Конспект урока: Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего. 9 класс

Цель: Формировать оценочные критерии роли музыки в жизни человека прошлого и   настоящего;

            Развить творческое мышление 

            Воспитывать любовь к музыкальной культуре

I. Вступительное слово учителя «Историческая лента времени»

- Какую роль играет музыка в жизни человека? (ответы учащихся)

- Роль музыкальной культуры в жизни современного человека колоссальна. Весь наш мир пронизан музыкой.

- А как вы думаете, когда появилось музыкальное искусство? (со времен далекой древности)

- Какое оно было вначале? Сложным или простым? (простым, сначала это были простейшие мелодии)

II. Работа по теме урока.

1.Учитель предлагает вспомнить и исполнить  фрагмент р.н.п. « А мы сечу чистили, чистили»

А мы сечу чистили, чистили,

Ой, дед ладо, чистили, чистили!

А мы пашню пахали, пахали,

Ой, дед ладо, пахали, пахали!

- В чем заключается простота мелодии? (Одноголосна, узкий диапазон, в основу мелодического развития положены краткие попевки, в характере которых улавливается связь с речевым интонированием)

- Чем обусловлено содержание этой песни? (сменой времен года (трудовая песня)

Так складывались обрядовые песни: календарные, свадебные и т.д., которые сопровождались танцевальными движениями.

2. В дальнейшем пение и танцы сопровождались хлопками в ладони, ударами камня один  о другой. Затем, человек «открыл», что некоторые предметы могут издавать звуки.

- Назовите эти предметы?

- Так, например, человек услышал, как поет натянутая тетива лука, срезанная тростинка, пустой внутри ствол дерева.

- Что подсказали эти предметы?

- Как сделать музыкальные инструменты. Тетива превращалась в струну. Оказалось, что струны разной толщины звучат неодинаково.

Сочетая разные струны, какие инструменты научились делать люди? (гусли, арфы, скрипки, гитары и т.д.)

Демонстрация музыкальных инструментов (Рожок, флейта)

- Какой природный материал послужил для создания этих инструментов? (поющая тростинка превратилась  в рожок, флейту)

Демонстрация (барабан)

 - Какой природный материал послужил для создания этого инструмента? (кусок дерева зазвучал как барабан)

- Какую роль стали играть музыкальные инструменты?

Слушание: «Плясовые наигрыши» (ответы учащихся)

3. Чем сложнее становился труд, чем выше разум – тем глубже и тоньше человек передавал свои чувства  в искусстве.

- Какие чувства переданы в р.н.п. «Исходила младешенька» и какими средствами выразительности?

Слушание: р.н.п. «Исходила младешенька», «Песня о России» (Музыка без проблем) (ответы учащихся)

Исполнение песни классом на выбор (р.н.п. «Пряха»)

Постепенно у каждого народа складывалась своя музыкальная культура: характерные только для данного народа мелодии, ритмы, манера пения, обряды. Каждый народ создает свою музыкальную культуру.

Звучит Гендель «Аллилуийа»

Класс  после прослушивания музыкального произведения определяет эпоху, стиль, национальную принадлежность композитора,  содержание музыкального произведения,

Определяют название произведения.

4. Формируется духовная культура 988г. Крещение Руси: строятся храмы, пишутся иконы, появляется духовная музыка.

Слушание: Звон колоколов, духовного песнопения (Музыка без проблем)

- Какую роль играет духовная музыка в жизни человека? (рассуждения учащихся)

5. Появляется профессиональная классическая музыка

- Как складывалась судьба русской классической музыки? (заимствование от запада)

- Кто является основоположником русской классической музыки? (М.И.Глинка)

- Какие интонации использует Глинка в своей музыке?

Слушание: Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

- Глинка опирается на русские интонации, тем самым, подняв русскую музыку до профессиональной.

6. Любое историческое событие всегда отражалось в искусстве. Вспомните важные исторические события  и назовите их? (ответы учащихся (вспомнить походы и победы Петра I)

При Петре I создавались канты при победах над Шведами.

Слушание: кант «Радуйся, Росско земле»

Вспомните музыкальные произведения русских композиторов, в которых повествовалось о  важных исторических событиях? (С.С.Прокофьев  Кантата «Александр Невский», М.И.Глинка «Иван Сусанин» и т.д.)

7. Можем ли мы утверждать, что ход времени неумолимо вносит новые черты, новые приемы, новые коррективы в музыкальной культуре? (рассуждения учащихся)

В чем это проявляется? (в появлении новых жанров, тематики, музыкальных инструментов)

Слушание: Джазовая обработка (Музыка без проблем)

- Что нового вы услышали в данной музыке? (рассуждения учащихся)

Каждая эпоха рождает свое искусство, но оно не убивает искусство прошлого.

- Должен ли художник стремиться к передачи всего того, чем живут его современники? (ответы учащихся)

- Есть ли в искусстве предел? (в искусстве нет предела)

Слушание: «Вокализ» С.В.Рахманинова в современной обработке

Можем ли мы утверждать - творцы музыкальной культуры являются продолжателями традиций того лучшего, что создано до них в искусстве? Приведите примеры? (обработки, рок-оперы, р.н.п. в современной обработке).

III. Вывод: Музыкальная культура играет огромное значение в жизни человека. Она помогает нам жить, думать, чувствовать, мечтать. Хотя музыка не может это выразить словами, но выразить чувства человека, передать его состояние, отразить определенную эпоху времени музыка может по – своему – звуками.

IV. Домашнее задание.

Написать эссе «Искусство музыкальных звуков, способных отражать прошлое и настоящее в жизни человека»

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: 9 класс, музыка, конспект урока

Добавить комментарий
Mail.ru counter