Диспут: Закон и ты: право, обязанность, ответственность

Пусть проходят дни, летят года,

Но у них у всех большое сходство.

Не уйдёт из моды никогда

Кодекс правды, чести, благородства.

Нужно только каждому найти

В жизни неизменные каноны,

Веру в правду гордо пронести,

Не нарушив старые законы.

- Мы все ученики одного класса, но что у нас разное (голоса, имена, рост, одежда, желания…).

- Правильно, все люди разные, кроме внешнего вида у их свои особенности: черты характера, темперамент, взгляды на жизнь.

- А что есть у нас, что всех нас объединяет, что у всех нас одинаково?

- Права.

- А что вы понимаете под понятием права? Что такое право?

 

Право – правила,  по которым живут люди в стране.

Право – нормы и правила поведения человека.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

- В каких документах записаны ваши права, как их можно назвать одним словом. (Закон).

 

Закон – нормативно-правовой акт, имеющий юридическую силу, т. е. обязателен для выполнения..

Перечислите, какие вы знаете законы, защищающие права детей, людей.

- Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948);

- Декларация прав ребёнка (20.11.1959);

- Конвенция ООН о правах ребёнка (20.11.1989);

- Закон РБ «О правах ребёнка» (19.11.1993).

- Какова история развития

 

Как вы знаете в начале 20 века произошла первая мировая война. После её окончания люди, а в особенности женщины, подняли вопрос о защите своих детей. Поэтому в 1923 году Союз спасения детей вместе с Лигой женщин разработали и предложили к рассмотрению первую Декларацию прав ребёнка, состоящую из пяти пунктов. А в 1924 году в Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций была подписана и стола называться Женевкой декларацией прав ребёнка. В ней рассматривались такие вопросы как рабство, детский труд, торговля детьми и проституция.

Через 20 лет произошла вторая мировая война и после её окончания люди всерьёз задумались защитой прав человека. Поэтому после создания организации ООН в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. Но сразу права всех людей не защитишь. А самые слабые у нас – дети. Поэтому в 1959 году была принята Декларация прав ребёнка. А в 1989 году был подписан ещё более серьёзный документ: Конвенция ООН о правах ребёнка. На основании Конвенции и Конституции РБ приняла свой закон, защищающий права детей. Это закон РБ «О правах ребёнка» в 1993 году.

 

- Какие права вы считаете самыми главными для вас?

Все права можно разделить на следующие группы:

1)  личные права  (ограждение человека от вмешательства в сферу его личной свободы);

2)  политические права (активное участие в жизни своего государства, решение проблем, существующих в обществе, участию в управлении своим государством);

3)  социальные права (возможность пользоваться материальными и духовными ценностями для удовлетворения потребности человека в социальной сфере);

4)  экономические права (связаны с правом собственности и правом на труд)

5)  культурные права (определяют возможность свободно пользоваться духовными и материальными ценностями, созданными человеческим обществом).

Задание: у вас имеется перечень прав принадлежащих к одной из группе прав и  каждой группе необходимо выбрать те, которые,  по вашему мнению относятся к той или иной группе прав.

- Что бы происходило, если бы прав не существовало?

- Какую роль играют права в вашей жизни?

 

Девиз: если хочешь, чтобы твои права уважали, уважай права других людей

Задача 1:

Однажды ночью в дверь дома, где жил Саша с семьёй, постучали. Когда хозяева отказались открыть дверь, её выбили, в дом ворвались неизвестные в масках и с оружием в руках, они уложили семью на пол, забрали телевизор, магнитофон и другие ценности.

Какие права Саши и его семьи были нарушены? (право на неприкосновенность жилища, на жизнь, на защиту своего имущества).

Задача 2:

У Коли много друзей за рубежом. С помощью электронной почты он обменивается с ними информацией, разделяет общие интересы, рассказывает про жизнь в своей стране, делится планами. Но однажды от Коли потребовали все зарубежные контакты прекратить. Какое право Саши нарушено? (на свободу убеждений и свободное их выражение. Коля вправе искать, получать и распространять информацию и идеи любимыми средствами независимо от государственных границ).

Задача 3:

Проходя мимо группы людей, собравшихся на митинг, Миша был остановлен членами одной организации. Они пригрозили его избить, если он сейчас же не запишется в неё и не присоединится к митингующим. Нарушены ли права Миши. (Да никто не может быть принуждаем к вступлению в какую либо организацию).

Задача 4:

Сергея с несовершеннолетним братом не впустили в музей, мотивируя это тем, что ребёнок маленький и может что-либо разбить. Было ли  нарушено здесь право? (Да. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами).

- Нарушались ли когда-нибудь ваши права и что вы при этом чувствуете?

- Нарушали ли вы когда-нибудь права другого человека?

- Как вы относитесь к человеку,  который нарушил ваши права?

 

Отсюда можно сделать вывод, что

1. Соблюдение законов является обязательным для всех.

2. Люди должны уважать права друг друга.

Кроме прав у каждого из нас есть обязанности, которые мы должны выполнять.

- Что означает для вас обязанности?

Обязанности – определённый круг действий безусловных для выполнения. Это мера должного поведения. Каждый человек выполняет какие-либо обязанности.

- Какие обязанности есть у вас, как школьников, обязанности по отношению к родителям и дома, и перед государством.

- Согласны ли вы с тем, что отстаивать свои права необходимо любым способом, даже если он (способ) противоречит правилам и нормам, принятым в обществе.

- Согласны ли вы с тем, что каждый человек должен отвечать за свои действия.

Каждый человек несёт ответственность за поступки и действия, которые он совершает.

Как вы понимаете слово ответственность? (наказание за различные рода правонарушения).

 

Существует два вида ответственности: административная и уголовная. И два вида кодексов: Уголовный кодекс РБ и Кодекс РБ об административных нарушениях.

- Что же означает административная ответственность.

Административная ответственность – совокупность законов, предусматривающих наказание за действия, посягающие на государственный и общественный порядок, личную и общественную собственность, права и свободу граждан (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

- Какое наказание вы можете понести за административное правонарушение? (предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, исправительные работы, административный арест).

- А как вы думаете, за что можно понести уголовную ответственность.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом РБ., предусматривающих наказание за общественно опасное деяние.

 

Существует два понятия правонарушения, лежащих в основе этих видов ответственности: проступок и преступление.

- В чём их разница?

Правонарушение – это несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами, то есть любое неисполнение правовых норм поведения.

Проступок – действие, посягающее на государственный и общественный порядок, личную и общественную собственность, права и свободу граждан, за которое предусмотрена административная ответственность.

Проступок - малозначительные правонарушения, которые не представляют большой общественной опасности,  это нарушения установленных обществом требований и правил поведения, закреплённых в различных правовых актах и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Преступление – опасное для общества действие (или бездействие), а потому в качестве меры наказания  предусматривается уголовная ответственность.

Преступление – предусмотренное уголовным законом общественно опасное и виновное действие или бездействие, посягающее на общественный строй, личность, собственность, права и свободы граждан, общественный порядок.

 

Упражнение «Преступление-проступок»

1. Юный футболист случайно разбил мячом стекло в окне квартиры.

2. «Фанаты» испортили краской стены дома.

3. Введя в заблуждение редакцию, гражданин опубликовал в газете заведомо ложные сведения о честном человеке.

4. Грузовик, управляемый подвыпившим шофёром с сынишкой в кабине, перевернулся. Ребёнок погиб. Водитель остался инвалидом.

5. Во время начавшегося пожара в панике школьник покинул помещение и скрылся. Оставшихся в горящей квартире малолетних детей спасли пожарные.

6. Подросток украл личные вещи из школьного гардероба.

7. В разговоре с прохожим подросток употребил нецензурную брань.

Преступления по характеру общественной опасности делятся на следующие группы:

- особо тяжкие: убийства при отягчающих обстоятельствах, бандитизм, измена Родины;

-тяжкие: изнасилование, контрабанда, грабёж, умышленное нанесение телесных повреждений;

-менее тяжкие: доведение до самоубийства, истязание, хулиганство;

не представляющие большой общественной опасности: оскорбление, мелкое хулиганство, мелкое хищение.

- сейчас мы выясним, чем отличается кража от грабежа и разбоя.

Кража- тайное хищение имущества; изъятие предметов собственности без ведома владельцев или законных представителей.

Грабёж - открытое хищение имущества; похищение собственности в присутствии владельца.

Разбой- нападение с целью завладения имуществом, соединённое с насилием, опасным для жизни и здоровья лица, подвергающегося нападению.

 

Ситуации 1:

Денис ночью разбил стекло газетного киоска и похитил несколько сотен значков.

Вопрос: Какое преступление совершил Денис. Какой вид ответственности за это. (Уголовная ответственность с 14 лет, кража государственного имущества.).

 

Ситуация 2:

Четверо ребят, подкараулив в подъезде одноклассника, сбили его с ног, в результате чего мальчик упал, ударившись головой о ступеньки. Он потерял сознание. Ребята убежали…Через некоторое время пострадавшего, истекающего кровью, обнаружила соседка, и он был доставлен в медицинское учреждение с тяжёлой черепно-мозговой травмой.

Вопрос: какой вид ответственности понесут ребята за содеянное? (уголовная ответственность, умышленное причинение легкого телесного поврежднеия).

 

Ситуация 3:

Илья в продовольственном магазине выхватил кошелёк из рук покупателя и попытался убежать.

Вопрос: Какое правонарушение совершил Илья? (Грабёж–открытое хищение личного имущества путём грабежа, уголовная ответственность с 14 лет).

А теперь внимательно слушаете ситуации.

 

Ситуация 4:

Группа подростков решила прогулять уроки, они позвонили и сообщили о пожаре в школе. Какое правонарушение совершили подростки? (административное правонарушение – ложный вызов пожарной охраны, ответственность наступает с 16 лет, штраф до 10 базовых величин).

 

Ситуация 5:

Миша и Коля ехали в автобусе, громко разговаривали, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания, пока кондуктор не обратился к сотруднику милиции. Какое правонарушение совершили подростки. (Административное правонарушение – мелкое хулиганство – нецензурная брань в общественных местах, ответственность наступает с 16 лет.)

 

Ситуация 6:

Подростки 15-16 лет собрались в сквере на скамейке и пили пиво. Затем Юра принёс бутылку вина, распив её, ребята пошли на дискотеку. Какое правонарушение совершили подростки ( административное правонарушение – распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах, ответственность с 16 лет).

А теперь посмотрим, как вы знаете права в цифрах

- Как вы думаете  у кого больше прав у детей и взрослых. Одинаковы ли права у детей и взрослых?

 

«Линия жизни»

На линии жизни отметьте, с какого возраста имеет право:

1. Голосовать (18 лет)

2. Работать в РБ (16 и 14 лет)

3. Иметь право на свободное вероисповедование, мысль, совесть (с рождения)

4. Прекратить учёбу

5. Стать президентом (35 лет)

6. Выбирать одного из родителей (10 лет)

7. Получить имя, фамилию (с рождения)

8. Быть приговорённым за преступление (16 и14 лет)

9. Можно появляться в нетрезвом виде в общественных местах (ни с какого).

10. Иметь гражданство ( с рождения)

11. Стать президентом? (35 лет)

12. Составить завещание (18 лет)

13. Стать депутатом в палату представителей (21 года)

14. Бесплатно пользоваться городским транспортом (до 7 лет)

15. Иметь гражданство ( с рождения)

16. Стать членом Совета республики)

 

Игра «Я уважаю твоё право»: (я уважаю твою право на здоровье и не буду на тебя кашлять.)

А сейчас вашему вниманию кроссворды и ребусы.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter