Математический КВН: Счастливый случай. 10-11 класс

Цель: Фронтальное повторение учебного материала.

Развитие культуры общения, культуры ответа на математический вопрос.

Повышение познавательной активности у учащихся.

Ход игры:

1 гейм Разминка

2 гейм Домашнее лото. Заморочки  из бочки.

3 гейм Ты – мне, я – тебе.

4 гейм Темная лошадка.

5 гейм Гонка за лидером.

Участники: учащиеся 10-11 классов.

 

1 гейм

Вопросы 1-ой команде:

1. Сотая часть числа (процент)

2. Направленный отрезок (вектор)

3. Вид графика функции у=ах2+вх+с

4. Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом» (1800)

5. Наименьшее значение  функции у=ιхι (ноль)

6. Какие числа называют простыми? (имеющие 2-х делителей и само число)

7. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)

8. Сколько вершин у ромба (четыре)

9. Равенство двух отношений (пропорции)(пропорции)

10. Тысячная доля килограмма (грамм) (грамм)

11. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны

12. Какую часть часа составляет 1 минута? (1/60)

13. Древнегреческий математик, живший в VI веке до н.э., именем которого названа знаменитая теорема? (Пифагор)

 

Вопросы 2-ой команде.

1. Наименьшее трехзначное число. (100)

2. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)

3. Сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их? (3)

4. Автор первого учебника по математике в России.(Магницкий)

5. Какой угол опишет часовая стрелка за 2 часа? (600)

6. Какие числа называются взаимно простыми? (имеющий общий делитель, =1)

7. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)

8. Отрезок, соединяющий две вершины многоугольника, не прилежащих к одной его стороне. (Диагональ)

9. Числа со знаком «минус». (отрицательные)

10. Часть окружности. (дуга)

11. Результат действия. (ответ)

12. Сколько двузначных  чисел, у которых первая цифра 1? (10)

13. Хорда, проходящая через центр окружности? (Диаметр)

 

Домашнее лото. Заморочки из бочки. 

1. С помощью формулы суммы n – первых  членов геометрической прогрессии.

Если бы принцу удалось засеять пшеницей площадь поверхности земли, считая и моря, и океаны, и горы и пустыни, и Арктику с Антарктидой, и получить удовлетворительный урожай, то за 5 лет он смог бы рассчитаться с изобретателем.

2. Правильный семнадцатиугольник, построение правильного 17 угольника с помощью циркуля и линейки.

3. Эвклид. «Начало»

4. Л.Ф.Магницкий (1669-1739)

5. Г.В.Лейбниц

6. Древнегреческому математику Пифагору, победителю Олимпийских игр по кулачному бою, V в до н.э.

7. «Тьма» - очень много, сотня сотен; невообразимое множество у народов.

8. Введение обозначения нуля

9. Теорема,  «терео» - рассматриваю, театр – тоже происходит от этого слова.

10. Лев Семенович Понтрягин

11. Архимед

12. Фалес Милетский, (около 625-541г до н.э.)

 

1. Индийский принц Сирам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат, - за первую клетку шахматной доски – одно зерно, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь и так до 64-ого поля. С помощью   какой математической формулы можно доказать, что принцу смеяться не стоило, так велика напрошенная награда?

2. Карл Фридрих Гаусс, открывший «это» в 19-летнем возрасте, придавал ему настолько большое значения, что позднее завещал выгравировать «это» на своем надгробии, хотя многие другие его открытия имели для науки гораздо большее значение. О каком открытии идет речь. Что завещал при жизни выгравировать Гаусс на своем надгробии?

3. Легенда  гласит: «Однажды египетский царь Пталомей 1 спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах. Ученый гордо отметил: «В геометрии нет царской дороги». Имя этого ученого? Как назвался его труд?

4. Русский математик-педагог, самоучка, достиг вершин математических значений упорным трудом. Работал в Московской математической навигационной школе. Автор книги по математике, которую М.В.Ломоносов называл «вратами соей учености». Эта книга была энциклопедией, математики того времени. В ней вторые в России были изложены сведения по алгебре.

5. Великий немецкий ученый, основоположник дифференциального и интегрального исчисления, решавший уравнения с помощью определителей; с его именем связано введения понятия «функция»; был знаком и неоднократно встречался с русским императором Петром I, который даже зачислил его службу. Он дал Петру I много советов по созданию Академии Наук.

6. Кому принадлежит слово: «Числа правят миром»?

7. «У сильного всегда бессильный виноват»: «Тому в истории мы тьму примером слышим». Какое число «встречается» в этих строках из басни И.А.Крылова «Волк и ягненок»  и как оно переводилось у народов, пользовавшихся сотней?

8. Хотя введения обозначения этой цифры  оказалось чрезвычайно полезно для математики, первоначально некоторые ученые встретили это нововведение враждебно. «Зачем обозначать то, чего нет?» - восклицали они. О каком открытии идет речь?

