Конспект интегрированного урока по литературе и обществоведению "Человек в тоталитарном государстве" 11 класс

Авторы: Михеенко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Деменковец Ирина Владимировна, учитель обществоведения высшей категории. ГУО “Лицей г. Новополоцка”

 

Тема: Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
Цель: осмысление трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Задачи:
актуализировать и систематизировать имеющиеся знания обучающихся по темам: «Государство. Политическая система общества (тоталитарная политическая система, демократическая политическая система)» и «Взаимосвязь человека и тоталитарной системы в рассказе А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича»;
определить авторскую концепцию жизни;
формировать общую культуру, развивать аналитические и исследовательские умения.
Тип урока: урок актуализации знаний.
Форма урока: интегрированный урок (обществоведение и русская литература); работа в группах.
Оборудование: магнитофон, иллюстрации к произведению, раздаточный материал, оценочные листы.

Эпиграф:

В трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа, распятого сталинской тоталитарной системой. (М. П. Жигалова.)

Ход урока

1. Эмоциональное инициирование.
Определение настроения учащихся перед уроком:
— Домашним заданием было прочтение рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». С какими чувствами вы пришли на урок?
Звучит песня «Широка страна моя родная»
— О чём песня?
— Какая тема станет предметом нашего рассуждения на уроке?
Запись темы урока.
— Обратите внимание на иллюстрации. (Иллюстрации даны в приложении к уроку.) Какие иллюстрации не подходят к теме нашего урока? Почему?
Запись эпиграфа в тетради.

2. Работа с опорными словами (на доске):

— Обращение к эпиграфу. Какие понятия из курса «Обществоведение» помогают осмыслить суть слов эпиграфа? (По мере ответов учащихся на доске рядом со словами эпиграфа появляются обществоведческие понятия: государство; политический режим; свобода; человек.)
— Сформулируйте задачи нашего урока, исходя из интеграции предметов обществоведения и литературы.

3. Поисковая работа

— Первые понятия: государство, политическая система.

Работает учитель обществоведения:

Учащимся предлагается перечень признаков тоталитарной и демократической политических систем, которые необходимо разнести в два столбика. Затем каждая группа представляет работу, поясняя выбор, делает вывод о сути тоталитарной политической системы.
Тоталитарный политический режим.
Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизни общества, исчезает грань между политической и неполитической жизнью.
Власть формируется бюрократическим способом. Власть окружена «ореолом тайны», недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.
Общество полностью отчуждено от власти, но не осознает этого, формируется представление о «слиянии общества с властью».
Идеология – своеобразная светская форма религии («идеология у власти»). Провозглашает всеобщее переустройство общества на основе новых ценностей. Любое инакомыслие пресекается.

Лидер опирается на партию или группу. Лидер всегда харизматический, на него распространяется ощущение слияния с народом.

Полный контроль СМИ, свободный доступ к информации отсутствует.
Права и свободы носят декларированный, формальный характер, хотя государство выполняет определенные социальные функции: гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание …
Уничтожаются политические партии (кроме правящей). В обществе формируются отношения «власть – собственность». Роль представительных учреждений сводится к минимуму, происходит разрастание репрессивного аппарата.
Стремление создать «нового человека» с особым политическим сознанием и политическим поведением. Обожествление власти, представление о государстве как об источнике распределения всех благ, энтузиазм в политическом поведении.

Демократический политический режим.
Пределы власти устанавливаются в соответствии с законом. Экономическая, культурная, духовная жизнь общества, деятельность политической оппозиции – вне прямого контроля со стороны власти, если они не нарушают закон.
Власть выбирается гражданами на основе принципов преемственности, определенных в законах.
Общество выбирает конкретных носителей власти и контролирует власть.
Официальная идеология существует, но сохраняется плюрализм в идеологической сфере.
Характер лидерства зависит от типа политической системы и традиций общества.
СМИ свободны и независимы, общество относится к ним как к «четвертой» власти.
Права и свободы гарантированы законом (закон же определяет механизм их реализации).
Наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.
Демократия как тип политического режима невозможна без развитого демократического сознания.

Работает учитель литературы:

Учащиеся должны выбрать из текста цитаты, показывающие, в каком государстве и при какой политической системе жил герой произведения. Цитаты зачитываются выразительно. (Набор цитат дан в приложении к уроку.) 

Работа с иллюстрациями, объяснение изображённых эпизодов.
Учащимся предлагается сделать вывод об авторской концепции государства и политической системы.

— Второе понятие: свобода.

Работает учитель обществоведения:

Учащимся предлагается выбрать из перечня то определение понятия «свобода», которое максимально соответствует теме нашего урока:

1. Реальная возможность действовать в соответствии с собственными желаниями.
2. Отсутствие каких-либо ограничений к действию.
3. Действие на основе знания альтернатив и их последствий.
4. Способность к выбору и действию на основе внутренних размышлений, а не внешнего принуждения.
5. Действие на основе познанной необходимости.

Из предложенного списка сфер доступного и запрещенного учащиеся выбирают признаки политических систем, объясняют меру свободы человека в каждой из систем.
Демократическая политическая система: «Разрешено все, что не запрещено законом».
Авторитарная политическая система: «Разрешено все, кроме политики».
Тоталитарная политическая система: «Запрещено все, кроме того, что приказано (разрешено)».

Работает учитель литературы:

Учащиеся должны выбрать из текста цитаты, показывающие, какие свободы имел человек в тоталитарном государстве. Цитаты зачитываются выразительно. Акцентируется внимание на предложенные иллюстрации.

Учащимся предлагается сделать вывод об авторской концепции свободы.

- Третье понятие: человек.

Работает учитель обществоведения:

Учащимся предлагается сформулировать обществоведческое понятие «человек» («гражданин трех миров», «биосоциодуховное существо»…). Затем выясняют, с какой точки зрения изображён герой в произведении А.И. Солженицына.

Работает учитель литературы:

Учащиеся должны выбрать из текста цитаты, доказывающие озвученное мнение о форме деятельности человека в рассказе. Цитаты зачитываются выразительно.

Учащимся предлагается сделать вывод об авторской концепции личности.

— Автор в рассказе «Один день Ивана Денисовича» вывел свою новую концепцию жизни человека в государстве. В чём она заключается? Это будет вашим домашним заданием: чётко сформулировать и записать концепцию жизни человека в тоталитарном государстве, выработанную А. И. Солженицыным.

4. Рефлексия 

Учащимся предлагается записать в два столбика по 3-4 признака того, что должно быть в государстве и чего не должно быть. (Запись происходит под песню «Широка страна моя родная».)

Возможные варианты записи:
Должно быть:
свобода
равенство
право (законность)
частная собственность…

Не должно быть:
насилия
бесправия
тюремного заключения (преследования) за убеждения…

Затем предлагается обсудить, каким является государство, если в нём есть то, чего не должно быть, и что происходит с человеком в таком государстве.

Оценивание работы на уроке проводится самими учащимися в группах посредством оценочного листа.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter