Программа элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» 10 класс

Планирование работы по программе элективного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы» 10 класс, 34 часа

(автор – Н. Л. Карнаух)

дата

№ урока

Тема, произведения, основные понятия

Аналитическая деятельность и развитие речи учащихся.

Творческая мастерская.

 

1,2.

Введение и закрепление теоретического понятия.Чтение комментариев и выполнение упражнений.

Эссе, признаки жанра, разновидности формы, художественные приемы.

Подводящий диалог, вычленение признаков, формулирование итогов, оформление итоговых наблюдений.

 

 

3,4,

5,6.

Анализ текстов эссе. В.Ерофеев.Don’t complain значит «Не жалуйся». Е.Чернов. Березка или В.Гроссман Сикстинская Мадонна. И Ермаков. Дама в голубом.

Признаки жанра, разновидности эссе, объекты внимания эссеистов, стили речи, типы речи, средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, анализ, речевая деятельность в ходе выполнения заданий, словарная работа, наблюдение над языком произведений.

Творческая работа по теме «Моя встреча с классическим произведением искусства на порогеXXI века».

 

7,8

Эссе разных авторов на одну тему.

К.Победин. Музыка и Е.Шварц. Музыка.

Тема, идея, признаки жанра, средства художественной выразительности.

Сравнение, сопоставление, наблюдение над языковыми средствами.

 

 

9,10.

Эссе и очерк.

В.Набоков. Кембридж и Л.Бежин. Отсвет волшебного фонаря или К.Г.Паустовский. Предательская осень.

Определение очерка и эссе, эссеистический стиль, речевая задача.

Сравнение, сопоставление, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами.

Вступление к воспомина

нию о путешествии (на основе личных впечатлений).

 

11,12.13,14.

Слово и эссе в форме слова.

И.Шмелев. Слово на чествовании И.Бунина и Ф.Искандер. Слово о Пушкине. А.Солженицын. Слово при вручении премии В.Распутину.

Стили речи, типы речи, структура ораторского высказывания, адресат жанра, речевая задача, позиция писателя.

Анализ структуры речевого высказывания, определение адресата жанра, анализ языковых средств.

Создание слова или эссе (адресат определяется учащимися)

 

15.16

Письмо и эссе в форме письма. 

И.С.Тургенев. Письмо к Полине Виардо и Г.Гессе. Неотправленное письмо к певице.

Признаки эпистолярного стиля, языковые средства, речевая задача, позиция писателя, адресат жанра.

Сопоставление, выявление отличий, определение адресата жанра, анализ языковых средств.

Написание письма или эссе в форме письма.

 

17.

Форма эссе и его языковое воплощение.

Работа с таблицей и комментарии к ней. Речевая задача,  адресат жанра.

Выявление  взаимосвязи, предположение и формулирование выводов.

 

 

18.

Эссе и беседа.

Ф.Искандер. Беседа с Виктором Максимовичем (фрагмент).

Структура беседы и интервью. 

Поисковая деятельность, речевая деятельность в ходе выполнения заданий

 

 

19,20,21.

Воплощение одной темы в эссеистической и стихотворной форме.

Ф.Искандер. Стихотворение «Душа и ум» и одноименное эссе. Ф.Г.Лорка. Стихи из книги «Сюиты» и эссе «Предисловие к множеству книг».

Тема, эссеистическая и стихотворная форма, средства художественной выразительности.

Выявление  взаимосвязи, сопоставление, обогащение речи учащихся.

 

 

27,28.

Стихотворение в прозе и эссе.

Д.Симонова. Отрывок из сочинения и эссе «Как есть».

Признаки каждого жанра, типы речи.

Выявление отличий и взаимосвязи, поиск средств  выразительности.

 

 

22.

Японские даны – древнейшая форма эссе.

Главки из книги Сей Сенагон «Записки у изголовья».

Сравнение как композиционный прием.

Ассоциативная связь

Создание эссеистичес

кой спорады.

 

23.

Текст, построенный на сравнении.

Г.Гессе. Два голоса мелодии жизни или В.Янушевский. Струя.

Сравнение как композиционный прием.

Ассоциативная связь, анализ текста.

Создание эссеистичес

кой миниатюры.

 

24.

Зарисовка.

В.П.Астафьев. Свеча над Енисеем (из книги «Затеси»).

Тема и идея произведения, типы и стили речи, средства художественной выразительности.

Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности.

Зарисовка, этюд, миниатюра.

 

25.26.

Литературно – критическое эссе и школьное сочинение.

П.Вайль, А.Генис. Хартия вольностей (отрывок) и пример школьного сочинения.

Разновидности жанра, особенности литературно – критического эссе.

 Сравнение, сопоставление, рецензирование

 

 

27.

Анализ литературно – критического эссе.

С.П.Залыгин. «Мой поэт» (глава из эссе о А.П.Чехове). Особенности литературно – критического эссе.

Коммуникативная и  языковая деятельность в ходе выполнения заданий.

Рассказ о любимом писателе (на основе речевой ситуации).

 

28.

Анализ тем сочинений.

Работа с таблицей. Признаки жанра эссе.

Предположение и формулирование выводов.

 

 

29.

Анализ сочинений – эссе.

Пример школьного сочинения – эссе «Грамматика любви в произведениях Бунина» или «Устарел ли Горький?». Композиция сочинения – эссе и традиционного сочинения.

Рецензирование по вопросам.

 

 

30.

Анализ сочинений – эссе.

Пример школьного сочинения – эссе «Гений и злодейство – две вещи несовместные» или «Вечный Достоевский».

Рецензирование как дополнение комментария к чтению.

Написание комментария к сочинению.

 

31.

Анализ сочинений – эссе на одну тему.

Примеры школьного эссе на тему «Золото убило больше душ, чем железо тел».

Рецензирование на основе сопоставления, обсуждения

 

 

32.

Анализ сочинения – эссе.

План анализа. Пример эссе «Компьютерная болезнь».

Сочинение на свободную тему, эссеистический стиль.

Рецензирование на основе плана.

Устная или письменная рецензия.

 

33.

Анализ исторического эссе. Пример исторического эссе «Размышляя о путях России…»

Разновидности эссе, особенности научно – исследовательского эссе.

Устные высказывания учащихся, рецензирование.

 

 

34.

Тематика творческих заданий.

Комментарий учителя.

Обсуждение.

Творческая работа учащихся.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: Программа, литература, 10 класс