9. Индейцы, приводя этот чертеж, никаких рассуждений не писали, кроме одного слова: «смотри».  Название какого математического утверждения происходит от греческого слова, означающего «рассматриваю»?

10. О ком это рассказ?

«Цифры, знаки, опять цифры… Они появились всюду – на старых книгах, газетах, на заборах двора, на стенах. Но в 13 лет случилось непоправимое: на кухне взорвался примус, бок подбросило и кипятком обдало лицу;  мальчик стал слепым. Что предстоит ему в будущем? В 8 классе он заканчивает изучение школьного курса математики и приступает к вышей математике. Потом Московский университет, звание академика, Героя Социалистического труда, ордена, Ленинская и Государственная премия. Он возглавляет школу математической теории автоматического регулирования. Исключительные достижения этой школы сделали возможным практически в доли секунды решать различные задачи космического полета, обеспечивать постоянную радиотелесвязь космического корабля с Землей.  И все сложнейшие выкладки он проделывал и удерживал в памяти».

11. Кто из великих математиков завещал построить над своей могилой памятник в виде шара и цилиндра в память о том,  что он нашел отношение объемов цилиндра и вписанного в него шара – 3:2?

12. Назовите имя купца, политического деятеля, философа, астронома и математика, предложившего способы для вычисления до корабля на море.

 

Ты – мне, я – тебе.

Команды обмениваются заранее приготовленными вопросами. Называется имя игрока, которому адресован вопрос. Игрок отвечает самостоятельно.

 

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним  невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошли столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

 

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!» (Греческий ученый, математик Архимед, основатель гидростатики и защитник Сиракуз)

1. Что это за единица измерения  - «световой год»? Где она используется? (Путь света в течение одного года; в астрономии для измерения больших расстояний)

2. В книге «Метрика» (I век до н.э.) Герона Александрийского площадь треугольника по трем сторонам определяется по «формуле Герона». Кто впервые ее получил? (Архимед)

3. Какие числа на Руси называли ломанными? (Дроби) 

Темная лошадка.

1. Назовите имена:

a) трех поросят в сказке «Три поросенка» (Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф)

b) трех толстяков в сказке Ю.Олеши «Три толстяка (Без имен)

c) трех мушкетеров в романе А.Дюма «Три мушкетера»  и их слуг. (Атос, Партос, Арамис, Гримо, Мушкетон, Базен)

d) Трех былинных героев на картине «Три богатыря» художника Восницова: (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)

e) Трех медведей из сказки Толстого «Три медведя» (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)

2. «Сюрприз темной лошадки» Аукцион: «Кто назовет больше»

a) Пословиц с цифрой 7

b) Пословиц с цифрой 3 (т.е. стихи, сказки, песни...)

 

Гонка за лидером

1. Прямая, пересекающая другую прямую или плоскость под острым углом (наклонная)

2. Сколько килограмм в половине тонны? (500 кг)

3. Кратчайшее расстояние от точки до прямой: (перпендикуляр)

4. Отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящей через ее центр (диаметр)

5. Количество делителей простого числа (два)

6. значение переменной при решении уравнений (корень)

7. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число (сокращение)

8. Два числа, произведения которых равно 1. (взаимно-простые)

9. Самое маленькое простое число (2)

10. Географическая координата на земной поверхности (долгота)

11. Автор учебника «Алгебра и начала анализа», по которому вы занимаетесь. (Колмогоров)

12. Петербургский знаменитый математик, академик, выходец из Швейцарии (Эйлер)

13. Треугольник с прямым углом (прямоугольный)

14. Число, на которое делят (делитель)

15. Результат сложения чисел или величин (сумма)

16. В обыкновенной дроби число, записанное над чертой (числитель)

17. Сколько трехзначных чисел, у которых первая цифра 9? (100)

18. Трое   играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (по 2 партии)

19. Латинское слово, означающее «исполнение», «осуществление», которое употребил в XVII веке Г.В.Лейбниц для обозначения зависимости между величинами? (функция)

20. Угол в 10 рассматривают  в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (10)

21. Разделите 100 на половину (200)

22. Часть прямой (отрезок, луч)

23. Результат делят одного числа на другое (частное)

24. Модуль числа ι-5ι (5)

25. Кто ввел впервые в употребление десятичные дроби (самаркандский математик Каши)

26. Какая цифра с перевода с латинского обозначает «никакая» (0)

27. Инструмент для измерения углов на плоскости (транспортир)

28. Произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда (объем)

29. Два числа отличающиеся друг от друга только знаками (противоположные)

30. Кто предложил обозначать отношение длины окружности к ее диаметру буквой π (Лейбниц немецкий математик)

31. Геометрическая фигура состоящая из двух лучей, имеющих общее начало (угол)

32. Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развернутого угла? (900)

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: Математика, КВН, 10 класс, 11 класс

Добавить комментарий
Mail.ru counter