Конспект урока: Понятие и источники семейного права

К уроку прилагается презентация, семейный кодекс РФ (извлечение), конвенция о правах ребенка (извлечение)

Цель: Формирование у обучающихся представления о личностной и социальной ценности семьи; семейном праве, регулирующем семейные отношения; важности законодательного регулирования семейных отношений

Задачи:

- содействовать освоению следующих понятий: семья, семейное право, источники семейного права, семейные правоотношения;

- способствовать эффективному накоплению каждым ребенком собственного опыта по семейному праву и роли различных участников семейных правоотношений;

-способствовать развитию коммуникативных умений обучающихся (развитие устной речи, умение анализировать разные типы информационных источников, расширение кругозора);

-совершенствовать навыки работы в группах;

-развитие критического мышления;

-способствовать пониманию обучающимися личностной и социальной ценности семьи;

-формировать такие личностные качества, как ответственность, уважение к человеку, его правам и свободам;

-актуализировать личностные и общественно-полезные качества: активность, гуманность, умение делать осознанный выбор в жизненных ситуациях

Ресурсы к занятию:

Конституция РФ

Семейный кодекс РФ

Конвенция о правах ребенка

Карточки с заданиями для проведения групповой работы

Презентация слайдов

 

В основе урока - групповая работа

 

План изучения темы урока

1. Понятие семьи

2. Понятие семейного права

3. Источники семейного права

4. Семейные правоотношения

Ход урока 

1. Приветствие. Организационный момент. Объявление темы, цели урока, запись темы в тетрадь. Постановка вопроса: Для чего существует семейное право? Слайд 1  

2. Тема и цель урока Объяснение учителя-введение в тему урока.

Первый подарок, который получает человек-это хорошая, дружная семья, основа счастливого детства и  юности, залог благополучной старости. Семья-это основа общества. Казалось бы, семья далека от строгих канонов права, она основывается на личных чувствах, но семейная жизнь сложна, она не может быть понята только через чувства и эмоции. То, что происходит в семье очень важно для общества, важно, чтобы отношения между родителями, детьми, супругами не приобрели бы только силу правовых.

3.  Обращение к словам А.С. Макаренко

Слайд 2 Высказывание А.С.Макаренко

Семья-очень важное, очень ответственное дело человека.

             Семья приносит полноту жизни,…счастье,

             Но каждая семья является прежде всего большим делом,

             Имеющим государственное значение

                                                      А.С. Макаренко, русский педагог

Задание: прокомментируйте слова известного педагога. Для выполнения этого задания каждая группа обучающихся получает карточку с вопросом:

1. Что семья дает человеку?

2. Что семья дает государству?

3. Ответив на вопросы, обучающиеся комментируют слова А.С.Макаренко

4.  Слово учителя

 Есть такая пословица «Не нужен и клад, когда в семье лад». А когда в семье возникает разлад,  наиболее незащищенных ее членов может уберечь от худшего только закон. Для этого  наряду с другими отраслями права существует такая отрасль права, как семейное право-отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности семье (запись в тетрадь)

Слайд 3 Определение семейного права

5. Доклад «Из истории семейного права»

Слайд 4 История семейного права

 

 Из истории семейного права

   История семейного права насчитывает много веков. До принятия Русью христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Брак заключался способами, характерными для традиционного общества: путем похищения невесты женихом без ее согласия или же покупки ее у родственников. Основы семейного права пришли на Русь с принятием христианства из Византии. Возраст вступления в брак был установлен в 15 лет для жениха, в 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого не расторгнутого брака. Реформы Петра 1 внесли много нового в развитие российского семейного права. Признание получала добровольность вступления в брак. Родственники лиц, вступающих в брак, приносили присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Тем не менее жены подвергались физическому насилию со стороны мужей, мужья могли ссылать их в монастырь.

   С середины 19 века семейное право приобрело цивилизованный характер. Были отменены варварские «права» мужей. Законодательно закреплялось гуманное отношение к женщине. Так, статья 106 Законов гражданских гласила: «Муж обязан любить свою жену, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее в немощи». Тем не менее муж оставался официальным главой семьи, а жена обязана была повиноваться ему и пребывать в любви к нему и послушании. Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. С петровских времен приданое жены рассматривалось как ее раздельное имущество, которым муж не мог даже пользоваться

Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была большой, жесткой. За дерзкое неповиновение родителям, развратную жизнь разрешалось заключать детей- по требованию родителей- в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев.

   После Октябрьской революции 1917 были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского брака в государственных органах. Церковный брак отменялся. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста (16 лет для женщин и 18 лет для мужчин) и взаимного согласия будущих супругов. 19 декабря 1917 г. был принят декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в ведение местных судов.

 Семейное законодательство в послереволюционной России было кодифицировано только в 1944 г. : был принят Кодекс законов о семье и браке РСФСР, который просуществовал до 1996г. Это был кодекс законов, призванных регулировать семейные отношения социалистического типа.

6.  Какие  источники семейного законодательства известны вам?

Работа обучающихся с учебником Никитина А.Ф. Правоведение М.: «Просвещение», 2007  п.2 параграфа 32

Слайд 5 «Источники семейного права»

7.  Запись в тетрадь

Источники семейного права:

Конституция РФ

Семейный кодекс РФ

Конвенция о правах ребенка 

Существует еще законы субъектов РФ, например, в Кемеровской области действует закон «О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; «Закон о оплате труда приемных родителей и льготах».Эти законы приняты в соответствии с определенными статьями Семейного кодекса и Конституции РФ

Физ.минутка

8. Работа с документами (Выдержки из Конвенции о правах ребенка, Семейного кодекса РФ, Конституция РФ),  учебником п.1 параграфа 32

Слайд 6 Вопросы 

В ходе работы с документами обучающиеся должны ответить на 2 вопроса:

А) Каковы функции семейного права?

Б) На каких принципах основывается семейное законодательство? 

Слайд 7 «Функции семейного права»

9. Инсценировки на тему «Семейные правоотношения»

Каждая группа задает вопрос друг другу в виде сценки.

Задание группе №1 

Разыграйте сценку:

Муж: «Меня переводят на новое место службы в Москву , как бы ты к этому не относилась, тебе придется ехать со мной»

Жена: «Но у меня здесь работа, в следующем месяце меня обещают назначить начальником отдела. Да и родителям нужно помогать, они ведь уже в преклонном возрасте»

Муж: «Ничего не говори мне о своей работе, карьерном росте. Ты моя жена, и этим все сказано»

Задание группе №2 

Разыграйте сценку: 

Жена: «Мы с тобой не можем жить дальше, я подала на развод, скоро состоится суд, разделим  имущество и у каждого начнется новая жизнь»

Муж: «Да, я понимаю, что теперь мы не сможем жить вместе. Но это не значит, что все наше имущество достанется тебе. Ты не работала, занималась хозяйством, воспитывала сына. А я гараж построил, машину отремонтировал, про подарки даже не говорю. Сколько всего тебе было подарено: золотое кольцо, серьги, шуба. Все было куплено на мои заработанные деньги, значит все мое.

Жена: «И что, даже дача, которая досталась мне по наследству?»

10. Решение задач на тему «Семейные правоотношения» Каждая группа поочередно решает задачи

Задача 1

После регистрации Смирнов запретил своей жене посещать работу, так как она связана с ночными дежурствами, мужу это не нравится. Прав ли Смирнов?

Задача 2

Муж подал заявление о расторжении брака и сообщил это жене. Жена заявила, что она не согласна с заявлением мужа и своего согласия не даст  будет настаивать на сохранении брака. Каков будет исход данного спора.

Задача 3

 Орлова Маша и Курочкин Саша решили пожениться. Перед свадьбой Маша заявила, что не хочет брать фамилию мужа , а оставит свою, так как она звучит солиднее, Саша уверяет, что жена должна носить фамилию мужа.

Кто прав в этом споре?

Задача 4

Иванов работает слесарем, проживает с женой-домохозяйкой.

Он решил продать автомобиль и заняться частным предпринимательством. Коллега по работе предложил выгодную цену за автомобиль. Когда он пришел осмотреть машину, жена Иванова заявила, что продажа не состоится, так как она против этого.

Кто прав?

Задача 5

Суд вынес решение об усыновлении 11-летнего Павла. При этом мнение Павла выяснено не было. Правомерно ли такое решение суда?

Задача 6

Суд вынес решение, в соответствии с которым Сергей, кроме алиментов, причитающихся его престарелому отцу, оплачивал бы труд сиделки, поскольку его отец болен и нуждается в посторонней помощи. Правомерно ли решение суда?

11. Обращение к вопросу, поставленному в начале урока: Для чего существует семейное право?

12.Составление синквейна с использованием ключевых слов урока «семья», «право»

13. Заключительное слово учителя

Слайд 8 «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия»

                                                                 Гегель, немецкий философ                                                                                            

Желаю, чтобы в ваших семьях был всегда только лад, а отношения строились на принципах любви и доверия. Для этого каждому нужно помнить, что у тех, кто рядом с нами тоже есть права, и мы в ответе не только за себя, но и за них.

14. Выставление отметок. Запись домашнего задания

Семейный кодекс РФ

(Извлечение)

Статья 22.Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного их супругов  на расторжения брака.

При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака

Статья 31.Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства , отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

Статья 32.Право выбора супругами фамилии

1.Супруги выбирают по своему желанию при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо…..присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

2.В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Статья 34.Совместная собственность супругов.

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности,…….пенсии, пособия,…….а также суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья,…движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения…,и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено или кем из супругов внесены денежные средства

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 35.Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов

1.Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.

2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в том случае, если доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

Статья 36.Собственность каждого из супругов

1. имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам, является его собственностью

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Статья 55.Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Статья 56.Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих)

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровье ребенка, о нарушении его прав и интересов, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Статья 57.Право ребенка выражать свое мнение

1. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 66.Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию

2. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений……В предоставлении информации может быть отказано в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.

Статья 71.Последствия лишения родительских прав

1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и на получение от него содержания, а также льготы и пособия, установленные на граждан, имеющих детей

2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать ребенка

3. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение….., а также сохраняет имущественные права.., в том числе на получение наследства

Статья 87.Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи,  родителей и заботиться о них

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей….в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно

4.Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав. 

Статья 88.Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.

1. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.

2. Порядок несения дополнительных расходов каждым из совершеннолетних детей и размер этих расходов определяются судом с учетом материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон

3. Порядок и несение дополнительных расходов и размер этих расходов могут быть определены соглашением сторон

Конвенция о правах ребенка

                                                    (Извлечение)

1.Общие принципы Конвенции о правах ребенка

 

Определение ребенка

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее

 

2.Общие принципы Конвенции о правах ребенка и законодательства РФ

Конвенцией установлены 4 принципа:

-недискриминация;

-наилучшее обеспечение интересов ребенка;

-право на жизнь, выживание и развитие;

-уважение взглядов ребенка. 

Принцип недискриминации: государства-участники уважают и обепечивают все права за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, места жительства, отношения к религии………………………… 

Принцип- наилучшее обеспечение интересов ребенка :во всех действиях в отношении детей, независимо от того , предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами………………..первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры……

Принцип-право на жизнь, выживание и развитие: каждый имеет право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка……………….При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей………..Убийство матерью новорожденного ребенка наказывается лишением свободы на срок до трех лет

Причинение физических, психических страданий путем систематического нанесения побоев, либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Похищение или захват в качестве заложника несовершеннолетнего - наказывается лишением свободы от трех до семи лет. 

Принцип-уважение взглядов детей: ребенок имеет право выражать свои взгляды по всем вопросам затрагивающим его. Воле ребенка законодательно придается правовое значение с 10 лет. Только с согласия ребенка, достигшего 10 лет, могут быть совершены следующие действия с его согласия: изменение имени или фамилии; восстановление родителей в родительских правах; усыновление ребенка; изменение его имени, отчества и фамилии при усыновлении; запись усыновителей в качестве родителей ребенка; передача ребенка в приемную семью.

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter