Методическая разработка открытого занятия: Система питания дизельных двигателей

Изложена методика проведения проблемной лекции с элементами беседы и дискуссии, которая направлена на изучение, расширение и закрепление теоретических знаний по теме «Система питания дизельных двигателей».

Для преподавателей специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» профессиональных образовательных учреждений ДНР.

Новые Государственные образовательные стандарты ДНР выдвигают новые целевые ориентиры и требования к достижениям обучающихся на всех этапах образования, а значит и к их профессиональной подготовке.

Основной целью подготовки квалифицированных молодых специалистов является формирование образованной, гармоничной и развитой личности, способной к постоянному обновлению профессиональных знаний и умений, профессиональной и быстрой адаптации к требованиям рынка труда постиндустриального общества.

Для достижения поставленной цели на первом этапе студент выбирает себе будущую специальность согласно своих способностей и интересов, а на втором этапе требует профессиональных знаний, для чего изучает различные профессиональные дисциплины.

Для студентов специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» таким фактором является профессиональной модуль ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» с междисциплинарными курсами МДК.01.01 «Устройство автомобилей» и МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Данный модуль способствует формированию способности использовать знания, умения и навыки в области теории и практики для совершенствования работы действующих предприятий автомобильного транспорта, а также квалифицированно организовывать работу в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности и охраны труда при диагностировании и  техническом обслуживании автотранспорта.

Проблема повышения эффективности визуализации учебного процесса приобретает особую остроту и актуальность на сегодняшний день. Данная проблема решается путём применения в учебном процессе компьютерных технологий, программных продуктов, моделей, плакатов, наглядных пособий, презентаций и составляет основу технологического направления.

Технологические приёмы обучения обеспечивают разноплановость и разноуровневые аспекты, главными из которых можно считать вопросы формирования учебных материалов. Большие возможности открываются на этом пути при внедрении в учебный процесс инновационных методик с применением информационных компьютерных технологий, причем последние применяются как для создания самих материалов, так и для их предъявления.

Решение задачи повышения эффективности цифровых учебных материалов заключается в гармоничном сочетании и логичном структурировании информации, функциональности, реализованной по принципу разумной достаточности, и когнитивного ориентированного оформления компьютерных учебников, пособий, презентаций или сайтов.

Последний аспект является очень широким и фактически включает все направления воздействия дизайна информационных материалов на восприятие информации пользователем: форму, размещение, цвет и т.д.

Красочность является одним из многочисленных достоинств цифровых учебных материалов, презентаций. Будучи «сильнодействующим средством», этот элемент дизайна может нести как положительный, так и отрицательный потенциал воздействия на познавательные функции. Целесообразно определить основные функции цвета, которые следует учитывать их при оформлении материалов учебного назначения.

Человек воспринимает 10 процентов прочитанного, 20 процентов услышанного, 30-40 процентов увиденного, 50 процентов увиденного и услышанного одновременно; 70 процентов рассказанного, 90 процентов сделанного. Это связано с тем, что существует несколько типов памяти: зрительная – визуальная, слуховая – вербальная, обонятельная, осязательная, моторная – кинестетическая, вкусовая.

Поэтому, чем больше органов чувств человека принимает участие в восприятии какой-нибудь информации (учебной), тем большее количество видов памяти они задействуют, а потому воспринятая информация легче воспроизводится. Как гласит русская народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 

Обоснование темы

Занятие по теме «Система питания дизельных двигателей» проводится в форме проблемной лекции с элементами беседы и дискуссии, которая направлена на изучение, расширение и закрепление теоретических знаний по теме «Система питания дизельных двигателей» и способствует наиболее активному привлечению студентов к учебному процессу.

Тема «Система питания дизельных двигателей» изучается на втором курсе, с последующим расширенным изучением конструкции автомобиля и двигателя на третьем курсе при изучении ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в междисциплинарном курсе МДК.01.01 «Устройство автомобилей». Полученные глубокие теоретические знания пригодятся при изучении других специальных междисциплинарных курсов, таких как МДК.01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Современные коммерческие автомобили (автобусы, грузовики различного назначения, магистральные тягачи, строительная техника и др.) оснащены дизельными двигателями. Дизельные двигатели позволяют существенно снизить расход топлива, и тем самым, повысить топливную экономичность автопарка, обеспечивая автомобилю хорошие тягово-скоростные свойства и увеличивая межремонтный пробег. Поэтому изучение темы «Система питания дизельных двигателей» является актуальной. 

Организационно-методические указания

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», МДК 01.01 «Устройство автомобилей», Тема 1.1 «Устройство двигателей внутреннего сгорания», тема 1.1.9 «Система питания дизельных двигателей» разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Требования:

- знания из курса физики и химии;

- уметь анализировать, выбирать основную информацию из общего объема, делать логические выводы и заключения;

- навыки подготовки  и проведения презентации, работы с текстовым редактором.

Вид занятия: проблемная лекция.

Методы и формы проведения: фронтальный опрос, интерактивная беседа,  мультимедийная презентация, просмотр видео материала. 

План занятия

Группа

ОРА14/1

Дата

01.12.2015

Специальность

23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Тема занятия

Система питания дизельных двигателей.

Цели занятия:

 

Методическая -

совершенствование методики проведения лекционного занятия с использованием проблемных вопросов и элементов беседы, дискуссии.

Дидактическая -

ознакомить студентов с общей схемой систем питания дизельных двигателей; топливом, которое применяется в дизельных двигателях; особенностями смесеобразования; элементами топливной системы дизеля.

Воспитательная -

способствовать воспитанию деловых качеств у студентов, развивать коммуникативные навыки при работе в коллективе, уважение к труду и выбранной профессии, воспитывать дисциплинированность, добросовестность, ответственность за результаты практического применения знаний и умений по изучаемой теме.

Вид занятия

Проблемная лекция.

Форма и методы проведения

Решение проблемных вопросов, интерактивная беседа, дискуссия.

Междисциплинарные связи:

 

обеспечивающие:

ООД.00 Общеобразовательные дисциплины.

Химия. Темы: «Природные источники углеводородов, нефть, газ, и их применение. Охрана окружающей среды».

Физика. Темы: «Свойства газа. Давление газа», «Газовые законы. Термодинамические процессы».

обеспечиваемые:

ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» с междисциплинарными курсами МДК.01.01 «Устройство автомобилей»:

Тема 1.6 Использование эксплуатационных материалов и экономия топливно-энергетических ресурсов тема: «Дизельное топливо»;

Тема 1.8 Теоретическое обоснование работы двигателей внутреннего сгорания, «Система питания дизельных двигателей»;

МДК 01.02 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»:

Тема 2.3 Технология технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. «ТО и ТР системы питания дизельного двигателя».

ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.

Гидравлические и пневматические системы.

Темы: «Физические свойства жидкости», «Плунжерные насосы», «Роторные насосы», «Аксильно-поршневые насосы», «Поршневые насосы».

Методическое обеспечение

рабочая программа, методическая разработка занятия опорный конспект, мультимедийная презентация.

наглядные пособия

плакаты системы питания дизельных двигателей, приборы системы питания (ТНВД рядный, V-образный, распределительного типа, насос-форсунка, плунжерная пара и т.д.).

видеозаписи: периода задержки воспламенения, работа системы питания и др.

раздаточный материал

опорный конспект шаблон.

Технические средства

обучения

компьютер, проектор мультимедийный.

Литература:

 

Структура занятия 

1 Организационная часть.

2 мин.

1.1 Подготовка аудитории к занятию.

 

1.2 Приветствие группы.

 

1.3 Проверка присутствующих.

 

2 Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия.

2 мин.

3 Мотивация обучения. Постановка проблемного вопроса.

2 мин.

4 Актуализация опорных знаний.

14 мин.

4.1 Беседа со студентами.

 

4.2 Фронтальный опрос по изученному материалу.

 

4.3 Комментирование ответов по фронтальному опросу.

 

5 Изложение нового материала, ознакомление с планом занятия.

50 мин.

5.1 Первый вопрос плана.

«Дизельное топливо».

 

5.2 Второй вопрос плана.

«Общая схема системы питания дизеля».

 

5.3 Третий вопрос плана.

«Смесеобразование в дизелях».

 

5.4 Четвертый вопрос плана. Самостоятельная проработка материала.

«Система питания дизеля воздухом и удаления отработанных газов».

 

6. Комментирование ответов и работы студентов.

2 мин.

7. Подведение итогов занятия.

3 мин.

7.1 Решение проблемного вопроса.

 

7.2 Выставление оценок в соответствии с активностью работы на занятии.

 

8. Домашнее задание.

3 мин.

8.1 Сообщение домашнего задания (инструктаж).

 

9 Рефлексия.

2 мин.

Ход занятия (в полной версии документа)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!