План-конспект интегрированного урока по истории и обществоведению в 11 классе

Авторы: Цветинская Анна Фадеевна, учитель истории высшей категории. Тишук Татьяна Васильевна, учитель истории и обществоведения высшей категории. ГУО «Лицей г. Новополоцка»

 

План-конспект интегрированного урока по истории (тема «Начальный период Великой Отечественной войны») и обществоведению (тема «Искусство») в 11 классе

Цель урока: формирование у учащихся понимания роли культуры в годы Великой Отечественной войны как мощного канала воздействия на мысли, взгляды, жизненную позицию человека, осознание учащимися вклада культуры в общую победу.

Задачи:
а) обучения: расширить представления учащихся об особенностях развития культуры в период Великой Отечественной войны; показать на конкретных примерах, что советское искусство было сражающимся, считало себя мобилизованным на борьбу с врагом, укрепляло и закаляло дух народа;
б) развития: способствовать развитию у учащихся способностей к анализу произведений культуры, умений соотносить знания исторических фактов с их интерпретацией в искусстве, формировать навыки работы с разного рода информацией;
в) воспитания: создание условий для воспитания ценностно-мировоззренческих компетенций личности, зрителя, готового к восприятию произведений культуры.

Учащиеся должны знать и понимать: роль и значение культуры в годы Великой Отечественной войны, ее особенности в начальный период войны.

Учащиеся должны уметь: анализировать, сопоставлять данные из различных источников, использовать их при характеристике роли культуры, сравнивать и оценивать различные точки зрения на роль культуры в годы войны, формировать и аргументировать свою точку зрения на роль культуры в сложных исторических условиях войны.

Обеспечение урока: презентация, газета - плакат «Раздавим фашистскую гадину», сатирический листок «Партызанская дубiнка», текст обращения И.В.Сталина от 3 июля 1941г., репродукция картин «За родную Беларусь» «Защитники Брестской крепости», фонограмма песен «Священная война», «В землянке», видеоролик «Десятый наш десантный батальон», «Мирное лето 1941г.», фонограмма «Заявление советского правительства 22 июня 1941г.», фонограмма стихотворения «Жди меня», подборка плакатов Великой Отечественной войны, фрагмент кинохроники «Москва, ноябрь 1941г.», фрагмент фильма «В небе ночные ведьмы»

На доске:

Когда с беспощадною силой

Взрывается свод голубой
Хочу, чтобы муза будила,
Чтоб муза звала за собой. С.Росин

Когда говорят пушки, умолкают музы. Латинский афоризм

Проблема урока: докажите, что «художник – ухо, око и сердце страны, он голос своей эпохи» (М. Горький).

Ход урока

Этап I.Организационный

Цель: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
Задача: содействовать установлению эмоционально-позитивного настроения учащихся.
Учитель приветствует обучающихся, объявляет особенности урока - интеграция двух предметов: истории и обществоведения, желает творческих успехов

Этап II. Целеполагание

Цель: создание условий для понимания учащимися цели урока.

Задача: определение цели урока учащимися.

Демонстрация картины В.Суховерхова «за родную Беларусь», монумента «Мать-патриотка» в г. Жодино, книги В.Быкова «Обелиск. Сотников» (слайд 2), фрагмента фильма «В небе ночные ведьмы» (слайд 3), видеозаписи песни Б.Окуджавы «Десятый наш десантный батальон» (слайд 4).

Учитель обществоведения:

- К каким видам искусства относятся произведения, продемонстрированные на экране?
- Какая общая тема их объединяет?
Сообщение учителем темы урока - «Культура и война» (слайд 5)

Учитель обществоведения:

Давайте попробуем определить цель нашего урока, исходя из содержания предложенных цитат. 

Цель урока: определить роль культуры в начальный период Великой Отечественной войны, осознать вклад культуры в общую победу.

Этап III. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: актуализация знаний учащихся по теме «I период Второй мировой войны»

Задача: побудить учащихся применить полученные ранее знания

Демонстрация видеоролика « Мирное лето 1941г.» (слайд 6)

Учитель истории (на фоне видеоролика):

- Какое событие принято считать началом Второй мировой войны?

- Как складывались отношения СССР и Германии накануне Второй мировой войны?
- Как СССР отреагировал на нападение фашистской Германии на Польшу?
- Каким было положение в Западной Европе накануне нападения фашистской Германии на СССР?
- Назовите дату нападения фашисткой Германии на СССР (слайд 7)

Этап IV. Формирование опыта анализа произведений культуры и умений соотнесения исторических фактов с их художественной интерпретацией.

Цель: работа с различными произведениями искусства и документальным материалом.

Задача: создать условия для критического восприятия и осмысления информации, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений учащихся.

Учитель истории: о нападении фашистской германии 22 июня 1941г. в 12 часов по радио сообщил диктор Всесоюзного радио Ю.Б. Левитан. Ему приходилось в течение дня несколько раз читать заявление Советского правительства 

Фонограмма голоса Ю.Б.Левитана (слайд 8)

Учитель обществоведения: за год войны Ю.Б.Левитан прочитал более 120 экстренных сообщений и 2 тысячи фронтовых сводок. В переломный момент для фронта главный диктор страны выходил в эфир из бункеров Самары и Екатеринбурга. Его любили советские люди и ненавидели враги. Недаром сам Гитлер называл его врагом № 1 и обещал в случае победы над СССР повесить сначала Левитана, и только потом Сталина. За голову диктора была назначена премия – 250 тысяч марок.
- Почему этот человек был так опасен для фашистов?
- Можно ли голос Левитана и его служение Родине отнести к служению искусства?
Учитель истории: 3 июля 1941г. по радио с обращением к гражданам Советского Союза обратился Председатель ГКО И.В.Сталин (слайд 9).
Анализ учащимися текста обращения и передача его смысла лозунгами (раздаточный материал)
Демонстрация плакатов Великой Отечественной войны (слайд 10).

Учитель обществоведения:

- Какой вид искусства представлен на слайде?

- К какому жанру изобразительного искусства относится плакат?
Плакаты Великой Отечественной Войны - это летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.
Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года. На нём изображён прорванный документ договора о ненападении, гнусное лицо и руку Гитлера, просунувшиеся в дыру, и красноармеец, встречающий врага штыком.

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет!». Идея создания плаката пришла совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформ бюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра.
- Какие ощущения вы испытываете, глядя на этот плакат?
- Что первое воспринимается, когда мы смотрим на плакат?
- Какие цвета являются ведущими в плакатах периода ВОВ?
- Чем плакат отличается от картины?

Учитель истории: в Беларуси издавался сатирический листок «Партызанская дубiнка» и газета плакат «Раздавим фашистскую гадину» (слайд 11). Писатель И. Эренбург писал «В дни войны газета – воздух. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба»

Анализ учащимися газеты – плаката ««Раздавим фашистскую гадину».
- Какие темы являлись ведущими в начальный период войны?
- Какую задачу выполняла газета?

Учитель обществоведения: в первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А. Фадеев сказал: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером». Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи В. Лебедева-Кумача, которая стала гимном войны.
- Знаете ли Вы эту песню?
Фонограмма песни «Священная война» (слайд 12).

Учитель истории:

- Как автор песни характеризует характер войны Советского народа против фашистской Германии?

- Чем война советского Союза отличалась от военных действий в Европе в 1939-1941гг.?
- Почему именно эта песня стала гимном, набатом для советского народа?
У В.Шефнера есть такие строки: « Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»
Фонограмма песни «В землянке» (слайд 13).

Учитель обществоведения (на фоне фонограммы): среди песен, которые исполняли в годы войны, были и лирические. Песня «Землянка» появилась случайно. Это 16 строк из письма А. Суркова жене, написаных после тяжёлого боя, которые композитор К. Листов положил на музыку.
- Почему именно песня становилась верным помощником бойца? Именно поэтому с октября 1942 года начали выпуск грампластинок, которые шли на фронт вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была необходима бойцу.
- А какое стихотворение созвучно с этой песней?
Фонограмма стихотворения «Жди меня» К.Симонова (слайд 14).

Учитель истории:

- Обороне какого белорусского города посвятил свой роман «Живые и мертвые» К.Симонов?
- Сколько дней шла оборона города? Назовите дату (слайд 15)
Учитель обществоведения: ещё одним видом искусства, которому хотелось бы уделить внимание, является скульптура.
- Перед вами 3 памятника (слайд 16). Какой элемент объединяет эти скульптуры?
- Что он символизирует?
Меч – это символ возмездия, а в последней скульптуре – символ мира, так как меч опущен. Обратите внимание, что, как и на плакате, Родина ассоциируется с женщиной, а воин – освободитель – с мужчиной с ребёнком на руках.

Учитель истории:

- С позиции историка, что можно проследить по этим скульптурам?
- Назовите этапы Великой Отечественной войны.
Тяжелыми трагическими были первые дни, недели, месяцы войны. Враг одерживает победы, но не те, на которые рассчитывал. Наверное, самой большой неожиданностью для немцев, оказалась готовность к самопожертвованию, которую проявил народ. Пример тому – оборона Брестской крепости (слайд 17, «Защитники Брестской крепости» В.Кривоногова)
- Сколько смогли выстоять защитники крепости?

Учитель обществоведения:

- Какой вид искусства представлен для вас?
- К какому жанру относится картина?
- Какие средства использовал художник, чтобы показать героизм и трагизм данного события?
Живопись военных лет значительно отличалась от довоенной. В начале войны – в основном фиксация увиденного.

Учитель истории: несмотря на упорное сопротивление советской армии, враг рвался к Москве.

- Какое событие произошло в Москве в ноябре 1941г.?
- Какое значение имел парад 7 ноября 1941г. в Москве?
Фрагмент кинохроники «Москва. Ноябрь 1941г.» (слайд 18)

Учитель обществоведения: в годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино. В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника, как самый оперативный вид кино. 243 оператора – документалиста рассказывали о событиях на фронте.
- Почему кинооператоров-документалистов называли «солдатами с двумя автоматами»?

Верно, в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера. Именно кинохроника была выдвинута советской пропагандой на первый план. Работа фронтовых операторов - это постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества киноматериала о суровых буднях Великой Отечественной самого главного.

Этап V. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися решения поставленных учебных задач, оценка своей деятельности.
Задача: создать условия для формулирования учащимися выводов урока, представления своей позиции по проблеме урока.
Учитель обществоведения:

- Какие виды и жанры искусства мы рассмотрели сегодня на уроке?
- Как вы понимаете высказывание М. Горького «Художник – это ухо, око, сердце страны, он голос своей эпохи»?
- Какая из цитат точнее определяет роль искусства в годы войны?
- Произведения искусства, созданные в годы войны, для нас также важны и значимы, как и для граждан в те грозные годы?

Учитель истории: предлагаем вашу личную позицию по теме «Культура и война» изложить, пользуясь ПОПС- формулой (слайд 20)

П (позиция) – я считаю.................................................................................
О (обоснование) – потому что, ....................................................................
П (пример) – могу подтвердить ....................................................................
С (суждение) – поэтому................................................................................

Учителя выставляют и комментируют оценки учащимся за работу на уроке с учетом их личной позиции, представленной в виде ПОПС – формулы.

Этап VI. Обсуждение домашнего задания. 

Подготовить презентацию произведения искусства (на выбор учащегося), связанного с событиями начального периода Великой Отечественной войны.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Добавить комментарий
Mail.ru counter