Конспект урока: Гоголь Мёртвые души. Чичиков в гостях у Коробочки.

Цель урока: проанализировать образ Коробочки, опираясь на текст главы 3;      определить её место и роль в произведении; найти ответ на вопрос: «Зачем Гоголь рассказал о Коробочке?».

Задачи: развивать умение  учащихся читать, воспринимать текст произведения, умение детального и выборочного анализа текста; развивать умение работать со справочным материалом; способствовать развитию познавательного интереса и художественного вкуса учащихся; способствовать обогащению словарного запаса и развитию монологической  речи учащихся.

Тип урока: урок – исследование  с использованием ИКТ, с использованием технологии метода проекта. (Мини – проект «В старину едали деды»).

Средства обучения:  текст произведения, словари.

Ход урока

 

I. Подготовка к основному этапу урока. Постановка проблемы и цели. (3 минуты)

Дидактические задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно –     познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Слово учителя: Сегодня вместе с главным героем поэмы Чичиковым мы отправимся в гости к Коробочке.  Интересная, необычная фамилия, правда, ребята?  А может,  это  не фамилия, а прозвище? Кто она такая? Хочется поскорее разобраться? Давайте, разберёмся.

 «Чем более я обдумывал мое сочинение, — писал Гоголь по поводу "Мертвых душ", — тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатывались истинно русские, коренные свойства наши».

Зачем автор рассказал о Коробочке?

Учитель. В ряду помещиков, рисуемых Гоголем, Коробочка — единственная женщина. Нам ничего не известно  о ее прошлом, семье. Доживает свой век в «по­рядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря, хлопочет по хозяйству, «голову дер­жит несколько набок», столкнувшись с непонят­ным ее недалекому уму предложением Чичикова. Боясь продешевить, запуганная сердитым и де­ловым гостем, соглашается Настасья Петровна продать небывалый товар за живые деньги. Бе­режливая Коробочка деньги сложит в мешочек, спрячет в угол комода, а затем по ее завещанию перейдут они «племяннице внучатой сестры».

Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже?

Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Настасьи Петровны Коробочки.

II. Беседа с опорой на текст произведения Н.В.Гоголя «Мёртвые души», глава 3. (17 минут)

Усадьба, дом, застолье многое расскажут о хо­зяйке, ее характере, образе жизни, привязанно­стях и вкусах.

- Какой прием был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ дере­веньки Настасьи Петровны Коробочки?  (П.Боклевский. Чичиков.)

(Предполагаемый ответ учащихся: В гос­теприимстве ей не откажешь: платье Чичикова было высушено и вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложе­ние почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался.)

- Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые пред­метно-бытовые детали текста.

Работа в группах.

 Учащиеся класса делятся на три группы. Каждая группа получает задание исследовать  текст и сделать вывод о:

                                1) комнате Коробочки и двух ее портретах;

                                2) хозяйстве Коробочки (вид из окна);

                                3) деревне Коробочки.

Чтение и анализ  отрывков, дающих портрет хозяйки.

1)  два портрета Коробочки: «Вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших поме­щиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки» (портрет сливается с характером).

«Она была одета лучше, нежели вчера, — в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все также было что-то навязано».

Вывод первой  группы: Коробочка бережлива, хра­нит распоротый салоп, обои в комнате старень­кие, зеркала старинные. Неожиданный гость за­стал Настасью Петровну врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о ее возрасте, замкнутом домаш­нем образе жизни в глуши.

(Показ  иллюстрации к поэме. П.Боклевский. Коробочка. )

2) Хозяйство Коробочки (вид из окна): «...узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа, свинья с семейством очутилась тут же... тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хо­зяйственным овощем. По огороду были разбро­саны кое-где яблони и другие фруктовые дере­вья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев... на одном из чучел был чепец самой хозяйки».

Вывод второй группы: сеть на фруктовых деревьях, чепец на чучеле - самые значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ни­что не пропадает в ее хлопотливом хозяйстве.

3) Деревня Коробочки: «За огородами сле­довали крестьянские избы, которые... показы­вали довольство обитателей, ибо были поддер­живаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота ниг­де не покосились... Чичиков заметил где запас­ную почти новую телегу, а где и две».

Вывод третьей группы : описание деревни Коробочки гово­рит само за себя: она всех приучила к порядку, хорошая, бережливая хозяйка.

Учитель. Предметом нашего исследования является речь Коробочки.

Чтение по ролям сцены торга   (Заранее подготовленные ученики).

Учитель.  Не желая упускать своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. После беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке: все, что ни бы­ло на нем, начиная от рубашки до чулок, все было мокро».

В чем же дело? (Коробочка уморила Чичико­ва своей «дубинноголовостью», бестолковостью, скупостью, желанием повременить с продажей небывалого товара. «Авось понаедут купцы, да и применюсь к ценам», — говорит она Чичикову.)

Учитель.  Каков тон разговора Чичикова с Коробоч­кой и почему?

(Чичиков решил вовсе не цере­мониться с Коробочкой, так как она небогата. Коробочка представляется Чичикову как «кол­лежская секретарша», то есть вдова коллежско­го секретаря, что соответствовало десятому классу табели о рангах.)

Учитель. Сделка наконец совершена. Коробочка ре­шила задобрить сердитого Чичикова и пригла­сила его закусить: «Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, ско­родумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припёками: припёкой с лучком, припёкой с маком, припёкой с творогом, припёкой со сняточками, и невесть чего не было».

Ребята! Кому  понятны слова скородумки, лепешки с при­пеком, пряглы, сняточки? В чем разница между ватрушкой и шанишками?  Можно разрешить все загадки хлебосоль­ной Коробочки.  Наши девочки Лысова Анастасия и Лыгина Алёна поработали с «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля и с «Кулинарным словарём» В.В. Похлёбкина, провели большую исследовательскую работу.  После их рассказа, я надеюсь, станет всё понятным в том вкусном ряду.

III.  Выступление подготовленных  учащихся, которые работали над мини – проектом «В старину едали деды»  (7  минут)

Толкований этих слов нет ни в словаре С.И.Ожегова, ни в других толковых словарях. А между тем в современном русском литературном языке эти архаизмы имеют вполне употребимые синонимы.

Скородумка — вовсе не выпеч­ка на скорую руку, а яичница выпускная или гла­зунья. Шаньга — ватрушка с кашей, мятым карто­фелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. Знаток русской кухни В.В.Похлебкин в своем «Ку­линарном словаре» уточняет, что шаньги — это круглые пирожки, имеющие внешний вид ватруш­ки, но не наполненные, а лишь смазанные в се­редине сметаной, творожно-яичной массой, творожно-гречневой смесью и так далее. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил.

Похлебкин продолжает: «Шаньги едят горя­чими, свежевыпеченными с молоком, с просто­квашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем — они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям».  А перед Чичиковым на столе еще какие-то загадочные пряглы. И этого слова нет даже у Даля.  Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» — жарить в масле, и в этом же словар­ном гнезде находится слово «прягла» — оладья, толстый блинок, лепешка в масле, пышка. Далее автор словаря поясняет: «Спряжить, спрягти — изжарить. Один пирожок недопряжен, другой пе­репряжен, попряжила б еще». Внимательный чи­татель заметил у Гоголя подсказку: «...перед зав­траком Чичиков услышал завлекательный запах чего-то горячего в масле». Лепешка — утолщен­ный блин разного диаметра, она может быть пресной, дрожжевой, сдобной, печеной, жареной. У Коробочки подавали лепешки с припеком. Словарь Даля объясняет: припек — посыпка на лепешки, блины (например, мак, лук, яйца). Ка­кова же технология приготовления припека? Похлебкин пишет: существует разновидность бли­нов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пище­вой продукт (творог, фарш) и быстро припекает­ся к блину на разогретой сковородке.

Чудесная книга «О жизни, быте и нравах рус­ского народа» Н.И.Костомарова и И.Е. Забелина сообщает: «...русские пироги имели продолгова­тую форму и различную величину, большие назы­вались пирогами, малые — пирожками. На масле­нице пекли пряженые (читай — изжаренные в масле) пироги с творогом и яйцами... в постные дни пеклись пироги со всевозможными родами рыб, особенно с сигами, снятками...» Значит, сняточки - это рыба? У Даля сняток (снеток) - рыб­ка вандыш, ловимая в Белозере, в продаже суше­ная. Загадочный вандыш — это корюшка, а точнее, озерная форма корюшки - снеток. Как же получался припек к лепешке, если эта мелкая рыбка еще и сушеная? И Похлебкин, и Костома­ров в своих книгах поясняют: «Сушеную рыбу — сущик — отварить, выбрать кости, мелко изру­бить, смешать с мелкорубленым луком, гречне­вой или рисовой кашей (треть объема) и поджа­рить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги».

Пресный пирог с яйцом также понравился Чичикову: «съел с небольшим половину». Поче­му «пресный»? Потому что приготовлен он из бездрожжевого теста, которое, вымешав, рас­катывают и тотчас же разделывают на пироги.

Блины в представлении не нуждаются, тем более что Чичиков «свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой. Повто­ривши это раза три, он попросил хозяйку при­казать заложить его бричку.

— У вас, матушка, блинцы очень вкусны, — сказал Чичиков, — принимаясь за принесенные горячие.

- Спасибо, девочки.  Ребята, какой вывод можно сделать о Коробочке как о хозяйке?

Вывод:  не можем не отметить гостеприимство и хлебосольство Коро­бочки, замечая ее бережливость, упрямую подо­зрительность, желание продать с выгодой проду­кты своего натурального хозяйства, тупость и «дубинноголовость», которая, как отмечает Го­голь, «свойственна порой иному и почтенному и государственному даже человеку». Но впереди у Чичикова дорога, и он спешит к своей бричке.

I V. Контроль и самопроверка знаний. (8 минут)

Задача: Выявление  качества и уровня овладения знаниями.

Учитель:

- Гоголь, прощаясь с Коробочкой, восклица­ет: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не хозяйственная — мимо них!»

Как вы понимаете эти слова Гоголя?

 (Коробо­чка суетится и хлопочет по хозяйству, копит де­нежки, живет в глуши, в ее жизни нет никаких со­бытий, она обыденна, скучна, помещица ничем не интересуется, кроме повседневного, много лет назад заведенного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова.)

- Что роднит Коробочку и Манилова?    ( духовная смерть …см. выше)

- Что нового открылось вам в Чичикове, что Коробочка помогла нам в нем увидеть? (Чичиков разный. Слащаво - обходительный с Маниловым, грубый с бестолковой Коробочкой, легко может обмануть, пообещав заехать еще раз.)

Итак, ребята, как мы теперь ответим на вопрос:

Зачем автор рассказал о Коробочке?   (ответы учащихся)

Учитель. На примере Коробочки Гоголь нам показывает, к чему приводит излишняя бережливость. Ребята, я думаю, что вы выберете другие жизненные ценности: стремление к красоте, яркости, жизнелюбие, активная жизненная позиция.

V. Рефлексия. (2 минуты)

- Как вы оцените своё внутреннее состояние? Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.

Оцените, насколько вы усвоили данный материал (с помощью цветных кружочков).

VI.  Выставление и мотивировка оценок. (1 минута)

VII.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2  минуты)  Прочитать главу 4. Собакевич.  Ответить на вопрос «Зачем автор рассказал о Собакевиче?»

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter