Конспект урока: Металлы. 9 класс

Конспект урока содержит 4 приложения.

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Металлы».

Образовательные задачи:

- привести в систему знания о металлах;

- продолжать формирование умений и навыков составления уравнений реакций, решения расчетных задач;

- контролировать и корректировать умения составлять уравнения химических реакций;

- извлекать информацию при наблюдении за химическими опытами.

Воспитательные задачи:

формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своему товарищу.

Развивающие задачи:

- развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать;

- развивать абстрактное мышление, используя сведения о металлах:

- логически излагать свои мысли.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

Игровая задача.

Правильно выполняя задания каждого этапа игры, команда должна заработать как можно больше подсказок, с помощью которых можно узнать металл и составить о нём рассказ. Каждый участник игры должен решить расчётную задачу, экспериментальную задачу на распознавание солей, выполнить тест и составить уравнения реакций, соответствующие цепочке превращений. Эта работа учащегося оценивается индивидуально.

Подготовка к игре.

Четырёх учащихся из класса учитель назначает консультантами. Они сдают зачёт досрочно, решают все задания своего этапа. Класс делится на 4 команды по 5 человек. Каждый ученик получает лист учёта, где указаны его фамилия и имя, названия этапов игры, где консультанты будут проставлять баллы за выполнение заданий. В кабинете столы ставятся так, чтобы удобно было работать четырём группам учащихся, например по 2 стола в четырёх углах класса, по 6 стульев у каждой пары столов. На столах должны быть таблички с названиями этапов. Учитель готовит дидактический материал (тесты, задачи, цепочки превращений) и оборудование для распознавания (пронумерованные пузырьки с растворами солей, реактивы и пробирки для проведения опытов) , карточки с подсказками.

Непосредственно перед игрой консультанты получают пакеты с заданиями, критериями оценки, комплекты подсказок для каждой команды в конвертах разных цветов. Например, красный цвет будет соответствовать подсказкам про серебро, синий – про золото, зелёный – про свинец, жёлтый – про ртуть.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель сообщает тему и цель урока, знакомит с правилами игры, говорит о том, что каждая команда должна пройти 4 этапа и набрать как можно больше баллов и подсказок для того, чтобы узнать металл и составить о нём рассказ, который прозвучит в конце урока. На каждом этапе команда может задержаться не больше 8 минут. ( переход от этапа к этапу происходит организованно, такое движение тождественно физкультминутке – технология здоровьесбережения). После этого каждая команда получает маршрутный лист определённого цвета, на котором указана последовательность прохождения этапов. Такого же цвета команде будут выдаваться подсказки на каждом этапе.

III. Обобщение и систематизация знаний.

1. Этап “Тестирование”.

Консультант выдаёт игрокам чистые листы бумаги, ручки и тесты. На чистых листах каждый ученик подписывает свою фамилию. Консультант объясняет задание: выписать номера правильных утверждений, и засекает 5 минут (с помощью наручных часов). Через 5 минут он собирает и проверяет работы. В тесте пять правильных ответов, они идут под номерами 1, 4, 5, 8, 10. Если ученик выбрал все утверждения верно, ему в зачётный лист ставится “5”, и выдаётся подсказка. Если одно утверждение неверное, или выбраны 5 верных утверждений и одно лишнее – ставится “4”, подсказка не выдаётся, если выбрано 2 ошибочных или лишних утверждения – “3”, подсказка не выдаётся, если более 2 ошибочных или лишних утверждения – “2”.

Подсказки красного цвета: самородный, драгоценный, бактерицидный, электропроводный, звонкий.

Подсказки синего цвета: мягкий, пластичный, драгоценный, самородный, химически пассивный.

Подсказки зелёного цвета: мягкий, тяжёлый, сине-серый, легкоплавкий, ядовитый.

Подсказки жёлтого цвета: тяжёлый, ядовитый, легкоплавкий, низкая электропроводность, низкая теплопроводность. (Приложение 1)

2. Этап “Расчётные задачи”

Консультант выдаёт игрокам чистые листы, ручки, калькуляторы, таблицы Д.И. Менделеева, листы с задачами. На каждом листе задачи на “3”, “4” и “5”. Учащийся сам выбирает уровень сложности задачи, решает её на подписанном чистом листе. Через 7 минут работы консультант собирает решения и выкладывает перед игроками цветные карточки подсказками вниз, на верхних сторонах карточек написаны числа, соответствующие ответам задач. Каждый игрок называет полученный им ответ и берёт соответствующую подсказку. В целях экономии времени консультант проверяет решения и ставит отметки позже.

