Конспект урока: Всё во мне и я во всём. Художественный мир поэзии Ф.И. Тютчева. 10 класс

Цели урока:

Образовательные:

создать условия для формирования у учащихся представления о художественном мире поэзии Фёдора Ивановича Тютчева; содействовать формированию единой картины внутреннего мира человека и его выражения чувств;   организовать деятельность учащихся по выявлению особенностей эстетики поэзии  в конкретных произведениях.

Развивающие: 

использовать приемы педагогических технологий для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы,  взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение и интерес к поэзии поэта; создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности; развивать чувство ответственности  за индивидуальную и совместную деятельность.

Оборудование:

- портрет поэта; газета, посвящённая 205-летию со дня рождения; книги со стихами Тютчева.

- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;

- рабочие тетради;

- Романс на слова Тютчева исполняет учитель музыки;

- Аудиозапись музыки И.П. Чайковского.

- Аудиозапись музыки Л. Бетховена

Тип урока: урок - размышление.

Эпиграф:    Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.

                                                                                    И.С. Тургенев

Замечания к уроку:

Учащиеся получили задание познакомиться со стихами поэта и биографическими материалами о нём.

Урок строится как урок – размышление учителя и учеников, как обмен мнениями. Заранее готовится романс на слова Тютчева и чтение стихов. Учитель должен умело ввести их в урок, а ученики, обратившись к дополнительной литературе, вспоминают суждения критиков, некоторые факты биографии.

Урок был проведён в 10 классе, поэтому в конспекте даны возможные ответы учащихся на вопросы, поставленные учителем.

Примечание к слайдам. На экране - портреты Тютчева  и портреты его возлюбленных, а также картины природы, строки, которые написаны на слайдах, подчёркнуты в конспекте и выделены курсивом, всего 43 слайда.

Ι. Вступительное слово учителя.

      Ребята, на уроке мы обратимся к некоторым страницам биографии Фёдора Ивановича Тютчева, его лирическим произведениям, чтобы ещё раз убедиться в непреходящей ценности творчества поэта, задумаемся над вечными вопросами бытия. На нашем уроке не того сначала «тема осени», потом «тема любви». Можно спросить, почему любовь и природа, трагедия и радость бытия в месте?

-  А собственно, разве можно разделить здесь о любви, а здесь – не о любви? Всё на свете о любви. Здесь не разделяется любовь к жизни, любовь к природе, любовь к искусству. Любовь и красота становятся символом существования людей на земле. И все-таки тема урока – тема познания родины

ΙΙ. Беседа

Учитель.  Из чего  же складывается понятие родины в нашем сознании?

Ученик. Это русская берёзка, весенняя гроза, «трусишка зайка серенький» - и множество других важных и неважных проявлений.

Ученик. А по- моему любовь к родине – это любовь к жизни, а любовь к жизни – это сотворчество со всем живым.

Учитель.  Я согласна с вами. Ведь любовь для Тютчева – основной мотив творчества, источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым.

                          «Всё во мне и я во всём»

Есть любовь – значит, есть ощущение родины.

На экране изображение-  портрет Тютчева и тема урока 1 слайд

Ученик.(читает стихотворение, на фоне музыки П. И. Чайковского «Серенада для струнного оркестра»).

                                        ***

        Брат, столько лет сопутствовавший мне,

        И ты ушёл, куда мы все идем,

        И я теперь на голой вышине

        Стою один, - и пусто всё кругом.

        И долго ли стоять тут одному?

        День, год - другой - и пусто будет там,

        Где я теперь, смотря в ночную тьму

        И - что со мной, не сознавая сам…

        Бесследно всё - и так легко не быть!

        При мне иль без, что нужды в том?

        Все будет тож – и вьюга также выть,

        И тот же мрак, и та же степь кругом.

        Дни сочтены, утрат не перечесть,

        Живая жизнь давно уж позади,

        Передового нет, и я, как есть,

        На роковой стою очереди.

     Поэзия - это музыка, волнующая душу, наполняющая  ее безграничной любовью ко всему, к человечеству, к природе, к Родине, к животным. Сам язык поэзии настраивает на глубокое  понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки человеческой души.

   Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы обращаемся  к поэзии Федора Ивановича Тютчева.

Тютчев – один из крупнейших поэтов лириков, поэт - мыслитель.

    На экране изображение- письменный стол Тютчева 1 слайд

Ученик.  Я хочу сказать, что его лучшее стихотворения волнуют нас художественной зоркостью, глубиной и силой мысли. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни.

Ученик.  А я это точно знаю, что литературное наследие поэта невелико по объему, немного больше  трехсот стихотворений, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал:

На экране изображение - сочинения  Тютчева  1 слайд

              Муза, правду соблюдая,

              Глядит, и на весах у ней

              Вот эта книжка небольшая

              Томов премногих тяжелей

Ученик. (читает стихотворение)

На экране изображение -  картины природы со словами из стихотворения 3 слайда  

                 Осенний вечер.

    Есть в светлости осенних вечеров

    Умильная, таинственная прелесть!..

    Зловещий блеск и пестрота дерев,

    Багряных листьев томный, легкий шелест,

    Туманная и тихая лазурь

    Над грустно-сиротеющей землею

    И, как предчувствие сходящих бурь,

    Порывистый, холодный ветр порою,

    Ущерб, изнеможенье – и на всем

    Та кроткая улыбка увяданья,

    Что в существе разумном мы зовем

    Божественной стыдливостью страданья!     (1830)

На экране изображение -  картины природы со словами из стихотворения 4 слайда                   

Ученик.       ***          

Тени сизые смесились

Цвет поблекнул, звук уснул-

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий,  даль и  гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне и я во всём!..                                

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, тёмный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!        (1835)

Учитель. - Какой же всё-таки показана природа у Тютчева?        

Ученик.  Я хотел отметить, что природа – она такая разная: пугающая и манящая, печальная и сияющая, но всегда непонятная до конца поражающая своей изменчивость и тайнами.

На экране изображение -  картина природы  1 слайд  с изображением реки.

    Природа была всегда источников вдохновения для писателей, художников, поэтов.

    Люблю грозу в начале мая

    Когда весенний первый гром,

    Как бы резвяся и играя ,

    Грохочет в небе голубом

 Учитель. Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в лазури майского неба?

 Ученик.     Это Тютчев.

Ведь лучшие стихотворения поэта – о природе: мы знакомимся с ними в начальной школе, чтобы потом не расставаться всю жизнь. Пейзажная лирика Фёдора Ивановича Тютчева по праву вошла в золотой фонд русской и мировой литературы.

                        ***

Ученик. (читает стихотворение)

На экране изображение -  картины природы со словами из стихотворения  2 слайда

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера…

    Где бодрый серп гулял и гладил колос,

    Теперь уж пусто все – простор везде, -

    Лишь паутины тонкий волос

                    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь-

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле…    (1857)

На экране изображение -  картины природы со словами из стихотворения  1 слайд

 Учитель. Для Тютчева природа такое же одушевленное разумное существо, что и человек.

     В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

 Ученик. Мне кажется,  поэт открывает нам неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, показывая неисчерпаемость и загадочность земного мира, подчеркивая превосходство  природы  в отношениях между нею и человеком.

    С горы, скатившись, камень лег в долине.

    Как он упал? Никто не знает ныне-

    Сорвался ль он с вершины сам собой,

    Иль был, низринут волею чужой?

    Столетье за столетьем пронес лося

    Никто еще не разрешил вопроса

На экране изображение -   дорога в Овстуг 1 слайд

    Ученик . Я обратил внимание на то,  что каждое из стихотворений Тютчева отражение конкретного фрагмента его личной практики. Стихотворение «Эти бедные селенья» - отражение минутного впечатления, подчеркнутого в городе Рославле Смоленской губернии, который поэт проезжал на пути в родовое имение Овстуг.

 Но сама глубина постижения этого фрагмента достигает  почти символического обобщения.

                  ***

Ученик. (читает стихотворение) 

На экране изображение -  картины природы со словами из стихотворения 3 слайда

    Эти бедные селенья,

    Эта скудная природа –

    Край родной благотерпенья,

    Край ты русского народа!

    Не поймет и не заметит

    Гордый взор иноплеменный,

    Что сквозит и тайно светит

    В наготе твоей смиренной.

    Удрученный ношей крестной

    Всю тебя, земля родная,

    В рабском виде Царь небесный

    Исходил, благословляя.

                                  (1835)

 Учитель. Ребята, а вот А.К. Толстой предпочёл уточнить тютчевские наблюдения, представленные в этом стихотворении

На экране изображение -  картины природы со словами из стихотворения 2 слайда    

    Но чтоб падали селенья,

    Чтобы нивы пустовали –

    Нам на то благословенье,

    Царь небесный дал едва ли!

    Мы беспечны, мы ленивы,

    Все у нас из рук валиться! 

   И к тому ж мы терпеливы-

   Этим нечего хвалиться!

              (А.К. Толстой)

Но тот же Толстой сознавал, что, его «уточнение никак не отменяет» представленного Тютчевым широчайшего обобщения национальной жизни России.

 Ученик. Хочу заметить, что Тютчев оказался уникален именно тем, что предоставлял не итог логических размышлений над жизнью, а сам процесс поэтического размышления.

 «У него не то, что мыслящая поэзия – а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувственная и живая, » - писал  Аксаков.

Ученик. (читает стихотворение)

На экране изображение -  картины природы - море -  со словами из стихотворения 2 слайда

                         ****

    Как хорошо ты, о море ночное

    Здесь лучезарно, там сизо-темно …

    В лунном сиянии, слово живое,

    Ходит, и дышит, и блещит оно…

    На бесконечном, на вольном просторе

    Блеск и движение, грохот и гром…

    Тусклым сияньем облитое море,

     Как хорошо ты в безлюдье ночном!

    Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

    Чей это праздник так празднуешь ты?

    Волны несутся, гремя и сверкая,

    Чуткие звезды глядят с высоты.

    В этом волнении, в этом сиянье,

    Весь, как во сне, я потерян стою.

    О, как охотно бы в их обаянье

    Всю потопил бы я душу свою…

                             (1865)

 На экране изображение -  стол Ф. Тютчева 1  слайд

    Ученик. Меня поразило то, что поэт – мыслитель всю жизнь – от ранней юности до последних дней любил и был любим. Стихи о любви у Тютчева проникнуты глубочайшим психоанализом, подлинной человечностью.

                    На экране изображение -  портрет Амалии  Крюднер 1 слайд.

Вот что я узнал, в юности Тютчев был влюблен в Амалию  Максимилиановну Крюднер . После многолетней – полувековой (50 лет)   разлуки он вновь встретился с нею, и эта встреча заставит с прежней силой пережить дремавшие в его душе чувства, под влиянием которых  родятся вдохновенные, задушевные строки, известные, без сомнения, каждому культурному человеку.

 (Исполняется  романс «Я встретил Вас…» учителем  музыки под  гитару)

На экране изображение -  портрет Амалии 2 слайда со словами из стихотворения

Я встретил Вас и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас, -

Так весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, -

И вот – слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!…   (1870)

На экране изображение -  портрет Тютчева 1  слайд со словами

Учитель. «Жизни блаженство в одной лишь любви»…эта строка из стихотворения Тютчева, и звучит она в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, познавшего «радость и горе в живом упоенье, звучит как откровение».

На экране изображение -  портрет Элионоры Петерсон 1 слайд 

Ученик. Вы знаете, были в жизни  Тютчева встречи с любившими его и любимыми им женщинами.

С Элеонорой Петерсон   он обвенчался в 1826 году. «Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни на мгновенья,  умереть за меня», - писал Тютчев. 

Ученик. (читает стихотворение) 

На экране изображение -  портрет первой жены Тютчева 1 слайд со словами из стихотворения

                           ***

Ещё томлюсь тоской желаний,

Ещё стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной, везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

                                 (1848)

Ученик. Я узнал, что   после смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился вновь. Его избранницей стала Эрнестина Дернберг, которой суждено было пройти по жизни с поэтом и стать его ангелом - хранителем. Чувством  к Эрнестине  вызваны строки:

На экране изображение -  портрет Эрнестины  1 слайд со словами из стихотворения

Люблю глаза твои, мой друг…

С игрой их пламенно-чудесной,

Когда их приподнимешь вдруг

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованье:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

                                 Апрель 1836

Ученик. Интересно то, что в большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным предметам, можно догадаться, к кому оно обращено.

Ученик. (читает стихотворение) 

На экране изображение -  портрет Эрнестины  2 слайда со словами из стихотворения

                      ***

   Она сидела на полу

    И груду писем разбирала-

    И, как остывшую золу,

    Брала их в руки и бросала-

    Брала знакомые листы

    И грустно так на них глядела,

    Как души смотрят с высоты

    На ими брошенное тело…

    О, сколько жизни было тут,

    Невозвратимо - пережитой!

    О, сколько горестных минут,

    Любви и радости убитой!

    Стоял я молча стороне

    И пасть готов был на колени, -

    И страшно грустно стало мне,

    Как от присущей милой тени.

                                (1858)

На экране изображение -  портрет Эрнестины   слайд со словами «Её любовь выдержала все испытания»

Эти строки также посвящены второй жене Тютчева Эрнестине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это.

Ученик. (читает стихотворение)

    Любила ты, и так, как ты любить-

    Нет, никому ещё не удавалось!

    О господи!.. И это пережить…

    И сердце на клочки не разорвалось…

На экране изображение -  портрет Тютчева

Ученик. Два лика, две ипостаси, объеденные одной любовью в сердце поэта.

 Но  ведь была в его жизни еще одна любовь, ставшая легендой. Это любовь к Елене Денисьевой – выпускнице Смоленского института благородных девиц. В 1846 году  Тютчев впервые встретился с ней, когда отдавал на воспитание в институт своих дочерей Дарью и Екатерину, и лишь через четыре года в душе поэта проснулось чувство, захватившее все его существо. Сказалось «ужасное свойство» его характера, как он сам признавался, «не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни – жажда любви»

Ученик. (читает стихотворение)

                               ***

    Душа хотела б быть звездой,

    Но не тогда, как с неба полуночи

    Сии светила, как живые очи,

    Глядят на сонный мир земной, -

    Но днем когда, сокрытые как дымом

    Палящих солнечных лучей,

    Они, как божества, горят светлей

    В эфире чистом и незримом.

     Ученик.  Равновесие было безвозвратно потеряно. Поэт, не имея сил расстаться со своей второй женой Эрнестиной Федоровной, не мог не столько по причине долголетней привязанности, сколько потому, что не мог порвать духовные узы, связавшие их навсегда. «Ты для меня - все, » - писал поэт жене уже после вспыхнувшей в его душе страсти к Елене Денисьевой, и это не было лукавой уловкой сластолюбца. Связывающие его с жизнью нити не могли порваться, но устоять против, новой буквально ошеломившей его страсти Тютчев тоже не мог.

 На экране изображение -  портрет Елены Денисьевой  1 слайд со словами из стихотворения

 Ученик. (читает стихотворение)  

                    ***

   Последняя любовь

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли,  вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность  (между серединой 1851 и началом 1854) 

Ученик. Денисьева же полюбила поэта со всей безудержностью натуры. Отвергнутая всеми в первые годы связи с поэтом, а любовь их длилась до трагической смерти Елены Александровны, она бала уверена, что «так любить друг друга, как я его люблю, а он меня, и быть одним существом - и есть сущность брака», и эта вера давала ей силы. Эта высокая трагедия страсти породила одну из самых ярких страниц в русской любовной лирике - «Денисьевский цикл» Тютчева

На экране изображение -  2 слайда со словами из стихотворения

                         ***

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной  лепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слёзы

Горючей влагаю своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Её волшебный взор и речи

И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолётным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И не заслуженным позором

На жизнь её она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В её душевной  глубине

Ей оставались вспоминанья,

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе её цвело.

И что ж от долго мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слёз!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной  лепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

                                      (первая половина 1851) 

Ученик. В течение 14 лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. Смерть Елены Александровны от чахотки была в полном смысле слова невосполнимой утратой для поэта. 

На экране изображение -  портрет Елены Денисьевой  1 слайд  со словами из стихотворения 

Ученик. (читает стихотворение)

            ***

Я очи знал – о эти очи!

Как я любил их, - знает бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!

Дышал он грустный, углубленный

В тени ресниц ее густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.

И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не довелось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слез.

                        (Между 1850 и 1851)

Ученик. Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…» - последнее из произведений «денисьевского цикла»

На экране изображение -  портрет Елены Денисьевой  1 слайд  со словами из стихотворения

Ученик. (читает стихотворение)

       ***

Весь день она лежала в забытьи,

И всю её уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала – увлечена,

Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней убитый, но живой):

«О, как всё это я любила!»

                                      (1864)

(Можно прослушать сонаты Л. Бетховена «К Элизе». Так как музыка создаст необходимую эмоциональную атмосферу, поможет почувствовать, сколь велико, поистине безмерно человеческое горе в момент прощания с близким и дорогим существом, подарившим поэту блаженство   последней любви)  

 Учитель. Завершит урок небольшая композиция их  стихотворений 1865 года, которые  составляют  своего рода реквием по ушедшей возлюбленной.

На экране изображение -  портрет Тютчева 1 слайд  со словами из стихотворения

Ученики  читают стихотворения

                     ***

Есть и в моём страдальческом застое

Часы и дни ужаснее других…

Их тяжкий гнёт, их бремя роковое

Не выскажет, не выдержит мой стих.

Вдруг всё замрёт. Слезам  и умиленью

Нет доступа, всё пусто и темно,

Минувшее не  веет лёгкой тенью,

А под землёй, как труп, лежит оно.

Ах, и над ним в действительности ясной,

Но без любви, без солнечных лучей,

Такой же мир бездушный и бесстрашный,

Не знающий, не помнящий о ней.

И я один, с моей тупой тоскою,

Хочу сознать себя и не могу –

Разбитый  чёлн, заброшенный волною

На безымянном диком берегу.

О Господи, дай жгучего страданья

 И мертвенность души моей рассей:

Ты взял её, но муку вспоминанья,

Живую муку мне оставь по ней.

По ней, по ней, свой подвиг совершившей

Весь до конца в отчаянной борьбе,

 Так пламенно, так горячо любившей

Наперекор и людям и судьбе, -

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,

Но и себя не давшей победить,

По ней, по ней, так до конца умевшей

Страдать, молиться, верить и любить.

                                            1865

На экране изображение -  портрет Тютчева 1 слайд  со словами из стихотворения

                     ***

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло

С того  блаженно – рокового дня,

Как душу всю свою вдохнула,

Как всю себя перелила в меня.

 

И вот уж год, без жалоб, без упрёку,

Утратив всё приветствую судьбу…

Быть до конца так страшно одиноку,

Как буду одинок в своём гробу.

                                 (15 июня 1865)

                                  ***

На экране изображение -  портрет Тютчева 1 слайд  со словами из стихотворения

Вот бреду я вдоль большой дороги

    В тихом свете гаснущего дня…

    Тяжело мне, замирают ноги…

   Друг мой  милый, видишь ли меня?

    Все темней, темнее над землею-

    Улетел последний отблеск дня…

    Вот ты мир, где жили мы с тобою,

    Ангел мой, ты видишь ли меня?

    Завтра день молитвы и печали,

    Завтра память рокового дня…

    Ангел мой, где б души не витали,

    Ангел мой, ты видишь ли меня?

                                                ( 1865 )

На экране изображение -  портрет Тютчева 1 слайд  со словами

ΙΙΙ.  Учитель.   Вывод. Поэзия Тютчева – это самое полное выражение внутренней жизни автора, результат неутомимой работы мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. На высоту философского обобщения взлетело все придуманное и пережитое поэтом.

Вот мы и пришли к выводу, что прав был  всё – таки Тургенев  «Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть».

ΙV.  Домашнее задание. Сделать анализ  одного из стихотворений Ф.И. Тютчева

                                         (по выбору учащегося)

Добавить комментарий
Mail.ru counter