Конспект урока: Понятие бессоюзного сложного предложения 9 класс

Цели. 1. Актуализация сведений о сложном союзном предложении.

2. Добиться понимания особенностей бессоюзного сложного предложения (по сравнению сложносочинённым и сложноподчинённым предложениями).

3. Сформировать понятие бессоюзного сложного  предложения как такового единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов.

4. Выработка навыков анализа и синтеза языкового  материала.

5. Развивать умение слушать, трансформировать знания, проводить самопроверку

6. Развивать умение конструировать предложения по заданной схеме.

Тип урока. Изучение нового материала.

Методические приёмы.Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, стимулирование и мотивация интереса к теме.

Знать признаки бессоюзного сложного предложения.

Уметь: находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений, расставлять знаки препинания в БСП, составлять схемы, конструировать предложения на основе предложенных схем.

Повторение видов связи в союзном сложном предложении.

Оборудование урока: карточки-информаторы «Простое и сложное предложения», «Виды сложных предложений (ССП и СПП)», «Бессоюзное сложное предложение»; опорная схема «Сложное предложение», отрывок из рассказа А.П.Чехова (смотри приложение).

 

Ход урока

1.  Организационный момент.

 Цель: организация внимания, формирование положительной мотивации (приветствие), объяснение цели урока.

Приём: слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы вместе порадуемся вашим знаниям  - а для этого вначале проведём небольшой опрос. Потом постараемся понять, какое сложное предложение называется бессоюзным и в чём его отличие его от союзных сложных. Затем потренируем свои серые клеточки – выполним упражнения. И, наконец, из тайников своей памяти извлечём на свет ценные сведения о сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение знаний о видах сложных предложений, развитие умения составить ответ с опорой на схему.

Учитель. Как всегда, прежде чем  приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить изученные виды сложных предложений.  Повторение – мать учения. Я уверена, что каждый из вас сможет вспомнить их, а в помощь вам будут простейшие схемы,  карточки-информаторы, опорный конспект.

Вопросы. Какие виды сложных предложений мы уже изучили?

                  Какое предложение называется сложным?                           

                  Какое предложение называется сложносочинённым?

                  Какое предложение называется сложноподчинённым?

Задание. Посмотрите внимательно на схемы, начерченные на доске.

  1. [      ], и [      ]. – ССП.
  2. [      ], потому что  [     ].  -  ССП.
  3. (      ) , [ чтобы        ].  -  СПП.
  4. [      ], (потому что       ). – СПП.

Вопросы: - все ли схемы  составлены правильно?

            - правильно ли определены виды предложений?

            - перед нами простые или сложные предложения?

            - что объединяет эти предложения? как вы определили?

            - какие способы связи в этих предложениях?

Задание: исправьте схемы, составьте предложения по данным схемам.

(групповая работа по исправлению схем  и составлению предложений, работа в тетрадях и у доски).

3.Изучение  нового  материала.

Цели: ввести понятие бессоюзного сложного предложения, формирование умения распознавать БСП в тексте.

 Итак, мы с вами вспомнили, что предикативные части ССП и СПП соединены при помощи союзов и интонации.

А вот вам ещё один орешек, который, я думаю, вы сможете легко разгрызть.

Задание. Посмотрите внимательно на представленную схему.   [     ], [    ].

Вопросы:  1. Какое это предложение, простое или сложное? Почему?

2. Определите вид связи между  предикативными частями данного предложения.

3. Какое это предложение?

4. Составьте предложения по заданной схеме.

Сделаем вывод: В отличие от союзных сложных предложений в БСП предикативные части соединяются только при помощи интонации в устной речи и знаками препинания на письме.

Давайте в этом убедимся. И более подробно познакомимся с новым правилом, сверяясь с учебником.

Чтение правила на с. 131, п.23.

Вопрос. Что нового мы узнали о бессоюзном сложном предложении? (другие знаки, разное значение).

Задание. Поработаем с упражнением  215 ( предложения 1, 2, 5,7).

Записываем предложение, находим и подчёркиваем грамматические основы, составляем схемы этих предложений (в тетрадях и у доски).

Вывод. Выполнив данное упражнение, ещё раз убедились, что кроме запятой (,)  и точки с запятой(;) в бессоюзном сложном предложении ставятся тире ( - ) и двоеточие (:).

Работа с текстом.

Мы с вами работали с одиночными бессоюзными сложными предложениями, а теперь поработаем с текстом и постараемся  в нём найти изучаемое предложение:

- читаем текст,

- какова главная мысль?

- каким настроением проникнуто повествование?

- озаглавьте,

- от чьего имени идёт повествование?

- Самостоятельная работа. У вас уже есть умение работать с БСП. Теперь выполните самостоятельно работу, выбирая свой уровень сложности выполнения задания (разноуровневые задания).

- самопрверка.

- подведение итогов работы с текстом.

4. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами увидели, что умеем находить БСП в тексте, отличать их от других сложных предложений.  Мы продемострировали умение расставлять знаки препинания в БСП, строить схемы, конструировать предложения по схемам. Кроме этого мы почувствовали частичку весеннего тепла и настроения, работая с отрывком из рассказа А.П.Чехова.

Повторим

- Какое предложение называется бессоюзным сложным?

- Какой знак препинания стал главным героем сегодняшнего урока? (запятая)

- На следующем уроке мы более подробно поговорим о запятой и точки с запятой в БСП.

5. Домашнее задание.

Каждому учащемуся выдаётся карточка с разноуровневыми заданиями.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

<
Аватар пользователя
Аруна

10.11.2016

очень хорошо составленный план конспекта урока, спасибо
<
Аватар пользователя
Аруна

10.11.2016

и еще хочется добавить, что редко на других сайтах можно встретить качественные разработки уроков
Добавить комментарий