Подсказки красного цвета: монеты, медаль, зеркало, фотография, прожектор.

Подсказки синего цвета: монеты, медаль, купола, зубные протезы, корона..

Подсказки зелёного цвета: пули, припой, аккумулятор, белила, сурик.

Подсказки жёлтого цвета: термометр, краски, серебряная вода, старинные зеркала, лампы дневного света. (Приложение 2).

3. Этап “Цепочки превращений”

Консультант выдаёт игрокам чистые листы, ручки, таблицы растворимости и задания. Через 7 минут консультант собирает работы. Выкладывает перед игроками подсказки, на верхних сторонах которых написаны формулы веществ Х. За правильное определение вещества Х, игроки получают подсказку, за составление уравнений в молекулярном и ионном виде, разбор одного из уравнений с точки зрения окисления-восстановления – отметку (за каждое уравнение – 1 балл). В целях экономии времени консультант проверяет и оценивает выполнение задания позже.

Подсказки красного цвета: Луна, ляпис, белый, украшения, столовые приборы.

Подсказки синего цвета: Солнце, жёлтый, Клондайк, украшения, философский камень.

Подсказки зелёного цвета: Сатурн, хрусталь, радиация, старинные печати, антидетонатор.

Подсказки жёлтого цвета: Меркурий, амальгама, киноварь, сулема, каломель (Приложение 3).

4. Этап “Распознавание солей”.

Консультант выдаёт команде чистую бумагу, ручку, таблицу растворимости, набор реактивов, чистые пробирки, четыре пронумерованных пузырька с растворами солей и задание: используя минимум реактивов, определите, в каком пузырьке находится каждая из солей: хлорид натрия, хлорид бария, хлорид магния, хлорид железа (II). Команда составляет план распознавания, записывает уравнения используемых реакций в молекулярном и ионном виде, выполняет задание практически и сообщает консультанту ответ. Если все вещества определены правильно, уравнения составлены в молекулярном и ионном виде – каждый из команды получает в зачётный лист “5”, если определены правильно все вещества, но в уравнениях есть ошибки, или определены 2 вещества, и все уравнения составлены правильно – каждый участник получает “4”, если правильно определено 1 вещество, правильно составлены все уравнения реакций, или правильно определены 2 вещества, но есть ошибки в уравнениях реакций – каждый получает “3”, если ни одно вещество не определено, или определено одно и уравнения составлены с ошибками – члены команды получают “2”. Подсказка выдаётся только в случае правильного распознавания всех веществ.

Подсказка красного цвета: считают, что военачальники армии Александра Македонского, вторгшейся в Индию, заражались желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты, потому что пили из бокалов, сделанных из этого металла.

Подсказки синего цвета: Нильс Бор, спасаясь от гитлеровских оккупантов, покидая Копенгаген, не рискнул взять с собой нобелевскую медаль, растворил её в “царской водке”, а вернувшись, выделил из раствора этот металл и сделал такую же медаль.

Подсказки зелёного цвета: считают, что водопровод в Древнем Риме, сделанный из этого металла, стал одной из причин упадка Римской империи

Подсказки жёлтого цвета: один из самых длительных опытов в истории химии, который шёл 12 дней, провёл Лавуазье. Он нагревал этот металл в запаянной реторте, металл частично превратился в оксид. Этим опытом Лавуазье доказал, что масса веществ в ходе реакции не изменяется.

По прохождении всех этапов, команда сдаёт зачётные листы консультантам для выставления оценок, анализирует собранные подсказки, угадывает металл и составляет рассказ о свойствах и применении данного металла. Консультанты считают сумму баллов, набранных каждой командой. Победившей считается команда, которая правильно угадала металл и набрала наибольшее количество баллов. (Приложение 4)

IV. Подведение итогов урока.

V. Рефлексия.

VI. Информация о домашнем  задании.

 

Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите! 

Метки к статье: конспект урока, химия, 9 класс

Особенно ценны приложения к уроку. Всем рекомендую применять данную разработку на своих уроках.
Добавить комментарий
Mail.ru counter