Социализация детей с ЗПР через реализацию программы элективного курса «Выбор профессии» в 9 классе

Технологическая карта урока «Путь в успешную жизнь – ориентация на профессию».

Цель: активизировать процесс профессионального самоопределения, формировать установку на положительное решение проблемы выбора профессии, расширять информационное поле в вопросах профессиональной компетенции обучающихся.

Задачи:

образовательные

- познакомить с правилами выбора профессии (хочу, могу, надо)
- формировать интерес к выбору профессии

воспитательные

- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий
- воспитывать чувство ответственности за себя и своё профессиональное будущее
- воспитывать уважение к своим товарищам

развивающие

- развивать внимание, логическое мышление (устанавливать логические связи между объектами), память, речь
- развивать познавательный интерес
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе
- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности

Планируемый результат: адекватная система представлений учащихся требований, необходимых при выборе профессии; наличие у учащихся навыков рефлексии; умение работать по алгоритму.

Методы и приёмы: словесные (использование объяснений, пояснений, диалог), практические (выполнение практических заданий, работа с дидактическим материалом), метод игры, наглядный (карточки, презентация), диагностические (рефлексия, самооценивание).

Технология проведения

Время

Задания для учащихся

Деятельность учителя

1.Мотивация к деятельности и актуализация знаний «Что значит выбирать профессию»

 5 мин

Мир профессий огромен. И вам предстоит очень важный, может быть самый главный выбор в жизни. В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относится наше тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии.

Обсудите в паре «Что значит выбирать профессию?»

Рассказывает

 

Поясняет задание, организует работу в парах. 

 

Способствует выработке умения слушать друг друга в паре и делать совместно выводы.

 

2. Создание проблемной ситуации

 2 мин

Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне надо? И ещё многими вопросами задаются многие старшеклассники. К сожалению, ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе. Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что поможет любому сделать правильный выбор.

 

3. Формулирование цели урока.

 3 мин

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

- Как вы полагаете, какова цель сегодняшнего урока?

- А какие виды работы мы можем выполнять на уроке для достижения нашей цели?

Организовывает возможность для целеполагания и прогнозирования деятельности на уроке.

4.Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Что следует учитывать при выборе профессии?

Можно сформулировать три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная вами профессия:

- чтобы она была интересной (хочу)

- чтобы можно было найти работу по специальности (надо)

- чтобы профессия соответствовала возможностям (могу).

Хочу – это твои Интересы и Склонности.

Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и высокооплачиваемой работы.

Могу – твои Способности, Возможности здоровья и Профессиональная квалификация.

Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.

Надо возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.

Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры. Используя эту формулу, будь предельно осторожен, ты можешь сделать ошибки. Самые распространённые из них:

 На этапе «Хочу»: Решение принимается не самостоятельно.

Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен ли ты? Или может, хочешь работать вместе с другом и выбираешь профессию за компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?

На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи.

На этапе «Надо»: Игнорирование конкурентоспособности профессии. А знаешь ли ты, нужен ли на рынке реально специалист твоего профиля? Может та престижная профессия, что ты себе подобрал, совсем не нужна на рынке? Может специалистов этого профиля переизбыток? В таком случае ты окажешься без работы. Тогда, может, стоит пойти на компромисс и заняться другой работой, зато твой труд будет необходим и ты всегда, найдёшь работу. Используй эту формулу при выборе профессии и работы. Не забывай про ошибки и возможность появления подводных камней. Разберись в себе, будь внимателен и осторожен. 

Включает проектор и

запускает презентацию по теме урока «Путь в успешную жизнь – ориентация на профессию» или «Правила выбора профессии»

 

Задает вопросы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление изученного материала

15 мин

 

 

 

Профигра «Пантомима»

Профигра «Человек-профессия»

 

Организует…

(Приложение3,4)

6. Закрепление изученного материала.

 2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для закрепления теоретического материала предлагаю вам такое задание, цель которого осознание разницы между желаемым и необходимым «Хочу» и «должен».

Напишите в тетради пять утверждений, начинающихся словами «Я должен…». Теперь напишите те же самые утверждения, заменив слово «должен» на слово «хочу». Посмотрите на эти утверждения со словом «хочу» и отметьте плюсом те, с которыми вы готовы согласиться.

(Самостоятельная работа).

1.Что изменилось?

2. Каково для вас соотношение между «должен» и «хочу».

3.Как меняется ваше мнение к деятельности?

Необходимо обратить внимание при выполнении задания не все обучающиеся могут соотнести между «должен» и «хочу» и в ходе обсуждения разобрать утверждения. 

Организует работу в ученических тетрадях.

 

 

Поясняет задание

 

Наблюдает за действиями обучающихся, оказывает помощь.

 

7. Практическая работа

 

Ребята посмотрите, пожалуйста, на слайд, где даны рекомендации и попробуйте исходя из этого, сформулировать правила выбора профессии.

1. Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в городе, районе, где проживает человек, выбирающий профессию.

2. Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).

3. Выбрать наиболее привлекательную профессию.

4. Подробно изучить выбранную профессию.

5. Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.

6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.

7. Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

 

8. Итог урока.

 3 мин

Ответить на вопросы:

О чем мы с вами сегодня говорили?

Что важного я сегодня узнал (а)?

Что пригодится мне в будущем?

Какие правила выбора профессии тебе известны?

Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно?

Почему важно узнать о профессии как можно больше?

Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии?

В чем состоит золотое правило выбора профессий»? Расшифруй, что означают все три параметра, заложенные в этом правиле.

Золотое правило выбора профессии: При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?». Идеальна та профессия, которая соответствует всем трем параметрам (зона оптимального выбора профессии). 

 

9. Рефлексия.

2 мин

Вопросы для рефлексии:

Как я оцениваю занятие?

Моя работа на занятии?

Работа педагога? 

 

Размер:
97.88 Kb
Скачали:
0