Конспект открытого урока литературы 9 класс: Анна Ахматова и Марина Цветаева – две женщины, два поэта

Автор:  Чиркова Марина Владимировна, НОУ «Сехриё», Узбекистан г.Ташкент, учитель русского языка и литературы.

 

Цели: образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством двух великих женщин - поэтов Серебряного века; дать возможность учащимся ощутить трагичность времени, в котором жили А.Ахматова и М.Цветаева, прикоснуться к их нелегким судьбам, понять особенности их внутреннего и поэтического мира; провести сопоставительный анализ стихов А.Ахматовой и М.Цветаевой.

развивающие: развивать творческое мышление, умение анализировать поэтический текст, сопоставлять и сравнивать факты, события, явления; формировать художественно-эстетический вкус, активизировать фантазию и воображение, умение работать в группах.

воспитательные:  воспитывать внимание и интерес к художественной литературе, к поэзии, к богатейшим возможностям поэтического языка.

Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал, презентация.

Тип урока: открытый урок.

Методы: 1. Интерактивный – метод критического мышления, синквейн, диаграмма Венна, прием «Реклама», схема «Вижу, слышу, чувствую», работа в группах. 2. Схемы, демонстрационный, словесный, исследовательский, эвристический, моделирование.

 

Ход урока                                                         

Не человечески мила

Её дремота, 
От ангела и от орла 
В ней было что-то. М.Цветаева

 

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская. М.Цветаева

1. Организационный момент.

2. Словарная работа.

Серебряный век, акмеизм, метафора, эпитет, хорей, амфибрахий, рифма, рифмовка, поэт.

3. Прием «Реклама».

Предлагаю Вам прорекламировать Серебряный век, создайте рекламу веку русской поэзии. Придумайте слоган.

4. Сопоставительный обзор жизни и творчества двух величайших поэтов Серебряного века: Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.  

Из записи в метрической книге Преображенского собора г. Одессы

Свидетельство № 4379

30-го апреля 1890 года выдало сие свидетельство в том, что в шнуровой метрической книге Кафедрального Преображенного собора портового города Одессы, Херсонской епархии за 1889 год, в первой части о родившихся, под №87 женского пола записан следующий акт: Июня 11 родилась, а Декабря 17 крещена Анна; родители ее - капитан 2-го ранга Андрей Антониев Горенко и законная жена его Инна Эразмова, оба православные.

26 сентября 1892 года в Москве на свет появилась девочка, получившая имя Марина. Марина Цветаева родилась в очень интеллигентной семье. Ее отец - Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед. Мать - Мария Мейн, талантливая пианистка.

Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, и притом не только по-русски, но и по-фран­цузски, по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. Сборник был замечен.

Первый сборник Ахматовой Вечер появился в 1912 и был сразу же замечен критикой.

В 1912 году в январе Цветаева вышла замуж за литератора Сергея Эфрона. Своего мужа она встретила случайно, отдыхая у моря. Марина всегда считала, что полюбит человека, который подарит ей понравившийся камень. Ее будущий муж, не подозревая об этом, подарил Цветаевой в первый же день их знакомства сердолик, который нашел на пляже.

В апреле 1910 г. Аня Ахматова становится женой Н. С. Гумилёва. У него – автора трёх книг стихов- уже было в поэзии довольно известное имя. Когда выяснилось, что стихи пишет его юная жена, то всерьёз к этому поэт отнесся не сразу. Однако очень скоро стало ясно - и Гумилёву в том числе, - что в русской поэзии зазвучал новый, талантливый голос.

Только на склоне лет Ахматова была окружена вниманием. Она получила высокую премию в Италии и степень доктора Оксфордского  университета.

Марина Цветаева так и не дождалась признания властей. Ей не было места в эмиграции, не было места на Родине, во всей современности вообще. Жизнь давила на Цветаеву постоянно, хоть и с разной силой. Осенью 1940 года она записывала: «Никто не видит – не понимает, что я год уже ищу глазами крюк. Я год примеряю смерть».

Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь “необыкновенным пятым временем года”.  Любовь у Анны Ахматовой  - это и любовь-счастье, и  любовь-страдание, и пытка, и любовь-жалость.

Любовь в творчестве Цветаевой многолика. Лики разные, но исход один: горечь и разлука. Любовь у Цветаевой изначально обречена на разлуку. Радость обречена на боль, счастье – на страдание.

5. Слушаем стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой и  «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анны Ахматовой.

6. Схема «Вижу, слышу, чувствую».

Ученики в группах  заполняют схему: вижу, слышу, чувствую после того, как прослушают  стихотворения: 1 и 2 группы – «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой, 3 и 4 – «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анны Ахматовой.

7. Работа в группах (мозговой штурм)

1 группа – образные средства и настроение стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой.

2 группа – стихотворный размер, рифма и рифмовка стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…» Марины Цветаевой.

3 группа – образные средства и настроение стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анны Ахматовой.

4 группа – стихотворный размер, рифма и рифмовка стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анны Ахматовой.

8. Ассоциограмма «Поэзия».

Учащиеся в группах пишут свои ассоциации на слово поэзия.

9. Итог урока. Рефлексия.

Диаграмма Венна.

Учащиеся в 1 и 3 группах выделяют общность и различия  Ахматовой и Цветаевой.

Учащиеся 2 группы пишут синквейн на тему Марина Цветаева.

Учащиеся 4 группы пишут синквейн на тему Анна Ахматова.

Единственная встреча между Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой состоялась 7 -8 июня 1941 года в Москве. «Волнение было написано на лицах обеих... Они встретились без пошлых процедур «знакомства». Не было сказано ни «очень приятно», ни «так вот Вы какая». Просто пожали друг другу руки… Когда Цветаева уходила, Анна Андреевна перекрестила её». Цветаева посвятила Ахматовой 11 стихотворений в сборнике «Версты». Ахматова посвятила Цветаевой одно единственное стихотворение, которое Марина уже не застала.

«Юность почти всегда отдает предпочтение Цветаевой, но с годами, со зрелостью, взоры  все чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше же счастье состоит в том, что у нас, все-таки, есть и та, и другая».

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter