Конспект урока: Я с Миром. С. Есенин. 11 класс

Цель урока: 

1. Анализ философской лирики С.Есенина  с целью определения мировоззрения поэта последних лет жизни.

2. Развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. Развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод.

3. Воспитание интереса к творчеству поэта, воспитание любви к Родине.

Оборудование: презентация стихотворений С.Есенина

Ход урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке пойдет разговор о философской лирике Сергея Есенина

Как вы понимаете значение термина «Философская лирика»? (ответ учащегося)

Под философской лирикой мы понимаем стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное «Я» автора ведет своеобразный диалог с Миром- с человеком, с природой, землей, вселенной, Богом

Произведения Есенина представляются неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов. (читается стихотворение «Я покинул родимый дом».

Беседа по тексту:

 Какие образы даны в этом стихотворении?

Природа это отдельный образ? Нет. Докажите примерами из текста.

(Березняк теплит матери старой грусть, словно яблонный свет седина пролилась у отца в бороде, старый  клен на одной ноге…)

Назовите яркие изобразительные средства: (золотой лягушкой луна, яблонный цвет, клен на одной ноге…)

Какой можно сделать вывод?

 У Есенина нет философии природы отдельной от человека. У Есенина полное слияние человека с природой.

Слово учителя.  Поэзия Есенина последних  самых трагических лет (1922-1924) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Принятие жизни звучит декларативно « Приемлю все, как есть все принимаю…» Но чаще всего это глубокое лирическое осмысление себя и мира.

 Давайте послушаем стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» На фоне музыки звучит стихотворение в исполнении Кречетова М.

Какова тема стихотворения?

Тема произведения — размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе — это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для есенинской лирики.
Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным. Она заявляется лирическим героем в самом начале (“Не жалею, не зову, не плачу...”) и повторяется как итог всего размышления в конце (“Будь же ты вовек благословенна...”). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе (“Все пройдет...”), так и в последней (“...все мы в этом мире тленны”). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.

Какой общий вывод можно сделать?

Слово учителя: С.Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы. В его стихах всегда есть аналогия между законами человеческой жизни и законами природы. Эти мотивы развиваются, например, в элегии «Отговорила роща золотая». Большая часть стихов Сергея Есенина положена на музыку. Звучит стихотворение в музыкальном исполнении. Как вы понимаете образ рощи в данном стихотворении? Это и конкретный природный образ, и обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Какова тема стихотворения? Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли - это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием: «Стою один среди равнины голой, //А журавлей относит ветер в даль, //Я полон дум о юности веселой, //Но ничего в прошедшем мне не жаль». Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг...

Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: «В саду горит костер рябины красной, // Но никого не может он согреть». Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова».
Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя приятие смерти как данности.

Рассмотрим еще одно стихотворение С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу» С каким стихотворением перекликается  тема этого стихотворения? Какую роль в стихотворении играет контраст? Что несет красота реальной жизни? Что дает лирическому герою общение с природой? В каких строках заключен основной смысл стихотворения?

Подводя итог нашему разговору, какие выводы можно сделать?  Поэзия С.Есенина поражает нас остротой восприятия «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле»Гармоническое единство человеческой души с Миром - вот что определяет лучшие творения С. Есенина.  Мотив, навеянный народной философией жизни и самобытно запечатлен в проникновенных стихах поэта.

 

Скачать полную версию Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter