Рабочая программа 10 класс физика Мякишев

Рабочая программа составлена на 4 часа в неделю.

В программу вошли разделы:

Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно-методическая литература по программе

Учебно-тематический план

Содержание курса

Календарно – тематическое планирование

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Государственные стандарты основного общего образования по физике / Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2004. (11 класс)

- Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Москва «Дрофа» - 2004г. (Базовый и профильный уровни). Автор программы Г.Я.Мякишев.

- Физика 10 класс. Авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. «Просвещение» - 2005 г. Программа рассчитана на 70 часов. Изучение предмета:  по школьному учебному плану на изучение физики выделено 140 часов – 4 недельных часа. Дополнительные часы используются для решения задач, входящих в тесты ЕГЭ, рассчитанных на профильный уровень. На КИНЕМАТИКУ добавлено 3 ЧАСА, ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ НЬЮТОНА – 1 ЧАС, СИЛЫ В МЕХАНИКЕ – 11 ЧАСОВ, ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ – 7 ЧАСОВ, ОСНОВЫ МКТ – 5 ЧАСОВ ТЕМПЕРАТУРА, ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ – 2 ЧАСА. СВОЙСТВА ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ – 5 ЧАСОВ, ОСНЕОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ – 7 ЧАСОВ, ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ – 9 ЧАСОВ, ЗАКОНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА – 8 ЧАСОВ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ – 4 ЧАСА, ПОВТОРЕНИЕ –9ЧАСОВ.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Формы контроля:

Лабораторные работы – 8, контрольные работы – 8, тесты – 5.

Используемые педтехнологии:

Компьютерная технология, интерактивная технология.

 

Учебно-тематический план

10 а класс

п/п

 

Раздел

 

 

Кол –во

 ча­сов

 

 

В том числе на:

Лабораторно-практические работы

Тесты

Контрольные работы

1

Введение

1

 

 

 

2

Кинематика

11

2

 

1

3

Законы механики Ньютона

5

 

1

 

4

Силы  в механике

14

 

 

1

5

Законы сохранения

14

1

 

1

6

Основы МКТ

12

 

 

1

7

Температура. Тепловые явления

4

 

1

 

8

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

11

2

 

1

9

Основы термодинамики

13

1

 

1

10

Основы электродинамики

18

 

1

1

11

Законы постоянного тока

16

2

 

1

12

Электрический ток в различных средах

10

 

1

 

13

Повторение

11

 

1

 

 

Итого

140

8

5

8

 

Учебно-тематический план

10 б класс

п/п

 

Раздел

 

 

Кол –во

 ча­сов

 

 

В том числе на:

Лабораторно-практические работы

Тесты

Контрольные работы

1

Введение

1

 

 

 

2

Кинематика

8

2

 

1

3

Законы механики Ньютона

4

 

1

 

4

Силы  в механике

3

 

 

1

5

Законы сохранения

7

1

 

1

6

Основы МКТ

7

 

 

1

7

Температура. Тепловые явления

2

 

1

 

8

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

6

2

 

1

9

Основы термодинамики

6

1

 

1

10

Основы электродинамики

9

 

1

1

11

Законы постоянного тока

8

2

 

1

12

Электрический ток в различных средах

6

 

1

 

13

Повторение

3

 

1

 

 

Итого

70

8

5

8

  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение. Основные особенности физического метода исследования

Цель физики. Экспериментальный характер физи­ки. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Теория. Прибли­женный характер физических законов. Научное ми­ровоззрение.

2. Механика

Кинематика. Механическое движение. Материаль­ная точка. Относительность механического движе­ния.  Система отсчета.  Координаты.  Радиус-вектор.

Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямо­линейное движение с постоянным ускорением. Сво­бодное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Основное утверждение механики. Пер­вый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Принцип от­носительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирно­го тяготения. Первая космическая скорость. Сила тя­жести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения.

Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энер­гия. Закон сохранения механической энергии.

Фронтальные лабораторные  работы

1. Движение тела по окружности под действием си­лы тяжести и упругости.

2.   Изучение закона сохранения механической энергии.

3. Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодейст­вия молекул. Строение газообразных, жидких и твер­дых тел. Тепловое движение молекул. Основное урав­нение молекулярно-кинетической теории газа.

Температура. Энергия теплового движения моле­кул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера сред­ней кинетической энергии молекул. Измерение ско­ростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева—Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Второй закон термодинамики. Теплодвигатели. КПД двига­телей.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Жидкие и твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Относительная влажность. Крис­таллические и аморфные тела.

Фронтальная  лабораторная  работа

 3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элемен­тарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напря­женность электрического поля. Принцип суперпози­ции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация ди­электриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроем­кость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электриче­ские цепи. Последовательное и параллельное соеди­нения проводников. Работа и мощность тока. Элек­тродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электри­ческий ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводни­ки. Собственная и примесная проводимость полупро­водников, р—я-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Элект­рический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Фронтальные  лабораторные  работы

1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

 - использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и  признавать право на иное мнение;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter