скудна и неинтересна. Естественно, что гармоничное слияние музыки, слова и красок - мощный стимулятор развития эстетической восприимчивости детей, усиления их эстетической зоркости, отзывчивости.

Специалисты не рекомендуют родителям и педагогам подробно анализировать красоту природы, а просто погружать детей в мир ее образов, звуков, запахов. Путешествие в мир красоты природы помогут совершить поэты, писатели, музыканты, художники. Потому что природа удивительно разнообразна красками и формами. Жуки, бабочки, стрекозы, цветы, листья, капли росы, снежинки... - какое разнообразие красоты! Даже на островках природы в городе - во дворах, парках, газонах! А сколько красоты - в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера!

А сколько в природе звуков - целые многоголосия хоров насекомых, птиц, лягушек и других животных! Природа - настоящий храм красоты, и не случайно все музыканты, поэты и художники черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Надо дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и менее чарующей простоте, видеть звездное небо, восход и закат солнца, видеть землю в различных одеяниях: зимой - в белоснежном покрове, летом - в пышном и ярком наряде, осенью - в золоте листьев, весной - в пленительных формах пробуждения ее к новой жизни.

Пусть ребенок четырех-пяти лет не в состоянии еще испытать на себе во всей полноте обаяния раскрывающейся перед ним красоты природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного небе, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его привлекают иногда всякие мелочи - всюду разлитая жизнь - весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем след, который если не сейчас, то в будущем послужит материалом для глубоких, чистых переживаний.

Чем богаче воспринимаемый им мир по пластике, цвету, формам, тем глубже основы для его эстетического развития. Работу надо начинать с формирования у детей познавательного интереса, на основе которого формируется чувство прекрасного и эстетический вкус.
Много прекрасных слов посвящено красоте природы, ее явлениям и обитателям в стихах поэтов. С какой любовью пишут о природе А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, С. Есенин, И.Суриков и другие замечательные певцы слова!

Природа - великий художник. Она поражает наше воображение своими переменчивыми красками, оттенками, формами листьев, стволов, цветов и причудливыми очертаниями туч. Цвет в природе очень тесно связан с сезонными изменениями в природе. Возьмем, к примеру, цвет листьев.
Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. Так писал о своих наблюдениях и впечатлениях поэт И. Бунин.

О красках и формах в природе можно говорить до бесконечности. Конечно, лучше не говорить, а смотреть. Живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В особенности, пейзажная живопись - изображения картин природы. Знакомые вам картины русских художников-пейзажистов и сейчас радуют глаз. Картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели" стала жемчужиной русской пейзажной живописи. С ее помощью мы с вами постигаем удивительную красоту родной земли. Картины И. И. Шишкина посвящены русскому лесу.

Современники называли художника лесным богатырем. Почему? Картины Шишкина волнуют нас трогательной любовью ко всему, что художник видел сам в природе. Его картины помогают нам понять красоту самых обычных вещей и предметов. С ними мы входим в лес, нам кажется, будто повеяло влажным дыханием леса, свежим ветром полей, стало солнечно и светло.

Левитана можно назвать открывателем красот нашей русской земли, тех красот, что лежат рядом с нами и каждый день и час доступны нашему восприятию. Его картины дают не только наслаждение глазу, они помогают понять и изучить нашу Землю, ее природу.

Рядом с живописью в глубокой древности зародилась архитектура - искусство создавать здания и их комплексы. В сооружениях можно увидеть стремление человека творить по законам красоты, используя симметрию, линии, подсмотренные в природе, подставки - колонны и т.п.
Люди всегда стремились украсить свой быт, свою повседневную жизнь, сделать ее красивей, нарядней.

Рассмотрите в доме игрушки своих детей, свою посуду, платок своей мамы, обои в своей комнате, свои книжки, коврик, поздравительные открытки - и вы увидите, что нет в вашем доме предмета, к которому бы не прикасалась рука художника. И что он на них изобразил? Вот платок. Чем украшен этот платок? Красными розами, алыми маками, голубыми незабудками - хороводом диковинных цветов и листьев. Все это делает платок нарядным, праздничным, улучшает настроение, делает маму, бабушку или сестру нарядными и радостными.

А посуда? Чашка, чайник, блюдо - они не только посуда для еды, но и предметы, украшающие нашу кухню, буфет? Что на них изображено? Опять же цветы, листья, фрукты, наши любимые звери, птицы... Из какой посуды нам нравится больше есть? Из металлической, без рисунка, или украшенной рисунками природных обитателей или даже пейзажами природы? Почему? Красота природы волнует, и волновала человечество во все времена. И не только красота форм и красок, но и красота звуков.

Учились у природы и великие музыканты. Удивительные звуки, которые издают насекомые (кузнечики, комары, жуки, пчелы), привлекали внимание композиторов, так как они создают музыкальный фон звуков в Природе!

Вивальди не выходил из леса, когда писал цикл "Времена года". Лес подсказывал ему настроения и мотивы музыкальных произведений. Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…

И всё-таки поэты находят слова, прислушиваясь к эоловой арфе своей души, находят, отвлекаясь от всего суетного и возносясь ввысь с хороводом звуков, находят этим звукам имена – и тогда Музыка идёт под руку с Поэзией.

Её Величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое.
Наслаждайтесь работами замечательных художников и фотохудожников; смотрите мастер-классы по самым разным видам творчества, учитесь им у мастеров, если хотите; открывайте таланты и способности в себе; подпитывайте воображение...

В мире сколько прекрасного, а мы часто проходим мимо даже не замечая этого. Давайте радоваться всему, что нас окружает!!!

Автор: Топоривская Людмила Михайловна, воспитатель МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад