Конспект урока русского языка 11 класс: Не с частями речи

Конспект сопровождается презентацией, используется при подготовке к ЕГЭ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами на нашем учебном занятии в очередной раз соприкоснемся с великим русским языком, с его загадками, неожиданностями, попробуем еще разосмыслить значение того, чем мы занимаемся, изучая русский язык.

Вся наша работа будет подчинена главной идее: писать грамотно – актуально! Как вы думаете, почему грамотная письменная речь – это актуально?

(знания правил нужны не только для сдачи ЕГЭ, но и необходимы в ежедневной жизни, начиная с умения правильно сформулировать свои мысли, высказать и отстоять свое мнение и заканчивая потребностью отправить грамотную СМС-ку)

2. В русском языке много орфографических правил, но мы сегодня поговорим об одном из них. Посмотрите на слайд, определите тему урока. Обоснуйте свой ответ.

Ученые посчитали, что каждая десятая ошибка в школьных тетрадях – неправильный  выбор& слитного или& раздельного написания НЕ. Чтобы не было таких ошибок в наших тетрадях, чтобы правильно выполнить задания А17 на экзамене по русскому языку, проведем занятие (слайд с темой урока)

3. Начнем с входного контроля, узнаем, насколько вы знаете правило правописания Не с разными частями речи. Перед вами технологическая карта, прочитайте первое задание. Выполните его. На работу отводится … минут.  Проверьте себя, пользуясь критериями оценивания в технологической карте, поставьте отметку.

Это слово пишется слитно? Ваш ответ «да» или «нет»

Что у вас вызвало затруднение? Чтобы ответить на вопрос, обратитесь к справочному материалу. Вспомним, как пишется НЕ с частями речи. В каких случаях НЕ пишется слитно?  Какой морфемой будет являться НЕ при слитном написании? В каких раздельно? Чем будет являться НЕ при раздельном написании?

В русском языке есть случаи раздельного написания НЕ, которые не изучались в школьном курсе. Грамотному человеку необходимо знать все нюансы написания слов. Обратите внимание и постарайтесь запомнить. (слайд)

4. Пользуясь справочным материалом, устно выполним задание. (слайд) + объяснение.

5. Обратимся к технологической карте, задание № 2. Прочитайте задание и выполните его в соответствии с инструкцией. Работу выполняем в парах в течение … минут.  Проверим. Не забывайте о самооценке.

6. Знания правильности написания Не с частями речи проверяется в ЕГЭ по русскому языку в части А17. В технологической карте в задании № 3 представлены варианты такого задания. Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа, объяснить свой выбор. На индивидуальную работу отводится … минут. Не забывайте о самооценивании.

7. Спустя много лет после окончания школы экспедитору Елисееву пришлось писать объяснительную записку по поводу отсутствия его на рабочем месте. Прочитайте текст его объяснения (читают вслух). Усвоил ли Елисеев, будучи учеником,  тему слитного и раздельного написания НЕ. Докажите, выполнив в парах задание № 4.

Надеюсь, что вы не будете отсутствовать на рабочем месте, вам не придется писать подобные объяснительные записки, а если такое и случится, то напишете их без ошибок. С необходимостью грамотно писать мы сталкиваемся повседневно: когда пишем заявление на работу, объявление, поздравительную открытку, когда общаемся на сайте «Одноклассники». И это еще одно доказательство того, что быть грамотным - актуально.

8. Чтобы проверить, насколько вами усвоен материал урока, необходимо выполнить задание №5. Время выполнения 3 минуты.

9. Выполнение задания заканчиваем, проверяем (слайд), оцениваем.

10. Подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов, набранных при выполнении всех заданий. Проведите самооценку.

11. Рефлексия. Урок наш подошел к концу, перед вами начало предложений, продолжите любое из них.

Я понял …

Я узнал …

Я решил…

12. Спасибо за урок, желаю удачи на будущих экзаменах.

Скачать полную версию материала

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!