Рабочая программа по информатике. 9 класс. Угринович

Учебник:  Н. Угринович «Информатика – 9»

Количество часов:  68

В программу вошли разделы:

Нормативные документы

Перечень средств ИКТ

Информационно-методическое обеспечение

Содержание программы

Требования к уровню подготовки

Учебно-тематический план

Календарно – тематическое планирование

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ. 

п/п

Нормативные документы

1

Закон об образовании РФ.

2

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ.

3

Обязательный минимум содержания основного общего образования по информатике и ИКТ.

4

Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Информатика. «Дрофа». Москва. 2004.

 

2. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2.1 Аппаратные средства

- Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигу­рация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможнос­ти: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с мик­рофона и др.

- Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или жела­телен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование
 бумаги и изображения большого формата.

- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.

- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучи­вания всего класса.

- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначе­ния). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро­вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и элек­тронные таблицы. Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.

2.2  Программные средства

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, представлена в двух аспектах.

Первый аспект — системно - информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.

Второй аспект данной общеобразовательной области — методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологии. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

Основная цель базового изучения основ информатики в МОУ Бельская  СОШ — обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности:

- Формирование основ научного мировоззрения. Формирование представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

- Развитие мышления школьников.

- Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.

МЕСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ  МОУ ...

       Первый этап (VII, VIII, IX классы) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения  информации в живой природе, обществе, технике

   Второй этап (X, XI классы) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, курсы, ориентированные на углубленное изучение предмета.

 

3. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Авторы

Название

Год издания

Издательство

3

Н. Угринович

Информатика

(базовый курс 9)

2009

Бином

4

Н. Угринович

Методическое пособие для учителя (7-11 класс)

2009

Бином

 

4. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

- вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

- вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

- способы представления информации (условно «линия представления информации»),

- методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

- вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

- возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

- вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

- этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

- получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

- получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

- познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

- уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

- иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;

- иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.

ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

- понять функции языка как способа представления информации;

- познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

- получить представление о типах величин;

- познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

- знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;

- знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.

АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

- уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

- освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

- получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

- получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

- понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

- понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

- знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

- определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);

- записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.

ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

- получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

- понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

- узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

- узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

- познакомиться с основными этапами развития информационно - вычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

- знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

- знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;

- иметь представление о программном обеспечении компьютера;

- уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;

- уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя..

ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

- получить представление о моделировании как методе научного познания;

- понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

- иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;

- уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера..

ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

- знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

- пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

- пользоваться простым графическим редактором;

- обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

- осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

- иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

- иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

- исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);

- набирать на компьютере и корректировать простой текст;

- строить простейшее изображение с помощью графического редактора;

- уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);

- уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

- иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Учебник:  Н. Угринович «Информатика – 9»

Количество часов:  68

п/п

Тема

(содержательные линии)

Кол-во часов

Обязательный  минимум

Возможности углубления

Мониторинг

I

Кодирование и обработка графической и текстовой информации

 

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс ГР. Анимация. Цифровое фото и видео.

Кодировании е текстовой информации. Работа в текстовых  редакторах.

6

Знать:

- понятие пространственной дискредитации;

- различные виды графики;

- основные возможности графических редакторов;

-принципы кодирования и обработки звуковой, фото и видеоинформации.

 

Уметь:

- кодировать различную информацию;

- использовать в работе различные виды векторной и растровой графики;

- уметь пользоваться цифровыми устройствами (фото и видеокамерами).

Работа с программами видеообработки и текстовыми процессорами.

 

П/р №1-6

II

Кодирование и обработка числовой информации.

Работа в электронных таблицах. Создание баз данных в ЭТ

7

Знать:

Позиционные и непозиционные системы, правила перевода чисел в двоичную систему счисления,  назначение и функции электронных таблиц.

Уметь:

Переводить числа в двоичную и десятичную систему, складывать и умножать числа, представленные в двоичной системе.  Вносить информацию в ЭТ, производить вычисления по формулам, строить диаграммы и графики.

 

 

П/р №7-9

III

Моделирование и формализация.

 

Модели. Виды моделей

(табличные, информационные). Визуализация. Модели знаний. Анализ запутанных ситуаций. Исследование моделей на компьютере. Информационные модели управления объектами.

6

Знать:

- смысл понятия «модель», его назначение;

- виды моделей;

- этапы исследования модели на компьютере.

 

Уметь:

- строить модели;

- использовать компьютер для моделирования.

Исследование моделей на компьютере.

П/р №10-12

К/р №1

IV

Хранение, поиск и сортировка

информации.

 

Табличные базы данных. Основные понятия, типы данных, СУБД и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации, логические значения, выражения. Поиск, удаление, сортировка данных.

3

Знать:

-способы организации БД;

- назначение основных элементов окна БД;

- методы ввода данных в базу;

- способы поиска и сортировки данных.

Уметь:

- находить нужные данные в  готовой БД;

- создавать собственную БД;

- создавать производные объекты в БД.

Создание различных видов запросов.

П/р №13-15

V

Коммуникационные технологии.

 

Процесс передачи информации.  Источник и приёмник информации, сигнал. Кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Электронная почта, правила переписки. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники. Архивирование и разархивирование.

8

Знать:

- технологию передачи информации;

- понятия «кодирование», «декодирование», скорость передачи информации;

- структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;

- протоколы передачи , адресацию в Интернете;

- виды услуг компьютерных сетей;

- основы технологии WWW.

 

Уметь:

- создавать архив файлов и раскрывать его при помощи программы-архиватора;

- производить поиск информации в локальной сети;

- объяснять принцип работы глобальной сети Интернет.

Работа в локальной  и глобальной компьютерных сетях.

П/р №16-23

VI

Информатизация общества.

 

Информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека. Искусственный интеллект. Базы знаний. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

3

Знать:

- основные информационные процессы в природе, обществе, технике;

- понятие «искусственный интеллект», «базы знаний», их назначение.

 

Уметь:

-приводить примеры информационных процессов в природе, обществе, технике;

- объяснить смысл изучения «искусственного интеллекта»;

- работать с базами знаний.

Работа с информационно – правовыми системами.

К/р №2


Календарно-тематическое планирование (9 класс) 

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

№ урока

Тема урока

Деятельность по предмету

Мониторинг

I

Кодирование и обработка графической и мультимедий ной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодирование и обработка  текстовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодирование и обработка числовой информации

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

1 неделя

1/1

ТБ и ПБ в кабинете информатики и ИКТ. Кодирование графической информации.

Работа с растровыми и векторными ГР.

Работа с фото и видеокамерами.

П/р №1

Кодирование графической информации.

1 неделя

2/2

Пространственная дискретизация

П/р №2

Редактирование изображений в растровом графическом
редакторе

2 неделя

3/3

Растровые изображения на экране монитора .

П/р №3

Кодирование и обработка звуковой информации

2 неделя

4/4

Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB

3 неделя

5/5

Растровая и векторная графика

 

3 неделя

6/6

Интерфейс и основные возможности графических редакторов      .

 

II

4 неделя

7/7

Кодирование и обработка звуковой информации

 

 

 

4 неделя

8/8

Цифровое фото и  видео

5 неделя

9/9

Тестирование по теме.

5 неделя

10/1

 Кодирование и обработка текстовой информации 

 

6 неделя

11/2

Создание документов в текстовых редакторах

6 неделя

12/3

Ввод,  редактирование  сохранение и печать документа

П/р №9

Построение диаграмм и графиков.

7 неделя

13/4

 Форматирование документа, символов и абзацев.

 

5

7 неделя

14/5

 Нумерованные и маркированные списки. Таблицы.

 

 

 

8 неделя

15/6

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

8 неделя

16/7

 Тестирование по теме

П/р №11

Биологическая модель развития популяций
«Жертва-хищник».

 

 

Кодирование и обработка числовой информации

9 неделя

17/1

Кодирование числовой информации

 

К/р №1

9 неделя

18/2

Представление числовой информации с помощью систем счисления

IV

4

 10 неделя

 19/3

Арифметические операции в позиционных системах счисления

 .

П/р №13

Сортировка данных в электронных таблицах.

Создание однотабличной базы данных.

10 неделя

20/4

*Двоичное кодирование чисел в компьютере

П/р №14

Поиск информации базах данных.

11 неделя

21/5

Электронные таблицы

П/р №15

Создание и редактирование базы данных

«Записная книжка».

V

 

8

11 неделя

22/6

Основные параметры электронных таблиц

 

П/р №16

Предоставление доступа к диску на компьютере,
подключенном к локальной сети

12 неделя

23/7

 Основные типы и форматы данных

12 неделя

24/8

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

П/р №17

Подключение к Интернету.

13 неделя

25/9

Встроенные функции

П/р №18

«География» Интернета.

13 неделя

26/10

 Построение диаграмм и графиков

П/р №22, 21

Поиск информации в Интернете.

Загрузка файлов с серверов файловых архивов.

14 неделя

27/11

Базы данных в электронных таблицах

П/р №19-20

«Путешествие» по Всемирной паутине.

Работа с электронной Web-почтой.

14 неделя

28/12

Представление базы данных в виде таблицы и формы

П/р №23

Разработка сайта с использованием Web-редактора.

15 неделя

29/13

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

 

 

 

15 неделя

30/14

Обобщающий урок по теме. Тестирование

 

 

 

Основы логики.

 

16 неделя

31/1

Логика. Формы мышления

 

 

16 неделя

32/2

Логические выражения

 

 

17 неделя

33/3

Таблицы истинности

 

 

17 неделя

34/4

Решение логических задач

 

 

18 неделя

35/5

Обобщение темы. Тестирование

 

 

VI

  Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

 

4

18 неделя

 36/1

Алгоритм и его формальное исполнение

 

К/р №2

19 неделя

 37/2

Свойства алгоритма и его исполнители

19 неделя

38/3

Блок-схемы алгоритмов.

20 неделя

39/4

Выполнение алгоритмов компьютером

 

 

20 неделя

40/5

Кодирование основных типов алгоритмических структур

 

 

21 неделя

41/6

Линейный алгоритм

 

 

 

21 неделя

42/7

Алгоритмическая структура «ветвление»

 

 

22 неделя

43/8

Алгоритмическая структура «выбор»

 

 

 

22 неделя

44/9

 Алгоритмическая структура «цикл»

 

 

23 неделя

45/10

 Переменные: тип, имя, значение

 

 

 

23 неделя

46/11

Арифметические, строковые и логические выражения

 

 

 

24 неделя

47/12

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

 

 

 

24 неделя

48/13

Решение задач

 

 

25 неделя

49/14

Контрольная работа

 

 

25 неделя

50/15

Обобщающий урок по теме.

 

 

 

Моделирование и формализация

 

26 неделя

51/1

Окружающий мир как иерархическая система

 

 

26 неделя

52/2

Моделирование, формализация, визуализация

 

 

27 неделя

53/3

Моделирование как метод познания

 

 

 

27 неделя

54/4

Материальные и информационные модели

 

 

28 неделя

55/5

Формализация и визуализация моделей

 

 

28 неделя

56/6

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

 

 

29 неделя

57/7

Построение и исследование физических моделей

 

 

29 неделя

58/8

Приближенное решение уравнений

 

 

30 неделя

59/9

Экспертные системы распознавания химических веществ

 

 

30 неделя

60/10

Информационные модели управления объектами

 

 

31 неделя

61/11

Обобщающий урок по теме

 

 

 

Информатиза ция общества

 

31 неделя

62/ 1

Информационное общество

 

 

32 неделя

63/2

Информационная культура

 

 

32 неделя

64/3

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

 

 

33 неделя

65/4

Защита и охрана информации.

 

 

3 неделя

66/5

 Итоговое повторение. Тестипрование

 

 

 

 

 

34 неделя

67/6

 Итоговое повторение. Тестирование

 

 

 

 

 

34 неделя

68/

Итоговое повторение

 

 

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter