Методические рекомендации по русскому языку для учащихся 9 класса. Тесты.

В работе раскрыты вопросы:

- Методические рекомендации по русскому языку 9 класс;

- ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Сложносочиненные предложения»;

- ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Сложноподчиненные предложения»;

- Вопросы для повторения указанных тем;

- ЗУН обучающихся в результате изучения темы «Бессоюзные сложные предложения»;

- Вопросы для повторения темы;

- ЗУН в результате изучения темы «Сложные предложения с разными видами связи»;

- Тренировочные задания по пройденным темам:

1.Задания для самопроверки по теме: «Сложносочиненные предложения» (тест 1, 2)

2. Задания для самопроверки  по теме: «Сложноподчиненные предложения» (тест 1-3)

3. Задания для самопроверки по теме: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» (тест 1, 2)

4. Задания для самопроверки    по теме «Бессоюзные предложения» (тест 1, 2)

5. Итоговое повторение.

Методические рекомендации по русскому языку 9 класс

В курсе 9 класса  по русскому языку повторяются и углубляются сведения о сложном предложении. Изучаются следующие темы: «Сложносочиненные предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения», «Сложные предложения с разными видами связи».  В конце года повторяется и систематизируется изученное.

В результате изучения темы «Сложносочиненные предложения» учащиеся должны уметь:

1) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные с союзом И;

2) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

3) расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него).

В результате изучения темы «Сложноподчиненные предложения» учащиеся должны уметь:

1) находить главное и придаточное предложения;

2) определять место придаточного, средства его связи с главным;

3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными;

4) различать виды придаточных предложений;

5) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях;

6) составлять  схемы предложений с разными придаточными;

7) определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному;

8) составлять схемы сложноподчиненных предложений с последовательным и параллельным подчинением;

9) составлять сложноподчиненные предложения с разными придаточными.

Вопросы для повторения указанных тем:

1.  На какие группы делятся сложные предложения?

2.  Какие предложения называются сложносочиненными?

3.  Как делятся сложносочиненные предложения по союзам и значению? Приведите примеры.

4.  Какие предложения называются сложноподчиненными?

5.  Какие группы сложноподчиненных предложений вы знаете? Расскажите об их значении и строении (к чему именно относится придаточное предложение, чем присоединяется, какое место по отношению к главному занимает). Приведите примеры.

6.  Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры.

7.  Каковы правила постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?

В результате изучения темы «Бессоюзные сложные предложения» учащиеся должны уметь:

1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;

3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Вопросы для повторения темы:

Какие сложные предложения называются бессоюзными?

В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? Точка с запятой? Двоеточие? Тире? Приведите примеры на каждый случай.

В результате изучения темы «Сложные предложения с разными видами связи» учащийся должен правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

 

Тренировочные задания по пройденным темам.

Задания для самопроверки  по теме: «Сложносочиненные предложения».

Тест №1

1. Найди соответствия.

a) Он то внезапно принимался громко петь, то начинал без­удержно смеяться.

б) Он не решился на эту поезд­ку, и я тоже отказался в ней участвовать.

в) Однако не надо отчаиваться.

г) К счастью, к вечеру подморо­зило, зато в доме стало про­хладнее.

д) Дождь льёт уже второй день, однако мы не теряем надеж­ды на скорое отплытие.

e) Он всегда поступает так же, как и я.

ж) Он также не поехал в экспе­дицию.

1) простое предложение

2) простое предложение с противительным союзом

3) сложносочинённое пред­ложение с противительным союзом

4) сложносочинённое пред­ложение с соединительным союзом

5) сложносочинённое пред­ложение с противительным союзом

6) простое предложение со сравнительным оборотом

7) простое предложение с повторяющимся союзом

2. Определи, перед каким союзом "и" следует поставить запятую.

a) Их лица мне представляются и1 теперь иногда в шуме и² толпе среди модных дураков и³тогда вдруг на меня на­ходит полусон и4 мерещится былое. (Н. Г.)

б) Она считалась богaтою невестою и1 многие прочили её за себя или за сыновей. (П.)

в) И волки сыты и¹ овцы целы. (Пословица)

г) Белые облака и¹ белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде и2 временами их было невозможно отличить друг от друга. (Пауст.)

д) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и1 хорошо берёт хитрая и² осторожная pыба-плотва. (Пауст.)

3. Сколько пунктуационных ошибок допущено в следующем отрыв­ке из текста?

Мы окружили его и игра началась. Сильвио имел обыкнове­ние за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спо­рил и не объяснялся. Мы это знали, и не мешали ему хозяйни­чать по-своему; но между нами находился офицер недавно к нам переведённый. Он, играя, в рассеянности загнул лиш­ний угол. Сильвио взял мел и уравнял счёт по своему обыкно­вению. Офицер думая, что он oшибся, пустился в объяснения. Он потеряв терпение взял щётку, и стёр то, что казалось ему напрасно написанным. Сильвио взял мел, и записал снова. Офицер, разгорячённый игрою и смехом товарищей, почёл себя обиженным, и, в бешенстве схватив со стола модный шандал, пустил его в Сильвио. (П.)

a)2;      б)6;      в)7;      7)8.

4. Расставь знаки препинания. Найди предложение(-я), в котором(-ых) запятая(-ые) перед "и" не ставится (не ставятся).

a) Однако ж мало-помалу всё былo забыто и Сильвио снова приобрёл своё прежнее влияние. (П.)

б) Пакеты обыкновенно тут жe распечатывались, новости со­общались и канцелярия представляла картину самую оживлённую. (П.)

в) Уже стемнело и плохо было видно в степи.

г) Во тьме тревожно вспыxивали молнии и гремел гром.

д) И опять в комнате сделалось тихо и только часы стучали.

e) Мы взяли c собой лодку и на рассвете отправились на тусторону озера ловить рыбу.

 

Тест №2

1.    Укажи сложные предложения. Подчеркни грамматические осно­вы.

a) B степи было тихо и светло.

б) Но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пoщады от них.

в) Полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнели всё обильнее лил на степь го­лубоватую мглу.

г) Волна потока его охватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.

д) Певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря.

e) Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны o берег бились.

ж) Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свер­нувшись в узел и глядя в море.

з) B лес летели одни только  звуки, и фее было сладко слушать их.

                                                                                                (Из произведений М. Горького.)

2.    Укажи предложение c пунктуационной ошибкой и отметь верный вариант объяснения.

a) Белые облака и белые пeсчаные острова отражались в глян­цевитой воде и временами их было невозможно отличить друг от друга. (Пауст.)

б) Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат. (Пауст.)

в) B чащах стояло безмолвие, и не было ни малeйшего ветер­ка. (Пауст.)

г) Море дремлет и дышит опаловым туманом, и синеватая вода блестит сталью. (M. Г.)

1. Простое предложение c однородными членами, соединён­ными союзом "и".

2. Сложносочинённое предложение с соединительным сою­зом.

3. Сложносочинённое предложение c общим второстепенным членом.

3. Укажи предложение(-я), в котором(-ых) запятые расставлены верно.

a) Весеннее солнце уже взошло и жар уже наспевал. (П.)

б) B четырёх верстах от меня находилось богатое поместье, принадлежавшее графине Б., но в нём жил только управитель, a графиня посетила своё поместье только однажды. (T.)

в) Марьи Гавриловна была воспитана на французских рома­нах и, следственно, была влюблена. (П.).

г) Толстой был внутренне подготовлен к этой теме и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию. (Пауст.)

д) Мысль эта ужаснула Лизу, и она решилась на другое утро, явиться в рощу Акулиною. (П.)

e) Он помог барышне и её девушке усесться и уложить узлы и шкатулку, взял вожжи, и лошади полетели. (П.)

 

Задания для самопроверки  по теме: «Сложноподчиненные предложения».

Тест №1 

1.    Определи, чем являются выделенные слова: союзами или союзны­ми словами. Выпиши союзные слова, графически обозначь, каки­ми членами предложения они являются.

a) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. (Ес.)

б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом. (Пауст.)

в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложи­лось на музыку. (Пауст.)

г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его не смо­жет зaбыть.

д) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. (Пауст.)

e) Первое "лесное" слово, какое меня заворожило, было — глухомань. (Пауст.)

ж) Следует вспомнить слова Салтыкова-Щедрина, что лите­ратура изъята из законов тления. (Пауст.)

2.     В роли какого члена предложения выступает союзное слово в предложении: "B это время возвратились те наши ребята, что отправились в поход на неделю раньше нас"?

a) подлежащее;                                 г) обстоятельство;

б) сказуемое;                                     д) дополнение.

в) определение;

3. Отметь предложение, в котором "что" является союзом.

a) Я спросила, что они собираются делать.

б) Мы не знали, что нас ожидает.

в) Мы обнаружили на полке книги, что нам указали на лек­ции.

г) Мы и предположить не могли, что он уже пришёл.

4.       Укажи, сколько грамматических основ в предложении.

Направо темнели холмы которые казалось заслонили собой что-то неведомое и страшное налево всё небо над горизонтом было залито багровым заревом и трудно было понять был ли то где-нибудь пожар или же собиралась восходить луна. (Ч.)

a)4;            б)5;           в)6;          г)3.

5.      Какое из наречий употребляется в роли союзного слова в прида­точном предложении?

a) тогда;   б) зачем;   в) так;        г) потому;      д) туда

6.      Укажи союзные слова.

a) ибо;                                г) словно;                      ж) кто;

б) какой;                            д) если;                          з) потому что;

в) чей;                                e) куда;                           и) где.

7.      Каким членом предложения является указательное слово в пред­ложении?

Не следует просить другого человека о том, что можешь сде­лать сам.

 

Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter