Сценарий классного часа: Как выбрать профессию

Цель мероприятия: 

- Формировать знания учащихся об особенностях профессиональной деятельности человека.

- Нацелить учащихся на серьёзное осмысление выбора профессии, развивать умение принимать независимые решения и делать выводы.

- Воспитывать чувство ответственности своей деятельности.

1. Психолого-педагогическое обоснование:
К 15-16 годам в основном завершается физиологическое взросление, улучшается самочувствие и внешность. Постепенно человек обретает всю полноту физических и интеллектуальных возможностей. В 15-16 лет человеку посильна любая интеллектуальная задача. В юности человека интересуют границы возможностей его интеллекта, ему интересно сравнивать себя с другими. Рассвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи, музыку, рисуют, изобретают, играют в спектаклях, достигают успехов в спорте. Меняется отношение к учебе. Она воспринимается как часть жизни. Один из основных вопросов подросткового возраста: кто я? В юности сменяется вопросом о своих реальных возможностях: «Чего я могу?», «чего я хочу?». Жизненные обстоятельства заставляют юношу решать очень серьёзные задачи: выбор профессии, круга общения, стиля поведения, проведения досуга, выбора возможного спутника жизни. Это очень важные решения, по сути человек вынужден принимать раньше, чем у него появится достаточно опыта, информации и мудрости, чтобы оценить тот или иной вариант. Такова главная трудность и главная особенность юношеского возраста.
Выбор и проведение данного мероприятия обусловлен тем, что учащиеся должны в скором времени закончить школу, и перед ними станет выбор “кем быть?”. Наша задача помочь им: в планировании личных целей, образования, выборе будущей профессии и обдумывании карьеры.
 

 

3. Подготовка учителя и ученика:
1. Провести опрос учащихся, узнать, что их волнует, интересует в этой теме.
2. Совместно с активной группой ребят подобрать материал.
3. Организовать выступления докладчиков.
4. Отрепетировать сценки ролевых диалогов. 
5. Продумать костюмы для ролевых сценок.
6. Составить анкеты и тесты.
7. Пригласить на обсуждение гостей.
 

 

4. Вводное слово учителя. Ребята, каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем зависит его жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни.
Счастливый человек...
Кто и какой счастливый человек?
Я лично так бы на вопрос ответил:
Счастливец тот, кто получил на век
Две песни — две любви на белом свете.
Не надо шуток и «уймите страсти»!
Не двоеженство! Не об этом речь!
Да, две любви. И каждую сберечь
Как раз и будет настоящим счастьем!
Нет, ДАЛЕКО НЕ ВСЕ и не всегда
Могли б сказать: «Люблю свою работу,
Готов трудиться до седьмого пота,
И счастлив от любимого труда!»
И я уверен, даже твёрдо знаю,
Что в этой самой светлой из страстей
Есть что-то от любви к родному краю,
К твоим друзьям и к родине своей.
Но как моря не могут жить без рек,
Как без дождей земля оскудевает,
Так без любви сердечной человек  
Духовно в чем-то все же прозябает.
Не зря о ней и пишут, и поют,
Не зря о ней так радостно мечтается.
И как ни славен человечий труд,
А нежность все же нежностью останется.
Тут ни замен и ни сравнений нет
Не будем путать двух прекрасных миссий.
Да и народ рождается на свет
Не от учёных формул и трансмиссий.
Да, две любви в одном рукопожатье
Как два крыла, берущие разбег.
Иначе говоря - любовь в квадрате!
И кто обрел их, по моим понятьям,
Счастливейший на свете человек! Э. Асадов
 

 

5. Ход мероприятия
Сегодня мы поговорим о первом - о выборе профессии. Но вести с вами разговор я решила не одна. К нам на встречу пришли - Поэт, Психолог, Социолог.  
Давайте их поприветствуем.
В аудиторию входят учащиеся-докладчики, играющие роли Поэта, Психолога и Социолога. В аудитории стол, на котором таблички, указывающие места, определенные для Поэта, Социолога, Психолога и Педагога. Участникам игрового диалога можно сделать «бейджики» с названием соответствующей роли. Гости рассаживаются за столом.
Поэт. Я часто думаю, как всё-таки несвободны наши дети! Буквально с пелёнок, с самого рождения они попадают в жизненную кабалу!
Учитель. С одной стороны, я совершенно с вами согласна, но с другой - я твердо уверена, что любому ребёнку необходимы надзор, опека со стороны взрослых. Если ему предоставить полную свободу, не каждый сможет с ней справиться в сложном жизненном водовороте, и он может просто погибнуть!
Поэт. Да, конечно, но с раннего детства ребёнок закован в тиски постоянных «нельзя», «надо», «должен», «обязан». Ребёнок попадает в жестокий конфликт между личностью и обществом.
Социолог. Можно сказать еще шире. Не просто обществом, но цивилизацией, культурой.
Ребёнок становится зависимым от многих составляющих общественного устройства. Ему трудно понять, что сложно быть в обществе, но без него существование человека невозможно.
Психолог. Да, многие общественные структуры неизбежно в чём-то ограничивают личность, в противном случае они просто не смогут существовать. Однако не всякая личность выдерживает эти ограничения. Именно этот основной конфликт создаёт больше всего проблем психиатрам, а также невропатологам, психоневрологам. Поэт. На мой взгляд, эти ограничения, часто являясь несправедливыми, сами вредят обществу, которое возвело их в ранг необходимости.
Психолог. Правильно, нет ничего столь совершенного, что нельзя было бы улучшить. Но самое главное - надо понять: в обществе человек страдает, но и без общества он погибает.
Социолог. И на ограничение своей свободы надо идти сознательно.
Учитель. И опять «надо»! Давайте же послушаем, что об этом говорят сами ребята, ставшие перед выбором, что дальше

Действующие лица:
Андрей
Миша
Лиза
Андрей. В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия, стоят перед главным выбором - выбором профессии. Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!
Лиза. Хотим поделиться с вами не опытом, его еще не так много, а установочными правилами, которые, быть может, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути. 
Андрей. Правило № 1. «Надо уметь мечтать!»
Мечты провоцируют желание. Желание даёт необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.
Миша. Правило № 2. «Умейте быстро выбирать».
Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановится в своём развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться - наш век стремительных скоростей и быстрых решений.
Лиза. Правило № 3. «Только вперед»
Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.
Андрей. Правило № 4. «Ты - главный».
Слушайте только себя. Ищите «фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит. 
Миша. Правило № 5. «Скажите "Нет!" своим страхам».
Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой и коварный, алчный, жадный и трусливый, подлый, слабый и ленивый, и самый сильный. Как извести его? Изобрети себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя, не поднимешься на пик намеченной вершины.
Лиза. Правило № 6. «Постоянно думать».
«Что я смогу сегодня сделать реально?», «Что я могу?» - эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.
Как можно побеждать подобных себе, за счёт каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить - живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией.
Звёзды притягивают звезды, к неудачникам тянутся неудачники. Всё что вокруг, достойно нас, и мы в нём, как в зеркале, отражаемся, потому что всё, что вокруг, - это мы.
 

 

Ошибки при выборе профессии (Беседа) 
1. Отношение к выбору профессии.
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11-м классе, фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter