Конспект урока: Великосветское общество в изображении Толстого в романе "Война и мир". 10 класс

Цель:

1. Сопоставить салон мадам Шерер и именины в доме Ростовых (т.1, ч.1, гл. 1-17). Выделить, какие духовные ценности присущи героям, близки Толстому. Определить, какими стилистическими приемами ДОС тигается контраст между посетителями салона мадам Шерер и дома Ростовых.

2. Воспитывать положительные эмоции, эстетическое наслаждение от прочитанного, отличать истинное и ложное, внимательное ибережное отношение к семейным традициям.

3. Развивать умение вести диалог, монологическую речь, логическое мышление.

Оборудование: проектор, алгоритм, репродукции батальных сцен войны 1812 года русских художников.

 

Ход урока

Повторение.

1.Обратим внимание на причины обращения Толстого к эпохе 1805-1807 года. (Сообщение учащегося.) (Вывод: Накопился огромный материал о исторических событиях 1805-1807 годов и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 года, и героем романа стал русский народ.)

 

2.Вспомним об истории создания романа «Война и мир».

На проекторе.

 Роман Толстого «Война и мир».История создания.

1863-1869

1857    Встреча с Пущиным и Волконским

1825   Восстание на Сенатской площади (повесть «Декабристы»)

1812    Отечественная война (торжество русского народа)

1805    Война сНаполеоном в союзе с Австрией (Шенграбенское сражение, Аустерлиц - поражение русской армии - эпоха «неудач и срама» России)

На проекторе - проблемный вопрос: Какое место эта тема будет занимать в системе изучения романа «Война и мир»?

(Мы увидим, как будут изменяться взгляды и поведение героев, когда жизнь проведет их через главные испытания - испытание войной, любовью, отношением к Отечеству.)

Сообщение учащегося. Историческая справка к т. 1 романа «Война и мир» Толстого. Действие романа-эпопеи разворачивается в 1805 г.

 

Новая тема.

- Итак, мы представляем политическую обстановку того времени, когда разворачиваются события романа.

Поэтика названия. -Вначале давайте поразмыслим, почему Толстой в названии романа использовал соединительный союз? Докажите, что слова, вынесенные в заглавие, многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений. (Потому что война разрушает мир, а мир наступает только после войны - взаимосвязь, одно без другого не бывает, иначе исчезли бы исходные понятия. Война-это не только одни военные действия враждующих армий, но и война-это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. Война существует не только на войне, но и в обычной, повседневной жизни людей, разъединенных социальными и нравственными барьерами.)

 

- Общая цель при изучении романа - выяснить, какие нормы жизни утверждает Толстой, какие отрицает. Знакомство с романом начинается с эпизода вечера в слоне мадам Шерер.

Конкретная цель - определить: 1.Отношение автора к нормам морали жизни высшего общества и каким образом он это выражает. 2.Посмотреть, однородно ли это общество.

 

3.Разговоры в салоне лиц, близких царскому двору, позволит нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России и Франции. Почему это произошло? И кто такой Наполеон Бонапарт?

 

Задание по группам:

(10-15 мин.) 1гр.Анализ вечера в салоне Шерер (1-4 главы)

2 гр. Именины в доме Ростовых. (7-11 гл., 14-17 гл.)

3 гр. Особняком изображены князь Андрей и Пьер.Почему?(2-5 гл.)

4 гр. Стилистические приемы писателя.

 

Общее задание для всех групп (распечатаны - на каждом столе):

-Отличительные черты, нравственные ценности героев.

-Составление своей части алгоритма.

-Цитирование текста.

-Как действует прием «срывания всех и всяческих масок»?

 

Ответы групп.

Основные положения записываем в тетрадь. В ходе диалога составляем алгоритм.

-Почему для 3-й группы мы выделили героев отдельно? К какому из 2-х сравниваемых домов вы отнесли бы этих героев? (Они близки по душевным качествам. С Пьером и Ардреем будет связана в дальнейшем эволюция, духовные изменения, так называемая, по Толстому, диалектика души.)

 

Аналитическая беседа.

-Почему действие романа начинается с вечера в салоне Шерер? (После 15 вариантов начал романа Толстой остановился именно на июле 1805 г. на салоне Шерер: они хорошо передают сложную политическую атмосферу того времени. Толстой полагал, что для начала романа должна быть найдена такая обстановка, чтобы из нее «в разные места разбрызгивалось действие», «как из фонтана», вот таким «фонтаном» оказался вечер в салоне А.П.Шерер.)

-Почему необходимо сопоставление представителей салона Шерер с гостями дома Ростовых? (Наиболее заметен контраст.)

-Кого из героев вы бы назвали самыми типичными представителями салона Шерер? Однородно ли это общество? Кто стоит особняком? -Портрет князя Василия.Наблюдения по тексту. (Контраст, несоответствие эпитетов.) -Княгиня Лиза и Пьер. В них что-то детское, так ли это? -Ленин: «Срывание всех и всяческих масок». Как работает этот прием? -Почему используется французский язык? (Толстой: показать, насколько широк разрыв между аристократами и простым народом.) -Какую смысловую нагрузку несут имена героев?

-Коротко пересказать сцены в доме умирающего графа Безухова. Как здесь «работает» тот

же метод срывания масок в обществе?

-Почему Толстой непоследовательно изображает события во время именин в доме

Ростовых, а прерывает их повествованием происходящего в доме графа

Безухова?(Принцип повествования: сходство и контраст

Гл. 7-11 -сцены именин

Гл. 12-13-болезнь графа Безухова

Гл.14-17-опять Ростовы

Гл. 18-21-смерть графа Безухова

«А в это время...», «6-й англез - 6-й удар....»

Вывод: в жизни веселье и радость, горе , смерть и полнота жизни сосуществуют рядом.

Толстой показывает сложность и многообразие жизни.)

-Говорят в доме Ростовых о войне?

-Возможна сцена танца старого графа и Марьи Дмитриевны в салоне Шерер?

Вывод.Ростовы и Шерер - люди одного класса, но разной породы. Мир Ростовых-это тот мир, который утверждает Толстой.

 

Информация о домашнем заданиии

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter