Конспект урока: Античность – колыбель европейской художественной культуры. Культура Древней Греции. 10 класс

Цель: Выявить типологические особенности культуры Древней Греции; раскрыть систему ценностей и картину мира древних эллинов.

Задачи:

- Охарактеризовать эстетику древнегреческого искусства;

- Выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры;

- Рассказать о великих философах Древней Греции;

- Представить и проанализировать философские идеи Сократа и Платона;

- Рассказать о жизни творчестве Гомера;

Представить и проанализировать поэмы Гомера как исторические источники.

Оборудование: Учебник, презентация  Microsoft Power Point «Крито-Микенская культура», видеофрагменты «Кносский дворец» и «Древние Микены», мультимедийная установка.

I. Орг. момент 

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

 

1. Лекция учителя

Античной (от лат. «антикус» - древний) назвали греко-римскую цивилизацию итальянские гуманисты эпохи Возрождения как самую раннюю из известных нам. Название это сохраняется и поныне, что позволяет в художественной культуре народов мира точно определить истоки европейской культуры. Рожденная на сравнительно небольшом пространстве земли в бассейне Средиземного моря античность осталась вечной школой европейского искусства, непревзойденным образцом художественной образности, воплотившей обожествленную красоту.

Эллинский мир шел своим путем в поисках ответа на вопросы о происхождении мироздания, смерти и бессмертии, добре и зле. Переломный момент от первобытного состояния к древнегреческой цивилизации ознаменовался рождением мифологии. В мифах греки впервые запечатлели священный характер порядка земного бытия и противопоставили ему иррациональные силы демонических стихий. В образной форме это извечное вселенское борение гармонии и хаоса передают сказания о борьбе богов с титанами, темными силами, порожденными Матерью-землей. Боги одержали победу и навечно поселились в мифологической небесной резиденции верховных греческих повелителей – на Олимпе. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве… и только бессмертие, поддерживаемое бессмертным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его над его настоящим и будущим.

Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, их мифы не учили морали. Нравственное начало в поступках олимпийцев было столь сомнительным, что со временем они стали вызывать насмешки. И все же культ богов-оракулов был очень силен, и нигде в мире не было столь развито искусство предсказаний судьбы, как в античном обществе. Оракулы были неизменными спутниками и простых людей, и царей. Впрочем, сама античная религия была удивительно материалистической, посюсторонней. здоровье, богатство, благополучие – вот единственное и высшее благо для человека!

Зевс – бог-громовержец, владыка Олимпа, Посейдон – властитель морей, Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Гефест – бог огня, Аполлон – покровитель искусства, целитель и прорицатель и многие другие небожители обрели в мифологии свои биографии, а в искусстве – вполне конкретный облик. Так воплотилась извечная наивная мечта человека о победе над стихийными силами природы и смертью. Здесь скрыта  важная «тайна» той радостной искренности, что наполняла античное искусство. Стирание границ между «человеческим» и «божественным» породило ощущение гордого возвышения людей над стихиями, вызвало стремление увековечить в художественных произведениях высшую красоту, более совершенную и гармоничную, нежели та, что явила природа.

Однако победа богов-олимпийцев над силами хаоса не была окончательной. Боги не рискнули посягнуть на Мать-прародительницу, верховная власть над людьми и их судьбами оставалась за ней. Тщетны попытки преодолеть неведомый рок, нельзя избежать предначертанного судьбой – это мистическое чувство пронизывает всю древнегреческую мифологию.

В истории античной художественной культуры выделяют несколько этапов.

1. Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.)

2. Архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

3. Классический (V-IV вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.)

5. Императорский Древний Рим (I – V вв. н.э.)

В марте 1900 г. служащий английского Оксфордского музея Артур Джон Эванс начал раскопки на о. Крит, научные результаты которого имели исключительное значение для исследования культуры, о существовании которой имелись лишь предположения на основании всем известных древнегреческих мифов. Греки не случайно воспели о. Крит. Здесь родился Зевс.

 Скачать полную версию  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 10 класс, МХК

Добавить комментарий
Mail.ru counter